СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ исходного текста – основной этап подготовки к сочинению-ре­цензии. В ходе анализа будет собран «рабочий материал» для сочинения. При этом текст должен быть подвергнут анализу со стороны содержания и формы (языкового оформления и композиции). Общий план анализа можно представить в следующем виде:

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

3. Какому стилю и типу речи соответствует данный текст?

4. Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать собственное мнение и дать оценку предмету речи?

5. Охарактеризуйте языковые особенности текста:

1) Лексика: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка даётся автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения; восхищения, пренебрежения и т. д.)?

2) Морфология: какие части речи преобладают в тексте, какие автор­ские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите при­меры.

3) Синтаксис: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наи­более частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособ­ленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т. п.). С ка­кой целью они используются в тексте?

4) Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры. Какую функцию выполняют они в тексте? Приведи­те примеры.

6. Выскажите собственное мнение по поводу проблемы, поднятой в тексте. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.

Сделаем анализ текста, на основании которого будет написано сочине­ние-рецензия, и соберём «рабочие материалы» к сочинению.

«Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это моё сердце бьётся, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет». (Михаил Михайлович Пришвин).

Анализ текста.

1. Тема текста – описание окружающей природы.

2. Основная мысль (идея) текста: нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить её.

3. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание».

4. Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать своё восприятие окружающего мира. Художественный стиль помогает ему наиболее полно выразить собственные чувства, пережи­вания, так как языковые средства художественного стиля не просто переда­ют информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.

5. Языковые особенности текста:

1) Преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, серд­це, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей). В тексте встречаются эмоционально окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выража­ет те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

2) В тексте преобладают именные части речи и глаголы настоящего време­ни (река, дорожки, лужицы; зеленеют, глядят, сидит, бьётся, водит), что свойственно описанию как типу речи для оформления главной черты описа­ния – статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.

3) Особенностью синтаксиса является сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конст­рукций: А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами худо­жественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выраже­нием авторской индивидуальности.

4) Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, гля­дят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравни­тельное предложение (будто зайчик водит ушами), антитеза (это моё сердце бьётся, а мне кажется…), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зелене­ют дорожкикак глазкиВ логу клок снега, как зайчик…), инверсия (зелене­ют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению образно­сти как одного из главных признаков художественного стиля речи.

6. Собственная оценка основной мысли текста.

«Пожалуй, нет человека, которого не умиляли бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, носителем общественного сознания не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем при­роду матерью. Как мать, она не только даёт нам материальные блага (природные ре­сурсы), но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько радости приносит нам общение с приро­дой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновлёнными картинами родной природы! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные струны души человеческой», ценить и любить её».

А теперь, используя «рабочие материалы», полученные при анализе тек­ста, напишем сочинение-рецензию.

Сочинение-рецензия по тексту М. М. Пришвина

«Вы бывали когда-нибудь в весеннем лесу? Конечно, бывали! Тогда вам знакома картина пробуждающейся после долгой зимы природы. Ещё не просохли дорожки, а первая зелень уже пробивается сквозь прошлогоднюю листву. Припекает солнышко, а в ложбинках ещё лежит снег. Как он похож на спинку зайчонка, клубочком свер­нувшегося в ямке!

Такой образ возник и у известного русского писателя М. М. Пришвина. Очевидно, во время прогулки по весеннему лесу он увидел эту картину, она запомнилась писа­телю и стала темой небольшого рассказа. Внимательный наблюдатель, М. М. Пришвин умел видеть в самых обычных вещах, ситуациях, явлениях природы нечто не­обычное, скрытое от простого человеческого взгляда. Он умел «чувствовать» приро­ду, находить в ней отзвуки собственным переживаниям, мыслям, настроениям.

Восприятие писателем окружающего мира отличается от нашего, обыденного.

Художник слова, М. М. Пришвин мыслит образами и передаёт увиденное с помощью художественных приёмов. В небольшом по объёму тексте используются разнообраз­ные изобразительно-выразительные средства языка: метафоры (зеленеют дорожки, гля­дят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит ушами), антитеза (это моё сердце бьётся, а мне ка­жется, будто зайчик водит ушами), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-вы­разительные средства языка служат созданию образности как одного из главных при­знаков художественного стиля речи, в котором написан рассказ М. М. Пришвина.

Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных обра­зов передать своё восприятие окружающего мира. Художественный стиль позволяет ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля помогают не просто передать информацию (впечат­ления об увиденном), но и сделать это эмоционально, образно, динамично.

Участвуют в этом и языковые средства: общеупотребительная лексика (река, бере­га, зеленеют, сердце, чувствую) сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей), нейтральная – с эмоционально окрашенной. В тексте много уменьшительно-ласкательных слов (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чув­ства, которые вызывают у него картины родной природы.

Особенностью синтаксиса анализируемого отрывка является сочетание книжных и разговорных конструкций (сложных предложений с разными видами связи и не­полных предложений: Река в своих берегах. И, мало того!), а также присоединитель­ных конструкций (А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.

Все языковые средства, используемые автором, преследуют цель выразить основ­ную мысль текста – нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить её.

Многие произведения М. М. Пришвина посвящены описанию природы, рассказам о жизни животных. Это миниатюры «Одинокий журавль», «Ёж», «Синий лапоть», «Живой дымок» и другие. Их пронизывает мысль о единении человека и природы. Мне близка и понятна эта мысль. Я думаю, что нет человека, которого не радовали бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным суще­ством, членом общества и носителем общественного сознания, не утратил своей свя­зи с природой. Неслучайно поэтому мы называем её матерью. Как мать, она даёт нам не только материальные блага, но и является величайшим источником духовных цен­ностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько счастья приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литера­туры созданы великими художниками и писателями, вдохновлёнными картинами род­ных просторов: полей, лесов, рек! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел ви­деть в природе «прекрасные стороны души человеческой», ценить и любить её».

Упражнения для подготовки «рабочих материалов» к сочинению-рецензии по тексту.

Задание.Проанализируйте текст по предложенному плану. Подготовьте «ра­бочие материалы» для написания сочинения-рецензии по предложенному тексту.

Текст 1

Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади; бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира. (Пушкин).

Текст 2

Ветлуга, очевидно, взыграла. Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои весёлые зелёные берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и опять бе­жали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. (Коро­ленко).

Текст 3

Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не подымалась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушива­ясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было «цвету», только кой-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дро­жащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам, свер­кая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека… (Ко­роленко).

Текст 4

Метель в поле страшная, наст, однако, в лесу от собаки не проваливается. Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног во все тяжкие бросилась за ней по насту. Она догнала, схватила, но это не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой ле­тит, и собака уже не бежит за ним. (Пришвин).

Текст 5

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу – и что же вы подумаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко та­щит в гнездо. (Пришвин).

Источник: Арефьева С. А. Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии // Русский язык в школе и дома. 2004. – № 6. – С. 22–25.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Пришвин М. М.

https://multiurok.ru/blog/prishvin-m-m.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Литература
17.06.2017 22:11


© 2017 3826

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!