СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа «Спор поколений: вместе или врозь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа «Спор поколений: вместе или врозь».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте представимся так как сделаю

это я. В детстве меня звали Настя, у меня большая дружная семья, есть старшая сестра. Теперь давайте представитесь вы, буквально по паре слов.

У меня не было дедушки, вернее он был но умер когда я была маленькая,

но я благодарна своей бабушке, которая научила меня многому. Я думаю вы догадались о чём мы сегодня будем беседовать. Тема беседы.

«Спор поколений: вместе или врозь».

Послушайте рассказ В. А. Сухомлинского «Зеленая кастрюля» и закончите его по смыслу. Каждый вечер Толя идёт к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться его глазёнки, она берёт внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика. Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: « Почему у Вас, бабушка, грустные глаза?»- но она молчит. Сегодня Толя проснулся очень рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет. Мальчик знал, что в зелёной кастрюле мама варила только бабушке. Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зелёной кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у порога. Там бабушка обедала. Толе стало очень жаль бабушку. Он сказал: - Мама, я хочу супа из зелёной кастрюли. Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала: - Не выдумывай. Толя расплакался. Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только с бабушкой. Он ушёл из-за большого стола и, сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из её тарелки. В комнате стало очень тихо. Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала.

Как закончился этот рассказ? Почему бабушка плакала?

Почему родители так относились к бабушке?

Почему же бабушка помогала своему внуку? (Бесконечна любовь родителей, безгранична забота и готовность жертвовать всем ради благополучия своих детей)

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).

Почему возникают проблемы отцов и детей? - вот один из главных вопросов 21 века. ( в элементарном неуважении друг к другу; в эгоизме обеих сторон;

в отсутствии любви; -в нежелании понять друг друга;)

Определите, представителям каких возрастных групп могут принадлежать следующие высказывания и почему?

  • «Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением (Вильгельм Швебель) XX век-немецкий учёный и публицист, афорист.
  • «К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности» (Ф. Ларошфуко). 1613, Париж герцог де Ларошфуко - французский писатель,
  • «Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом».

(надпись на гробнице фараона, 3500 лет до н.э.)

  • «Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека 4 год до н. э.) - римский философ.
  • «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя»

Сократ (479- 399 гг. до н.э.)

  • Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее (Джордж Оруэлл) 1903 год британский писатель и публицист.

У каждого свой путь, он похож и вместе с тем своеобразен. Ребёнок – юноша – взрослый – старик. - Почему же мы, проходя одним и тем же путём, конфликтуем с разными поколениями? (потому что старшие всегда забывают о том, что были детьми). - Что является причиной конфликта? (Из – за: учёбы, друзей, вредных привычек, праздности, денег, домашних дел, отношения в семье.) Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями. Давайте разберём ситуацию. Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама. Почему? Потому что раздражены тем, что их потревожили. Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации? Давайте предложим им правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

Чтобы не ссориться, нужно: (Стараться понять друг друга в любой ситуации. Никогда не повышать голос друг на друга. Уметь дать совет, выслушать совет другого. Уметь поддержать в трудную минуту. Доверять друг другу.

Уметь слышать и слушать.)

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

«Часто ли у вас бывают конфликты с родителями» («Бывают, но мы находим компромисс». Согласитесь, это очень мудрое решение)

В наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители, даже очень любящие, живут, не пытаясь понять друг друга. У взрослых своя жизнь, и у детей - своя. И постепенно вырастает стена, которую бывает очень трудно разрушить.

Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. И дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.

Что для этого можно предпринять? В первую очередь, хорошо знать своих родителей, их жизненный путь, трудности и радости их взрослой жизни. А родители в свою очередь должны интересоваться жизнью своих детей.

Закройте пожалуйста глаза и представьте образ того: Кто является самым близким другом, который всегда находится рядом с вами в тяжёлую минуту? К кому бы вы в первую очередь обратились за помощью, за советом? Кто по вашему мнению никогда не предаст, не подведёт? ( - мама, папа, дедушка, бабушка ( др. родственники), т.е. люди старшего поколения, - друзья, одноклассники( т.е. ровесники),– любой, кто оказался рядом. сам выхожу из сложившейся ситуации.)

Почему в трудную минуту мы за советом обращаемся к старшим товарищам (зачастую это пожилые люди)? Потому что они мудрее; - У них большой жизненный опыт; - Они добрые и доброжелательные, не завистливы; - умеют выслушать и всегда помогут, не отвернутся в трудную минуту.

Я полностью с вами согласна, действительно, не силой мышц, не проворностью, не ловкостью тела издревле вершились ВЕЛИКИЕ дела, а мудростью, авторитетом, здравомыслием. Истории известны случаи, когда величайшие государства рушились по вине людей молодых, и охранялись и восстанавливались усилиями стариков Известный древнегреческий поэт – драматург Софокл однажды сказал: «Молодости свойственна опрометчивость и резкость в суждениях, а пожилому человеку – дальновидность».

Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты? (Любовь, конечно любовь и терпимость).

Закончить нашу беседу хочу китайской притчей «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё? - Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Категория: Внеурочка
02.12.2020 18:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!