СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Закрепление и повторение на уроках математики — дело важное и необходимое, однако оно таит в себе много опасностей: дети длительное время не получают никаких новых знаний, деятельность на уроке становится монотонной, замедляется темп работы учащихся, а вместе с ним, как утверждает Ш.А. Амонашвили, замедляется и умственное развитие детей. Всё это закладывает прочный фундамент устойчивого нежелания учиться, отсутствия интереса к предмету. Повторение становится не матерью, а мачехой учения.
Избежать скуки бесконечных повторений можно, сделав эти занятия увлекательными, а для этого предусмотреть игровую форму работы. Благодаря игре и появляется возможность в интересной форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. В процессе игры у детей вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к достижению успеха. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится, познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Многие дидактические игры базируются на общеизвестных азартных играх: карты, домино, лото и др. Достоинства этих игр удваиваются, когда мы наполняем их социально приемлемым и личностно значимым учебным содержанием: с одной стороны, они пробуждают и цепко удерживают интерес ребенка к содержанию игры, с другой, обеспечивают хороший обучающий и развивающий эффект.
«Математическое лото»
Грамотное использование математических терминов — важное требование, предъявляемое к речи учащихся. С целью закрепить термины, научить понимать их смысл и взаимосвязь между ними предлагаю детям игру в «Математическое лото». Для этого составляю двусторонние карточки: на одной стороне написан вопрос или задание, на другой-содержится правильный ответ. Однако содержание карточек «перепутано»: вопрос - на одной карточке, а ответ - на другой.
Один ученик берет карточку и читает задание: «Переместительное свойство сложения». Ответить должен тот ученик, на чьей карточке написано: «От перестановки слагаемых сумма не изменяется». Ответив, он переворачивает свою карточку и читает следующий вопрос: «Как определяется цена?» Отвечает третий — тот, кто обнаружил подходящий ответ на своей карточке. И т.д.
Количество карточек для математического лото соответствует количеству учеников в классе. Содержание комплекта карточек постоянно обновляется по мере изучения новых тем. Эту игру можно с успехом использовать и на других предметах.
«Арифметическая мозаика»
Это разновидность математического диктанта, который также можно проводить в форме игры.
У каждого ученика имеется карточка, на которой начерчена таблица. В ячейках таблицы записаны различные числа. Учитель диктует задание, которое одновременно проецируется на экран. Ученики считают, находят полученный ответ среди чисел в таблице и закрашивают нужную ячейку таблицы красным карандашом.
В результате выполнения всей работы в раскрашенных ячейках таблицы создается какая-то фигура, изображение. Это дает возможность быстро проверить правильность выполнения задания у всех учеников класса и устранить возникшие ошибки.
Рассмотрим пример применения «Арифметической мозаики». На экране появляются слайды:
Если ученики выполняют все задания верно, у них получается вот такая картинка с изображением цифры «5». У кого получилась эта цифра — тому и за диктант «отлично».
100 |
150 |
2700 |
240 |
270 |
480 |
320 |
48 |
70 |
5400 |
120 |
20 |
60 |
5 |
40 |
3000 |
160 |
7000 |
8000 |
100 |
«Математическое домино»
Эта игра очень эффективна для повторения таблицы умножения. Она представляет собою счёт по цепочке.
Составляются карточки по количеству учеников в классе. На правой части каждой карточки записан пример на табличное умножение и деление, на левой части — ответ. Так же, как в «Математическом лото», задания и ответы находятся на разных карточках:
42 |
3х7 |
21 |
4х8 |
32 |
4х4 |
Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют к ней свои карточки и устно решают записанные на них примеры. Предположим, один ученик выходит и считает: «Трижды семь — двадцать один». Тот, у кого на карточке записано число 21, выходит к доске, прикрепляет к ней свою карточку и решает пример, записанный на его же карточке справа: «Четырежды восемь — тридцать два». Выходит ученик, у которого на карточке написано число 32 и т.д. Игра заканчивается тогда, когда круг замкнется: последний пример будет иметь ответ 42.
Игру в «Математическое домино» можно организовать и в группах, по 4-6 человек. Тогда количество комплектов должно соответствовать количеству групп. Правильность выполнения задания также легко проверить: если вся цепочка составлена верно — значит, примеры решены правильно. Можно устроить соревнование между группами на скорость выполнения задания. Важно только уследить, чтобы сильные ученики не выполняли работу за слабых. Пусть те, кто ошибся, повторит свой пример 2-3 раза, после чего игра может быть продолжена.
В результате применения дидактических игр мои ученики стали показывать хорошие результаты как и при устных ответах, так и на контрольных работах по математике.
© 2016, Шаронова Селена Михайловна 465