СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа как способ формирования речи в диалогическом обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа как способ формирования речи в диалогическом обучении «Общаясь, люди создают друг друга». Лихачёв Д. Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с учениками, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Педагог Фриери считает, что образование должно быть диалогическим - сосредоточенным на проблемах, которые рассматриваются и решаются в рамках диалога. [2] Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уро¬ке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Л.Выготский предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение становится успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зоне ближайшего развития. ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. При выполнении таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и Л.Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения. [1], с.155 Диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного, является беседа. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или вовлечения и формирования новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы. [2] В преимуществе диалогового обучения как продвижении вперёд в знаниях и формировании речи учащихся я убедилась при проведении серии уроков познания мира в 1 классе. Урок познания мира по теме «Моя Родина – Казахстан» был изначально запланирован мною с использованием различных видов бесед. Вводная беседа в начале урока, с помощью которой учащиеся объяснили смысл пословицы, помогла организовать детей на работу, мотивировать их учебную деятельность. На следующем этапе урока была применена беседа - вовлечение в постановку целей и задач урока, которая способствовала развитию умения у учащихся выявлять главное, разграничить знание и незнание. Синтезирующая (закрепляющая) беседа позволила систематизировать, закрепить уже имеющихся у учащихся знаний о своей Родине, полученных в ходе просмотра видеофильма о Казахстане и способствовала переходу к получению новых знаний с использованием учебника. Работа с книгой и учебником - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. Я же использовала при работе с учебником метод формативного оценивания «Пилот и навигатор». Ученики, работая в паре, составили план статьи учебника «Моя Родина – Казахстан». В разных парах этот процесс проходил по-разному. Но использование такой формы диалога способствовало развитию навыка говорения у медленных учащихся. Все виды бесед, использованные на уроке, послужили продвижением вперёд в знаниях учеников. В этом было их преимущество перед другими методами обучения. На сегодняшний день существует достаточно дока¬зательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: 1.Позволяет ученикам выражать свое понимание темы. При составлении карты опыта или презентации учащиеся предлагали свои способы их составления. При обсуждении фильма на уроке каждая группа ребят выделила те фрагменты, которые их заинтересовали в большей степени. 2.Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи. На уроке во время составления рассказа о Казахстане в ходе групповой работы одна пара ребят предлагала рассказать о Баянауле, другая - о растения и животных, третья – желала поделиться своими знаниями о городах Казахстана. После обсуждения в группе, дети пришли к общей идее: кратко рассказать обо всём. Дети, обсуждая содержание своего рассказа, увидели, что у каждого члена группы была своя идея и нужно уметь оценить и принять правильную. 3.Содействует аргументированию учениками своих идей. Первоклассники ещё затрудняются аргументировать, доказывать ценность своих идей. Для развития этого навыка я предлагала ученикам карточки - подсказки со словами: «Я считаю, это правильным, потому что…», «Нужно принять эту идею, т.к….», «Мне нравится моё предложение (или Вани), ведь …». Такие карточки даже сильным ученикам помогли в составлении высказываний для доказательства своего мнения. 4.Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего об¬учения. [1], с.155 Чтобы определить, на какой стадии находятся мои ученики я использовала рефлективные дневники и распределение их в три стопки: «Справляюсь», «Не справляюсь совсем», « Немного затрудняюсь», с медленными учениками проводила индивидуальные беседы. Анализ рефлективных дневников давал мне возможность понять, как строить следующий урок, а индивидуальная беседа позволяла выяснить, насколько комфортно детям на уроке, как организовать пары или даже группы для проведения следующего урока. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора. Когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, это не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. [1], с.155 В такой беседе ученикам не предоставляется возможности вести диалог. Учитель должен не управлять и контролировать беседу, а направлять её в правильное русло. «Учителю надо помочь понять, что разговор – это способ решения проблемы и инструмент обучения.» [4] Способ учителей и учеников разговаривать друг с другом, задавать вопросы, высказывать свое мнение, не стесняясь делать замечания, выражать свое мнение и честно раскрывать себя [3] даёт возможность развивать мышление учащихся и создает атмосферу сотрудничества, благоприятный психологический климат класса. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. [1], с.156 Кумулятивная беседа была использована мною при проведении всей серии уроков по разделу «Моя Родина – Казахстан» при составлении плана статьи, при обсуждении отличий городов нашей страны. Ученики при ведении такого вида беседы вместе принимали решения, старались быть терпимыми к идеям друг друга. Положительным было то, что дети благодаря таким беседам учились рефлексировать, оценивать и принимать идеи других ребят. Барнс (1976) и Мерсер (2000) отдают предпочтение исследовательской беседе. Они утверждают, что исследова¬тельская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. При вовле¬чении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и по¬нимание. Иными словами, ученики думают вместе. [1], с.156 Исследовательская беседа была применена мною на уроке «Астана – столица Казахстана» при сортировке фотографий по критериям «очень давно», «давно», «настоящее время». Каждый член группы предлагал свои идеи, которые совместно оценивались и принимались лучшие. Такой вид беседы оказался эффективным на уроках при составлении карты опыта, при заполнении сравнительной таблицы и при выявлении знаний о родном городе. При анализе сортировки фотографий я использовала элементы беседы-дебаты. Дети называли ошибки, допущенные при сортировке фото, и доказывали, «да, это фото верно помещено в категорию «давно», так как….», «нет, это фото не относится к категории «очень давно», потому что…» После использования в серии уроков различных видов бесед большинство учащихся поняли, что необходимо предлагать в обсуждении уместную информацию, ценные идеи, старались задавать друг другу вопросы, обосновывали свою точку зрения, стремились достичь согласия. Еще одним из положительных моментов, было то, что ученики с языковыми барьерами смогли их «перешагнуть». Одни взяли на себя роль наставников при работе в паре с более слабым учеником. Другие, преодолев трудности в общении (средние ученики), попытались выполнить роль лидера в группе, и активнее участвовали в обсуждении, не чувствуя дискомфорта. Организовав работу в группах и используя диалоговый метод обучения, я увидела, как изменились мои ученики. Они начали прислушиваться друг к другу, обмениваться мнениями и идеями, переживать за результаты работы своей команды. Несмотря на положительные результаты проведённой работы, некоторые учащиеся испытывали трудности. Из-за неуверенности в принятии решений, отсутствия навыка говорения, эмоциональных и поведенческих трудностей, часть учеников не принимала активного участия в работе группы. Для более эффективной организации диалогового обучения и формирование необходимых для общения навыков я проводила консультирование «Работа в паре, группе», «Тонкие и толстые вопросы», предлагала применять языковые карточки в соответствии с ролью в группе. Консультировала лидеров по теме «Вовлеки в беседу товарища», «В нашей группе все говорят», высказывала похвалу медленным учащимся за малейший успех в работе. Отдельным ученикам давала дополнительное время на размышление, рассаживала в другие группы, в которых лидеры не давали им возможности отвлекаться от группового обсуждения и помогали таким ребятам извлекать выгоду от общения с одноклассниками. Одной из ключевых идей диалогического обучения является постановка вопросов. При их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом для преподавания и могут поддержать, улучшить и расширить обучение учеников. Есть мнение, что существуют …два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. [1], с.157 Вопросы низкого порядка (закрытые, «тонкие») Вопросы высокого порядка (Открытые, «толстые») Направлены на запоминание. Направлены на умение ученика применять, реорганизовывать. Расширять, оценивать и анализировать информацию. Оба типа вопросов имеют место в рамках эффективной педагогики. [1], с.157 Раньше на моих уроках преобладали открытые вопросы. А теперь при проведении серии последовательных уроков, все дети получили представление о «тонких» и «толстых» вопросах, большинство учеников научились их оценить и сортировать и некоторые из учащихся могли составить без ошибок вопросы высоко порядка. Чтобы сформировать понятие об открытых и закрытых вопросах, умение распознавать и составлять их, я проводила консультирование «Тонкие и толстые вопросы», тренировала в определении и составление таких вопросов, предлагала сильным ученикам домашнее задание повышенной сложности: составить вопросы разных уровней. Ребята оценивали и сортировали эти вопросы по таксономии Блума на вопросы высокого уровня и низкого. Эта работа привела учеников к выводу, что и тонкие, и толстые вопросы нужны для усвоения знаний о Казахстане. Но вопросы высокого уровня часто ставят в тупик, а значит, ещё заставляют думать и рассуждать. Закрытые (тонкие) Открытые (толстые) 1.Как называется наша Родина? 1.Почему нужно беречь свою Родину? 2.Какие растения растут в лесах и степях нашей Родины? 2.Почему в степях Казахстана растут маки и тюльпаны? 3.Какие животные живут на казахской земле? 3. Почему в Казахстане не живут обезьяны? 4.Как называется наш космодром? 4.Почему космодром Байконур построили именно в Казахстане? 5.Какие знаете реки в РК? 5.Почему города в РК строят на берегу рек? Использование открытых вопросов поддерживает интерес ребенка к теме, создает благоприятный эмоциональный фон, дети учатся размышлять, расширяют свои знания. Это ребята отразили в своих картах опыта и презентациях. Некоторые открытые вопросы позволили учащимся не только думать, размышлять, но и фантазировать. На уроке « Моя малая родина» вопрос учителя: «Каким вы представляете себе город Павлодар в 3000 году?» вызвал желание детей создать фантазийную улицу нашего города. В диалогической беседе важны не только вопросы и ответы учеников, но и умения слушать и отвечать ученикам. В своей педагогической практике я по-разному реагировала на ответы учеников. Иногда игнорировала ответы учеников, переводив внимание на другого, сама поправляла ответы. Познакомившись с технологией развивающего обучения (Эльконина-Давыдова), реакцию на ответы учащихся я переложила на самих учащихся. Они с помощью обговоренных заранее знаков показывали согласны с ответом -, не согласны- или ответ им не понятен - ?. Познакомившись с типами реакций учителя на ответы учащихся по Рэггу и Брауну [1, с.158], отметила для себя положительные - после вопроса или ответа выдерживаю паузу ; - направляю учеников к поиску ответа; - помогаю медленным ученикам акцентировать внимание на важных аспектах: - не повторяю ответ дословно, предлагаю это сделать ученикам, если чувствую, что вопрос не услышан или не понят; Хочу отметить положительные стороны диалогического обучения в моей практике. Ученики: - включены в общение; - учатся вести деловой спор, составлять вопросы разных уровней и отвечать на них; - учатся выражать свои мысли; - происходит активизация «медленных» учеников; - расширяют свои знания и кругозор, обогащают словарный запас; - развивают коммуникативные навыки и КМ; - развивают чувство сопереживания. Учитель: - сопоставляю свои действия с результатом; - контролирую своё поведение; Литература: [1] - Руководство для учителя [2] – Интерактивная лекция по теме «Диалогическое обучение» [3] - «Развитие демократических классов через диалогическое обучение» [4] - Нил Мерсер «Диалогическое обучение»
24.09.2015 20:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!