СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белорусские евреи в Америке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книгу профессора Давида Мельцера «Белорусские евреи в Америке» можно считать своеобразным сюрпризом для читателей, не равнодушных к национальной истории Беларуси. Захар Шибеко слушал лекции профессора Давида Мельцера в Белорусском государственном университете. Мог ли он предположить, что через 40 лет научные интересы бывшего студента и уважаемого профессора так совпадут? Сегодня Захар Шибеко, сам профессор, работает над монографией об истории евреев Минска в 1793-1917 гг., а последняя книга его учителя содержит множество интересных сведений об уроженцах этого города, эмигрировавших в США.

С Давидом Мельцером хорошо знаком и д-р Леонид Смиловицкий, который поддерживает тесные творческие связи с уважаемым профессором последние 20 лет.

Да, мы искренне убеждены и в том, что книга вызовет живой интерес. В ней можно познакомиться с впечатляющими достижениями США эмигрантов из Беларуси, их детьми и внуками, которые помнят о своей родине.

Книгу открывают две обзорные статьи «Евреи на белорусской земле» и «Волны эмиграции белорусских евреев». Далее следуют 52 биографических очерка, которые посвящены наиболее знаменитым эмигрантам из Беларуси. Последний раздел посвящен жизненному и творческому пути профессора Мельцера, написанный его многолетним помощником и другом Генрихом Рутманом.

Давид Мельцер окончил исторический факультет Белгосуниверситета в Минске, с 1949 г. он – преподаватель новой и новейшей истории стран Запада, с 1960 г. – доцент (история южных и западных славян). Автор свыше 260 научных работ, включая 10 книг по истории международных отношений и истории Болгарии. Профессор Мельцер – один из немногих историков Советской Белоруссии, которому в послевоенные годы удалось защитить докторскую диссертацию и получить звание полного профессора (1976 г.).

Вторым научным рождением Давида Мельцера можно считать отъезд профессора в США в августе 1992 г. Только здесь он получил возможность вслух говорить, изучать и писать то, что его давно интересовало – история и культура собственного народа. В 1996 г. профессор Мельцер совместно с Владимиром Левиным издал «Черную книгу с красными страницами. Трагедия и героизм евреев Беларуси, 1941-1944 гг.». В 2005 г. она появилась в Балтиморе на английском языке (The BlackBook with Red Pages. VIA Press. Cockeysville, Maryland, 496 pp.). В 2006 г. вышла книга «Желтые звезды на Белой Руси». В 1993–2010 гг. профессор Мельцерполитический обозреватель на телеканале RTN, вице-президент Белорусского землячества Ассоциации евреев Восточной Европы.

Свою новую книгу «Белорусские евреи в Америке» профессор Мельцер собирал долгие годы по крупицам. В итоге он сумел рассказать историю о 137 знаменитых американских евреях, которые имеют белорусские корни. Среди них – учёные, журналисты, работники искусства, политики, религиозные авторитеты, мэры городов, успешные бизнесмены. Достаточно упомянуть хотя бы некоторых из них, чтобы убедиться, какой человеческий капитал в лице евреев приобрели США и какую потерю понесла Беларусь.

Майкл Бернард Мьюкейси, генеральный прокурор и министр юстиции (2007–2009) при президенте Джордже Буше; Майкл Блумберг, один из самых богатых людей США, 12 лет занимавший безвозмездно пост мэра штата Нью-Йорк (2002–2013); Уэсли Канни Кларк, американский генерал, занимавший во второй половине 1990-х гг. пост Верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО; Стив Баллмер, партнер Билла Гейтса в корпорации «Микрософт», а с 2008 г. ее генеральный исполнительный директор; Стивен Спилберг, самый известный и высокооплачиваемый кинорежиссер, автор знаменитого кинофильма «Список Шиндлера» (1993 г.); звезда Голливуда Скарлетт Йоханссон; Юрий Форман, чемпион мира по боксу 2009 г., и многие другие.

Рецензируемая книга интересна не только читателям, но и библиографам. Вместе с описанием судеб знаменитых эмигрантов из Беларуси цитируются их научные труды, художественные произведения, мемуары, малоизвестные в Беларуси.

В то же время книга Мельцера – это не справочник об американских эмигрантах. Автор рисует живые образы, показывает, как американский мир преображал людей, вырвавшихся из-под великодержавного российского, а потом и советского деспотизма. Завидное упорство и трудолюбие позволили многим из еврейских эмигрантов успешно реализовать таланты и способности.

Выходцы из Беларуси и за океаном помнили о своём белорусском прошлом. В конце XIX– первой половине XX в. еврейская литература на идише в США переживала период своего расцвета. Из-под кисти Макса Вебера (1881–1961), уроженца Белостока, вышли картины «Суббота», «Талмудисты» (с. 145–147). Леон Кобрин (1872–1946), родившийся в Витебске, написал рассказ «Янкл Бойле» о трагической любви еврейского юноши и белорусской девушки. После публикации этого рассказа он стал знаменитым (с. 117). Залкинд-Залман Шнеур (1887–1959) посвятил своим землякам роман «Шкловские евреи» и сочинение «Шкловские дети» (с. 125).

У легендарного актёра и режиссера, исполнителя главной роли во всемирно известном фильме «Спартак» Кирка Дугласа над кроватью висела литография Марка Шагала и, по собственному признанию, он помнил, что его родители из Беларуси: отец из Чаусов, а мать из Гомеля (с. 195, 197). Показательно, что некоторые современные образованные американцы уже выделяют белорусских евреев и не называют их, как это было раньше, русскими.

Давид Мельцер последовательно остается на платформе белорусской национальной историографии. Он отказывается от понятия «русские евреи» и даже в заглавии книги декларирует об изучении «белорусских евреев», а в тексте употребляет более точный термин «российские евреи» (с. 105). Для него название родины – это «Беларусь», но не «Белоруссия», как это продолжают писать по-советски российские и пророссийские историки. Теодора Нарбута (1784–1864) действительно можно считать не только литовским, но и белорусским историком, как это делает автор (с. 8).

Книга профессора Мельцера «Белорусские евреи в Америке» по-своему дополняет популярную работу профессора Эммануила Иоффе «Белорусские евреи в Израиле» (Минск, 2000) и дает широкое представление об исходе евреев из белорусской земли и его причинах.

Давид Мельцер показывает еврейское лицо белорусской эмиграции в Соединенных Штатах Америки. Эту книгу должны читать и в США, и в Беларуси. Она, как и книга доктора Витовта Кипеля «Беларусы ў ЗША» (Минск, 1993), будет способствовать сближению и взаимопониманию двух стран и их народов. Если Кипель писал об этнических белорусах, то Мельцер – о белорусских евреях. Те и другие справедливо считали Беларусь своей родиной. Доказательством этому – десятки землячеств, созданных в США евреями, выходцами из разных уголков – от Мозыря и Речицы, Турова и Слуцка до Гомеля, Минска, Витебска и Гродно. Некоторые из них существуют и сегодня, другие передали свои архивы YIVO – Yidisher Visnshaftlekher Institut (Yiddish Scientific Institute) – Исследовательский институт идиша. Перед читателем встает впечатляющая картина белорусского присутствия в США за последние сто лет и их весомого вклада в становление феномена под названием «американское чудо».

Было бы логично издать названную книгу профессора Мельцера в Беларуси. В этой связи выскажем несколько замечаний, которые необходимо учесть при ее возможном переиздании.

Прежде всего, нуждается в уточнении определение статуса ряда населенных пунктов. Вот несколько примеров. Гомельской губернии в 1893 г. еще не было (с. 119). Она создана в 1919 г. после провозглашения БССР. Барановичского уезда не существовало (с. 226), поселение Видзы в числе местечек Витебской губернии не упоминается (с. 83). Возможно, это г. Видзы Новоалександровского уезда Ковенской губернии? Игумен Минской губернии (теперь Червень) в составе царской России имел статус уездного города, а не местечка (с. 140). Такой же статус (города) имели с 1861 г. и Горки Могилевской губернии (с. 153). Пинск входил в Минскую, а не в Гродненскую губернию (с. 276). Местечко Телеханы находилось в Минской, а не в Гродненской губернии (с. 354). Клещели, а не Клещель были заштатным городом, а не местечком (с. 123).

Встречаются и досадные опечатки. Фамилия минского художника была Кругер, а не Крегер (с. 172) Уничтожение евреев минского гетто произошло не 21 декабря, а 21–23 октября 1943 г. Хаим Сутин присутствовал в США только своими картинами, так стоит ли его включать в число американских эмигрантов? На с. 141–1861 г. вместо 1961 г.

Книга написана в научно-популярном жанре, читается легко и доступно. Она не претендует на научный статус. Автор адресует свой труд самому широкому кругу русскоязычных читателей и полагает, что в таком случае сноски на первоисточник не столь важны. Возможно, по этой причине в книге отсутствуют общий список использованной литературы, алфавитный, географический указатели и другие атрибуты академических изданий.

Вместе с тем, перечисленные недостатки не умаляют достоинств книги профессора Мельцера. Вне сомнения, автор достиг своей цели. Его книга дает представление о взаимосвязи человеческих судеб и свершений. Он исподволь подводит читателя к мысли, насколько место пребывания влияет на достижения творческой личности. Почему евреи Беларуси, оказавшиеся в США, достигли вершин в таких разных ипостасях применения своего таланта? Что бы случилось, если бы трагические события на рубеже XIX и XX веков, антисемитские погромы, революция и Гражданская война не вытолкнули десятки тысяч евреев за пределы Беларуси?

В заключение остается только поздравить автора с успешным завершением большого и важного труда, который будет по достоинству оценен благодарными читателями.

Д-р Леонид СМИЛОВИЦКИЙ,

профессор Захар ШИБЕКО,

Центр диаспоры при Тель-Авивском университете

© Мишпоха-А. 1995-2015 г. Историко-публицистический журнал.

Категория: Всем учителям
27.02.2017 21:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!