СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Биологический энциклопедический словарь.
БИОЛОГИЯ
Исторический очерк
Современная биология уходит корнями в древность и берёт начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Однако вскрытия человеческого тела были запрещены, и преподававшаяся по Галену анатомия была в действительности анатомией животных, главным образом свиньи и обезьяны. В эпоху Возрождения широко распространяются и комментируются сочинения античных философов и натуралистов (первыми ботаническим трудами были комментарии к сочинениям Теофраста, Плиния Старшего и др.). В дальнейшем появляются оригинальные «травники» — краткие описания лекарств, растений. А. Чезальпино сделал попытку (1583) создания классификации растений на основе строения семян, цветков и плодов. С введением анатомирования человеческого тела блестящих успехов добивается анатомия человека, что отражено в классическом труде А. Везалия «О строении человеческого тела» (1543 г.). Работы анатомов подготовили великое открытие 17 в.— учение У. Гарвея о кровообращении (1628 г.), применившего для физиологических исследований количеств, измерения и законы гидравлики. Плеяда микроскопистов открывает тонкое строение растений (P. Гук, 1665 г.; М. Мальпиги, 1675 – 79 гг.; Н. Грю, 1671 – 82 гг.) и их половые различия (Р. Камерариус, 1694 г., и др.), мир микроскопических существ, эритроциты и сперматозоиды (А. Левенгук, 1673 г. и др.), изучает строение и развитие насекомых (М. Мальпиги, 1669 г.; Я. Сваммердам, 1669 г. и др.). Эти открытия привели к возникновению противоположных направлений в эмбриологии — овизма и анималькулизма и к борьбе концепций преформизма и эпигенеза. В области систематики Дж. Рей описал в «Истории растений» (1686 – 1704 гг.) свыше 18 тыс. видов, сгруппированных в 19 классов. Он же определил понятие «вид» и создал классификацию позвоночных, основанную на анатомо-физиологических признаках (1693 г.). Ж. Турнефор распределил растения по 22 классам (1700 г.).
В 18 веке фундаментальную «Систему природы» (1735 г. и позже), основанную на признании неизменности изначально сотворенного мира, дал К. Линней, применив бинарную номенклатуру. Сторонник ограниченного трансформизма Ж. Бюффон построил смелую гипотезу о прошлой истории Земли, разделив её на ряд периодов, и в отличие от креационистов относил появление растений, животных и человека к последним периодам. Опытами по гибридизации Й. Кёльрёйтер окончательно доказал наличие полов у растений и показал участие в оплодотворении и развитии как яйцеклеток, так и пыльцы растений (1761 г. и позже). Ж. Сенебье (1782 г.) и Н. Соссюр (1804 г.) установили роль солнечного света в способности зелёных листьев выделять кислород и использовать для этого углекислый газ воздуха. В конце 18 века Л. Спалланцани осуществил опыты, опровергающие господствовавшую до тех пор в биологии идею возможности самозарождения организмов.
Уже со второй половины 18 века и в начале 19 века всё настойчивее в той или иной форме возникают идеи исторического развития живой природы. Ш. Бонне развил (1745 г., 1764 г.) идею «лестницы существ», которую эволюционно истолковал Ж. Б. Ламарк (1809 г.). Эволюционные идеи Ламарка в то время успеха не имели и подвергались критике со стороны многих учёных, среди которых был Ж. Кювье — основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии животных, выдвинувший (1812 г.) учение о катастрофах (Катастроф теория). Антиэволюционные концепции Кювье утвердились в 1830 г. в результате дискуссии с Э. Жоффруа Сент-Илером, пытавшимся обосновать натурфилософское учение о «единстве плана строения» животных и допускавшим возможность эволюционных изменений под прямым воздействием внешней среды. Идея развития организмов нашла убедительное подтверждение в эмбриологии, исследованиях К.Ф. Вольфа (1759 г., 1768 г.), X. Пандера (1817 г.) и К.М. Бэра (1827 г.), в установлении Бэром принципов сравнительной эмбриологии позвоночных (1828 – 37 гг.). Обоснованная Т. Шванном (1839 г.) клеточная теория сыграла огромную роль в понимании единства органического мира и в развитии цитологии и гистологии.
В середине 19 века установлены особенности питания растений и его отличие от питания животных, сформулирован принцип круговорота веществ в природе (Ю. Либих, Ж.Б. Буссенго). В физиологии животных крупные успехи достигнуты работами Э. Дюбуа-Реймона, заложившего основы электрофизиологии, К. Бернара, выяснившего роль ряда секреторных органов в пищеварении (1845 г., 1847 г.) и доказавшего синтез гликогена в печени (1848 г.), Г. Гельмгольца и К. Людвига, разработавших методы изучения нервно-мышечной системы и органов чувств. И.М. Сеченов заложил основы материалистического понимания высшей нервной деятельности («Рефлексы головного мозга», 1863 г.). Л. Пастер окончательно опроверг возможность самозарождения современных организмов (1860 – 1864 гг.). С.Н. Виноградский обнаружил (1887 – 91 гг.) бактерии, способные путём хемосинтеза образовывать органические вещества из неорганических. Д.И. Ивановский открыл (1892 г.) вирусы.
Крупнейшим завоеванием 19 века было эволюционное учение Ч. Дарвина, изложенное им в труде «Происхождение видов.» (1859 г.), в котором он вскрыл механизм эволюционного процесса путём естественного отбора. Утверждение в биологии дарвинизма способствовало разработке ряда новых направлений: эволюционной сравнительной анатомии (К. Гегенбаур), эволюционной эмбриологии (А.О. Ковалевский, И.И. Мечников) эволюционной палеонтологии (В.О. Ковалевский). Большие успехи, достигнутые в 70 - 80-х гг. 19 века в изучении сложных процессов клеточного деления (Э. Страсбургер, 1875 г.; В. Флемминг, 1882 г., и др.), созревания половых клеток и оплодотворения (О. Гертвиг, 1875 г. и позже; Г. Фоль, 1877 г.; Э. ван Бенеден, 1884 г.; Т. Бовери 1887 г., 1888 г.) и связанных с ними закономерностей распределения хромосом в митозе и мейозе, породили множество теорий, искавших в ядре половых клеток носителей наследственности (Ф. Гальтон, 1875 г.; К. Негели, 1884 г.; Э. Страсбургер, 1884 г.; А. Вейсман, 1885 – 1892 гг., X. Де Фриз, 1889 г.). Однако закономерности наследственности, обнаруженные Г. Менделем (1865 г.), остались незамеченными вплоть до 1900, когда они были подтверждены и легли в основу генетики.
Отправными пунктами развития генетики в начале 20 века стали менделизм и мутационная теория (X. Де Фриз, 1901 – 03 гг.), способствовавшие в дальнейшем синтезу генетики и дарвинизма. Была сформулирована хромосомная теория наследственности (Т. Бовери, 1902 – 07 гг.; У. Сеттон, 1902 г.), однако лишь Т. Морган и его школа (1910 г. и позже) обосновали и разработали её полностью. На основе учения В. Иогансена о чистых линиях (1903 г.) им были введены понятия ген, генотип, фенотип (1909 г.).
Химия, природа генов и матричный принцип их воспроизведения сначала постулировались чисто теоретически в форме представления о «наследственных молекулах» (Н.К. Кольцов, 1927 г.). В дальнейшем было показано, что носителями генетической информации являются молекулы ДНК (1944 г.). Установление структуры ДНК (Дж. Уотсон и Ф. Крик, 1953 г.) привело к раскрытию генетического кода, дало резкий толчок развитию молекулярной биологии (в широком смысле — комплексу направлений, объединяемых понятием физико-химическая биология), а позднее — генетической инженерии и биотехнологии.
В области физиологии животных И.П. Павловым разработано учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности; бурно развивается нейрофизиология. Физиология растений добилась успехов в изучении фотосинтеза.
Существенное развитие в 20 веке получила эволюционная теория. В 20 - 30-х годах была вскрыта роль в эволюции мутационного процесса, колебаний численности и изоляции при направленном действии отбора. Это позволило разработать синтетическую теорию эволюции, развивающую дарвинизм (С.С. Четвериков, Дж. Б.С. Холдейн, Р.Фишер, С. Райт, Дж. Хаксли, Ф.Г. Добржанский, Э. Майр и др.) и включающую учения о факторах эволюции (И.И. Шмальгаузен и др.), о микроэволюции и макроэволюции.
Крупнейшим достижением биологии является создание В.И. Вернадским биогеохимии и учения о биосфере (1926 г.), В.Н. Сукачёвым — биогеоценологии (1942 г.), А. Тенсли — учения об экосистемах (1935 г.), на основе которых научно разрабатывается стратегия взаимоотношений человечества с природой. Трудами В. Шелфорда (1912 г., 1939 г.), Ч. Элтона (1934 г.) и многими другими разработаны основы экологии как науки о взаимосвязи между организмами и окружающей средой. С середины 20 века успехи экологии, а также становящиеся всё более серьёзными проблемы охраны природы привели к «экологизации» многих биологических наук, способствовали утверждению современного системного подхода к развитию популяционной биологии.
Литература
Лункевич В.В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, 2 изд., т. 1 — 2, М., 1960;
Азимов А., Краткая история биологии, пер. с англ., М., 1967;
История биологии с древнейших времен до начала XX в., М., 1972;
История биологии с начала XX века до наших дней, М., 1975;
© 2019, Зубарев Сергей Викторович 339