СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азартные игры на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и повто­рение на уроках матема­тики — дело важное и необходимое, однако оно таит в себе много опас­ностей: дети длительное время не получают ни­каких новых знаний, де­ятельность на уроке становится монотон­ной, замедляется темп работы учащихся, а вместе с ним, как утверждает Ш.А. Амонашвили, замедляется и умственное раз­витие детей. Всё это закладывает прочный фундамент устойчивого нежелания учиться, отсутствия интереса к предмету. Повторе­ние становится не матерью, а мачехой уче­ния.

Избежать скуки бесконечных повторе­ний можно, сделав эти занятия увлекатель­ными, а для этого предусмотреть игровую форму работы. Благодаря игре и появляется возможность в интересной форме дать де­тям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без ин­тереса. В процессе игры у детей вырабаты­вается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к достижению успеха. Увлек­шись, ребенок и не замечает, что учится, познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Многие дидактические игры базируют­ся на общеизвестных азартных играх: карты, домино, лото и др. Достоинства этих игр удваиваются, когда мы наполняем их соци­ально приемлемым и личностно значимым учебным содержанием: с одной стороны, они пробуждают и цепко удерживают ин­терес ребенка к содержанию игры, с другой, обеспечивают хороший обучающий и раз­вивающий эффект.

«Математическое лото»

Грамотное использование математи­ческих терминов — важное требование, предъявляемое к речи учащихся. С целью закрепить термины, научить понимать их смысл и взаимосвязь между ними предлагаю детям игру в «Математическое лото». Для этого составляю двусторонние карточки: на одной стороне написан вопрос или задание, на другой-содержится правильный ответ. Однако содержание карточек «перепутано»: вопрос - на одной карточке, а ответ - на другой.

Один ученик берет карточку и читает задание: «Переместительное свойство сло­жения». Ответить должен тот ученик, на чьей карточке написано: «От перестановки слагаемых сумма не изменяется». Ответив, он переворачивает свою карточку и чита­ет следующий вопрос: «Как определяется цена?» Отвечает третий — тот, кто обнару­жил подходящий ответ на своей карточке. И т.д.

Количество карточек для математичес­кого лото соответствует количеству учени­ков в классе. Содержание комплекта карто­чек постоянно обновляется по мере изуче­ния новых тем. Эту игру можно с успехом использовать и на других предметах.

«Арифметическая мозаика»

Это разновидность математического диктанта, который также можно проводить в форме игры.

У каждого ученика имеется карточка, на которой начерчена таблица. В ячейках таблицы записаны различные числа. Учи­тель диктует задание, которое одновремен­но проецируется на экран. Ученики счита­ют, находят полученный ответ среди чисел в таблице и закрашивают нужную ячейку таблицы красным карандашом.

В результате выполнения всей работы в раскрашенных ячейках таблицы создает­ся какая-то фигура, изображение. Это дает возможность быстро проверить правиль­ность выполнения задания у всех учеников класса и устранить возникшие ошибки.

Рассмотрим пример применения «Арифметической мозаики». На экране по­являются слайды:

  • Уменьшите 7400 на 2000.
  • 9000 разделите на 3.
  • Найдите произведение чисел 2000 и 4.
  • 48 десятков — это сколько единиц?
  • Сумма двух слагаемых 5000. Если первое слагаемое 2300, чему равно второе слагае­мое?
  • Длина стороны квадрата 60 см. Чему равен периметр?
  • Цена предмета 50 рублей, количество предметов 3. Найдите их стоимость.
  • Сколько минут в 2 часах?
  • Сколько центнеров в 2 тоннах?
  • Сколько метров в 7 км?
  • Уменьшаемое 9000, разность 8000. Найди­те вычитаемое.

Если ученики выполняют все задания верно, у них получается вот такая картинка с изображением цифры «5». У кого получи­лась эта цифра — тому и за диктант «от­лично».

100

150

2700

240

270

480

320

48

70

5400

120

20

60

5

40

3000

160

7000

8000

100

«Математическое домино»

Эта игра очень эффективна для повторения таблицы умножения. Она представляет собою счёт по цепочке.

Составляются карточки по количеству учеников в классе. На правой части каждой карточки записан пример на табличное ум­ножение и деление, на левой части — ответ. Так же, как в «Математическом лото», зада­ния и ответы находятся на разных карточ­ках:

42

3х7

21

4х8

32

4х4

Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют к ней свои карточки и уст­но решают записанные на них примеры. Предположим, один ученик выходит и счи­тает: «Трижды семь — двадцать один». Тот, у кого на карточке записано число 21, вы­ходит к доске, прикрепляет к ней свою кар­точку и решает пример, записанный на его же карточке справа: «Четырежды восемь — тридцать два». Выходит ученик, у которого на карточке написано число 32 и т.д. Игра заканчивается тогда, когда круг замкнется: последний пример будет иметь ответ 42.

Игру в «Математическое домино» мож­но организовать и в группах, по 4-6 человек. Тогда количество комплектов должно со­ответствовать количеству групп. Правиль­ность выполнения задания также легко про­верить: если вся цепочка составлена верно — значит, примеры решены правильно. Можно устроить соревнование между груп­пами на скорость выполнения задания. Важ­но только уследить, чтобы сильные учени­ки не выполняли работу за слабых. Пусть те, кто ошибся, повторит свой пример 2-3 раза, после чего игра может быть продолжена.

В результате применения дидактичес­ких игр мои ученики стали показывать хо­рошие результаты как и при устных ответах, так и на контрольных работах по математи­ке.

Категория: Прочее
11.09.2016 02:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!