СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ исследований цветовосприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. «Цвет вообще,- писал Гете, вызывает в людях большую радость». [ Гете И. В. Об искусстве, - М., Искусство, 1975.] Особенно эта радость проявляется у детей.

Феномен цвета, занимавший на протяжении многих тысячелетий умы ученых, философов, алхимиков, писателей, психологов и, конечно же, художников, представляет собой очень глубокую проблему.

«Цвет, в изобразительной деятельности ребёнка – наиболее яркая страница его творческих проявлений». [ Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект; Фонд Мир, 2007.]

Способность различать цвета свойственна человеку с момента его рождения. Ребенок начинает осознавать себя и пытается понять окружающий мир; его рука интуитивно тянется к цветку, яркой игрушке, краскам, цветным карандашам… т.е. к тому яркому, что его так привлекает. «Истина искусства есть истина познания». [4Волков Н.Н. Цвет в живописи, 1985.]

Другими словами, происходит познание человеком мира через систему цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Таким образом, можно сказать словами Бровко Н.В.: «цвет» воспринимается как языковая система». [Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Живопись. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.]

Вся работа с детьми строится через цвет. И как совершенно верно отметил В. Гуружапов (доктор психологических наук): «…дети часто работают с цветом искренне и естественно. Такова природа их чувства художественной формы…». Но с возрастом очень часто эта способность угасает и бесследно пропадает. И все потому, что у большинства детей-школьников удивительно скудные представления о цвете. Данные факты подтверждают необходимость развивать эти способности.

По ходу развития человека в процессах цветовосприятия и цветопередачи все большее значение приобретают социальные стереотипы. Они характеризуют некоторые общепринятые формы и способы использования того или иного цвета или цветового сочетания для передачи эмоционального отношения к изображаемому, для выражения отношений типа «красиво - некрасиво», «хороший - плохой» и т.п. Социальные стереотипы в цветопередаче связаны с ориентацией на кодовый, эталонный цвет. Рисуя предметы и наделяя их эталонными цветами, принятыми в его социальном окружении, ребенок учится воспринимать мир в соответствии с существующими социальными нормами и ценностями. Это обеспечивает достаточный уровень эффективности его психологического вхождения в мир вещей и явлений. Однако, с другой стороны, это приводит к тому, что детские рисунки подчас заполняются цветовыми штампами, происходит сужение спектра возможных проявлений личностной индивидуальности. Социальные стереотипы имеют место не только в процессе цветопередачи, так в исследовании В.С. Мухиной указывается, что у каждого ребенка в цветопередаче наблюдаются тенденции использования «неподражательного» и действительного цветов. Ею делается вывод, что «неподражательный» цвет выражает отношение, и одновременно это выразительное средство». [Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - М., 1961.

Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. - Вестник МГУ. М., 1986. ] При изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистичным. Ребенок способен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления.

Само понятие колорита для школьника сложно. Однако развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.

Итак, средством изображения в колористике является цвет. Цвет играет важнейшую роль в построении картины, в ее композиции. Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, насыщенность и цветовой тон. «… понятие о цветовом тоне, т.е. о принадлежности хроматического цвета к тому или иному участку цветового круга, вполне доступно школьникам…». [Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - М., 1961].

Эти понятия являются основными «собственным» характеристиками цвета. Но есть еще и «несобственные» - как следствие эмоциональных реакций, возникающих при восприятии: «теплые», «холодные», «легкие», «тяжелые», «звонкие», «глухие» и т.д. «Дети достаточно быстро усваивают такие особенности цвета, как «теплые» и «холодные». Это самые элементарные сведения, но уже в младшем школьном возрасте дети по палитре своих красок дифференцируют отдельные тона по этим признакам… В процессе обучения дети усваивают, что можно добиться теплых и холодных оттенков для любого цветового тона… построение изображений в определенной цветовой гамме – теплой или холодной – наиболее яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности». [Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - М., 1961.] Таким образом, «…знание свойств цвета и правил пользования ими является главным в освоении живописной грамоты и помогают школьнику лучше понять колористические явления природы», - говорит Кицер Ю.М. [Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие, Высшая школа - М., 1992]

В живописи отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. В процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Восприятие является связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию. В психологии восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное. Такое восприятие обычно вызывается яркой внешностью объекта, наличием интереса у человека к воспринимаемому объекту. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает. Преднамеренное восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой деятельности, интересами, потребностями человека. Занятия в кружке развивают восприятие, посредством развития чувствительности глаза к максимальным изменениям величины, направлениям формы, определение направления контура линий и их соотношение по величине. Некоторые свойства предметов, которые мы воспринимаем через зрительный аппарат, в силу особенностей его устройства кажутся не такими, какими они существуют на самом деле. Так, например, равные по величине столбы по мере их удаления кажутся меньше и меньше и на линии горизонта кажутся нам точкой. Поэтому в пейзажной живописи важное значение имеет изучение законов перспективы. Целостное восприятие действительности – основной принцип изобразительного искусства. Так, постепенно с годами роста, уточнения характера восприятия, делается более точным изображение детьми окружающих предметов.

Изобразительное творчество — это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное — это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а, следовательно, их отношений с собой, семьёй и окружающим миром.

Дети боятся экспериментировать с цветами для получения новых цветов и оттенков, что влияет на формирование у них понятий о многообразии оттенков в природе, изменчивости цвета. В основном на занятиях по рисованию они используют в лучшем случае цвета, данные в наборах, а в худшем - только основные цвета, подростковом возрасте.

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». [Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве – сПб.: Питер, 2006]

Цвет может также оказывать эмоциональное воздействие, которое зависит от культурных традиций, этнической принадлежности.

Символика цвета – важный аспект его восприятия и имеет национально-историческое и культурную обусловленность. Вот как описывается значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый – златовидность, зеленый – юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный – знак пролитой крови Спасителя.

Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее.

Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный - помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве – угнетает нервную систему. Лиловый – успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние. Коричневый – снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.

Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде: сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой – цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий – цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков. [Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2007]

Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства. Воздействие цвета можно (в целях изучения) разделить на физиологическое, психологическое и эстетическое; этими факторами обусловлены цветовые ассоциации, семантика и символика цвета, а также использование цвета в искусстве.

Физиологическое и терапевтическое воздействие.

Красный: самый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный свет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. кожных заболеваний. «Красные и желтые лучи дали, интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения… Было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость». [Дерибере М. Цвет в деятельности человека — М., 1964] О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.

Оранжевый: этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. М. Дерибере отмечает его благоприятное действие на пищеварение и кровообращение. Способствует увеличению мышечной силы, улучшает кровообращение. В больших количествах оранжевый может утомлять и раздражать не менее чем красный. Впрочем, передозировка любого цвета вызывает негативные последствия.

Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие — наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он может быть эффективен в случае умственной недостаточности, успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы). [Дерибере М. Цвет в деятельности человека — М., 1964]

Зеленый цвет — совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Это цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Орган зрения человека формировался и развивался в среде, заполненной зеленым светом; цвет этой среды стал привычным и комфортным, то есть физиологически оптимальным. Главное действие зеленого — гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Используется для лечения психических болезней (истерии, нервного переутомления. [Дерибере М. Цвет в деятельности человека — М., 196 Гоникман Э.И. Ваш талисман — М. 1997]

Голубой, так же, как желтый и зеленый — физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Согласно данным М. Дерибере, голубой — антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако, от слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность. Голубой рекомендуется для сверхвозбужденных. Используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых идей и наваждений; под его влиянием падает мускульное напряжение. Голубым светом лечат невралгические явления, он имеет болеутоляющее действие. Приведем цитату из М. Дерибере: «Давно уже …художники указывали на влияние цвета на наш организм. Небо дает нам каждый день убедительное подтверждение этому. Лазурный берег и голубые морские просторы с давних пор лечат людей цветотерапией; там рождаются люди, которые сильно отличаются от живущих под серым экраном северных туманов».

Синий: действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой-он обладает антисептическим действием. Применяется для лечения эндокринной сферы, почек, легких, верхних дыхательных путей, глазных заболеваний. Эффективен для лечения детских инфекций, коклюша, желтухи, кожных заболеваний. [Гоникман Э.И. Ваш талисман — М. 1997] Особенно сильно влияние этого цвета на нервную систему Синим светом лечат бессонницу, ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию.

Фиолетовый. Этот цвет — самый коротковолновой, на нем заканчивается оптическая область электромагнитных волн — более короткие волны (ультрафиолетовые) уже невидимы. Фиолетовый обладает уникальным действием на функциональные системы человека, в том числе на психику (высшую нервную систему). Процитируем Мориса Дерибере: «Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. …Я поместил одного помешанного (буйного) в комнату с фиолетовыми окнами; на следующий день больной попросил отпустить его домой — он выздоровел. Он покинул психолечебницу, живет счастливо и совершенно здоров. Французский врач Шере замечает: «Насколько красный цвет возбуждает к деятельности, настолько фиолетовый, наоборот, задерживает ее и ослабляет».

При передозировке фиолетовый вызывает угнетение нервной системы.

Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка.

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития. [В.Е. Демидов, 1987 - http://sbiblio.com/biblio/archive/basima_cvet/01.aspx]

Таким образом, цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое развитие детей подросткового возраста, способное вызывать у них активную эмоциональную реакцию.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.

(Дерибере М. Цвет в деятельности человека — М., 1964.)

Категория: ИЗО
04.01.2019 19:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!