© 2017 3826
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анализ исходного текста – основной этап подготовки к сочинению-рецензии. В ходе анализа будет собран «рабочий материал» для сочинения. При этом текст должен быть подвергнут анализу со стороны содержания и формы (языкового оформления и композиции). Общий план анализа можно представить в следующем виде:
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.
3. Какому стилю и типу речи соответствует данный текст?
4. Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать собственное мнение и дать оценку предмету речи?
5. Охарактеризуйте языковые особенности текста:
1) Лексика: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка даётся автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения; восхищения, пренебрежения и т. д.)?
2) Морфология: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.
3) Синтаксис: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т. п.). С какой целью они используются в тексте?
4) Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры. Какую функцию выполняют они в тексте? Приведите примеры.
6. Выскажите собственное мнение по поводу проблемы, поднятой в тексте. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.
Сделаем анализ текста, на основании которого будет написано сочинение-рецензия, и соберём «рабочие материалы» к сочинению.
«Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это моё сердце бьётся, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет». (Михаил Михайлович Пришвин).
Анализ текста.
1. Тема текста – описание окружающей природы.
2. Основная мысль (идея) текста: нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить её.
3. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание».
4. Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать своё восприятие окружающего мира. Художественный стиль помогает ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля не просто передают информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.
5. Языковые особенности текста:
1) Преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей). В тексте встречаются эмоционально окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.
2) В тексте преобладают именные части речи и глаголы настоящего времени (река, дорожки, лужицы; зеленеют, глядят, сидит, бьётся, водит), что свойственно описанию как типу речи для оформления главной черты описания – статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.
3) Особенностью синтаксиса является сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конструкций: А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.
4) Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит ушами), антитеза (это моё сердце бьётся, а мне кажется…), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки… как глазки… В логу клок снега, как зайчик…), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению образности как одного из главных признаков художественного стиля речи.
6. Собственная оценка основной мысли текста.
«Пожалуй, нет человека, которого не умиляли бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, носителем общественного сознания не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем природу матерью. Как мать, она не только даёт нам материальные блага (природные ресурсы), но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько радости приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновлёнными картинами родной природы! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные струны души человеческой», ценить и любить её».
А теперь, используя «рабочие материалы», полученные при анализе текста, напишем сочинение-рецензию.
Сочинение-рецензия по тексту М. М. Пришвина
«Вы бывали когда-нибудь в весеннем лесу? Конечно, бывали! Тогда вам знакома картина пробуждающейся после долгой зимы природы. Ещё не просохли дорожки, а первая зелень уже пробивается сквозь прошлогоднюю листву. Припекает солнышко, а в ложбинках ещё лежит снег. Как он похож на спинку зайчонка, клубочком свернувшегося в ямке!
Такой образ возник и у известного русского писателя М. М. Пришвина. Очевидно, во время прогулки по весеннему лесу он увидел эту картину, она запомнилась писателю и стала темой небольшого рассказа. Внимательный наблюдатель, М. М. Пришвин умел видеть в самых обычных вещах, ситуациях, явлениях природы нечто необычное, скрытое от простого человеческого взгляда. Он умел «чувствовать» природу, находить в ней отзвуки собственным переживаниям, мыслям, настроениям.
Восприятие писателем окружающего мира отличается от нашего, обыденного.
Художник слова, М. М. Пришвин мыслит образами и передаёт увиденное с помощью художественных приёмов. В небольшом по объёму тексте используются разнообразные изобразительно-выразительные средства языка: метафоры (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит ушами), антитеза (это моё сердце бьётся, а мне кажется, будто зайчик водит ушами), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат созданию образности как одного из главных признаков художественного стиля речи, в котором написан рассказ М. М. Пришвина.
Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать своё восприятие окружающего мира. Художественный стиль позволяет ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля помогают не просто передать информацию (впечатления об увиденном), но и сделать это эмоционально, образно, динамично.
Участвуют в этом и языковые средства: общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую) сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей), нейтральная – с эмоционально окрашенной. В тексте много уменьшительно-ласкательных слов (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.
Особенностью синтаксиса анализируемого отрывка является сочетание книжных и разговорных конструкций (сложных предложений с разными видами связи и неполных предложений: Река в своих берегах. И, мало того!), а также присоединительных конструкций (А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.
Все языковые средства, используемые автором, преследуют цель выразить основную мысль текста – нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить её.
Многие произведения М. М. Пришвина посвящены описанию природы, рассказам о жизни животных. Это миниатюры «Одинокий журавль», «Ёж», «Синий лапоть», «Живой дымок» и другие. Их пронизывает мысль о единении человека и природы. Мне близка и понятна эта мысль. Я думаю, что нет человека, которого не радовали бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, членом общества и носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем её матерью. Как мать, она даёт нам не только материальные блага, но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько счастья приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновлёнными картинами родных просторов: полей, лесов, рек! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные стороны души человеческой», ценить и любить её».
Упражнения для подготовки «рабочих материалов» к сочинению-рецензии по тексту.
Задание.Проанализируйте текст по предложенному плану. Подготовьте «рабочие материалы» для написания сочинения-рецензии по предложенному тексту.
Текст 1
Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади; бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира. (Пушкин).
Текст 2
Ветлуга, очевидно, взыграла. Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои весёлые зелёные берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. (Короленко).
Текст 3
Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не подымалась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было «цвету», только кой-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека… (Короленко).
Текст 4
Метель в поле страшная, наст, однако, в лесу от собаки не проваливается. Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног во все тяжкие бросилась за ней по насту. Она догнала, схватила, но это не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже не бежит за ним. (Пришвин).
Текст 5
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу – и что же вы подумаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо. (Пришвин).
Источник: Арефьева С. А. Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии // Русский язык в школе и дома. 2004. – № 6. – С. 22–25.
*
См.:
Карта сайта
Пришвин М. М.
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 3826