СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет п.и. чайковского «спящая красавица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «БАЛЕТ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

Романенко Владимир Владимирович,

учитель музыки

МБОУ «Стародубская СОШ № 1»

Тема урока: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».

УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию у них представлений о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле.

Задачи:

1) обучающие:

- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие:

- развитие творческих способностей, интонационно-образного мышления, эмоциональной памяти через цветовосприятие, графического моделирования, а также пластического интонирования; вокальных навыков, умения слушать и анализировать музыку;

3) воспитательные:

- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности, как доброта, сопереживание;

- воспитывать интерес к балетной классической музыке;

- уважительное отношение к книге, источнике мудрости, знаний и радости;

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методические приёмы и методы:

Оборудование: книга, наглядность, компьютер, красочная палитра, запись mp3, кроссворд на интерактивной доске.

Ход урока

1) Организационный этап

Вход в класс под музыку. Звучит вальс из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент).

2) Этап подготовки к изучению нового материала. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Если бы сказка имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, она сказала бы следующие слова:

Дорогие ребята!

Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!

С любовью к вам, ваша Старая сказка.

3) Этап изучения нового материала

Учитель. Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».

Учитель. Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет?

Ответы учащихся.

Учитель. Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительный потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.

Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми, и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта?

Ответы учеников.

Сюжетно–ролевая игра «Творческая мастерская»

Учитель. Для этого я предлагаю вам немного пофантазировать, и тогда наш класс может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока – «мастерами».

Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить «музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я хочу попросить вас выйти ко мне «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им, в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра.

Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из пенопласта с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый музыкант вращает стрелку-ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок.

Учитель. Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И. Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем.

Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы»

Учитель. Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?

Как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает?

Ответы учеников.

Учитель. Правильно! Первой появляется фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается несколько человек.

Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

Примечание: при выполнении задания учащиеся должны разделиться на две группы по три. Первая создаёт «красочное полотно» для феи Карабосс, вторая группа - для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагаю следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный и цветочный рисунок в бело-розово-сиреневой гамме.

Учитель. Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.

Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы»

Во время прослушивания музыки, задания выполняются одновременно, как группой «художников», так и всем классом.

Учитель. Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?

Ответы учеников работающих в группе.

Учитель. У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.

Учитель. А теперь покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах.

Ответы учеников класса.

Учитель. Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени - они плавные и мягкие.

Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?

Работа с учебником

Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ увиденных рисунков.

Ответы учеников.

Учитель. Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте перевернём страницу учебника и окажемся там. Фрагменты этого чудесного бала изображены на цветных фотографиях. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабосс?

Ответы учеников класса.

Учитель. Правильно. Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что же это за танец.

Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Это вальс. Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами».

Внимательно слушайте музыку, старайтесь уловить её движение и ритм.

Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки.

Учитель: Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? Ну и замечательно! А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета.

Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент балета «Спящая красавица» (время по усмотрению учителя).

4) Этап проверки первичного усвоения

Учитель. Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором. Но свои музыкальные впечатления, полученные на этом уроке, новые знания о балете вы можете показать, разгадав вот этот небольшой кроссворд.

Приложение 3. Кроссворд

Учитель. Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с вопросами кроссворда. А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Ответы учеников класса.

5) Этап закрепления изученного материала

Учитель. В начале нашего урока я обратился к вам со словами от имени сказки. Встреча с ней подошла к концу. Давайте закончим урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей: «До свидания!».

Исполняется первый куплет песни в ансамбле с учителем, проводится работа над возникшими трудностями в исполнении.

Приложение 4. В. Мигуля. «Песня старой сказки».

6) Этап информации домашнем задании

7) Этап подведения итога урока

Закончи предложение:

Я познакомился с понятием… (Балет; с фрагментами балета П.И. Чайковского «Спящая красавица»)

Я побывал в роли… (Музыкантов, художников, танцоров)

Я отгадывал… (Кроссворд)

Я разучил… (Новую песню…)

8) Этап рефлексии

Категория: Музыка
10.10.2020 13:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!