СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы физического воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается, поэтому особенно актуальными являются проблемы физического воспитания в наше время. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Проблемы физического воспитания школьников не дают эффективно решать задачи физического воспитания и достигать его цель. В учреждениях образования таких проблем достаточно много: материально-технического и кадрового обеспечения процесса физического воспитания, отсутствия у учащихся объективного мотивации для занятий физической культурой. Целью работы является изучение и представление проблем физического воспитания школьников [1].

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, физическая культура, проблемы.

Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Уровень физической подготовленности, отвечающий требованиям, предъявляемым службой в армии, оказывается недоступным значительной части юношей и мужчин — выпускников средних и высших учебных заведений. Как недостаточный может быть оценен уровень физической подготовленности девушек и женщин. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки учащихся и студентов [1].

С целью изучения и выделения наиболее значимых проблем физического воспитания было проведено анкетирование учителей физической культуры из разных школ города. Участвовало в данном анкетировании 35 респондента- учителя, у которых стаж в профессиональной деятельности превышал 20 лет, что нам позволяет судить об их довольно близком контакте и с физическим воспитанием и с факторами, которые опустошают сущность физического воспитания. Учителям была предложена анкета, которая состояла из одного вопроса: «Назовите основные (любое количество), по вашему мнению, факторы, которые ведут к упадку физическое воспитания школьников?».

Исходя из результатов данного анкетирования, следует заключить, что одной из главных проблем физического воспитания школьников является проблема материально-технического обеспечения.

Результаты опроса учителей по проблеме материально-технического обеспечения, которое относится к внутришкольным факторам таковы.

Более 70% учителей ответили, что в школах плохая материальная база: нет матов, мало мячей, нет канатов, не хватает лыж и лыжных палок и другого инвентаря и оборудования. Чуть более 40 % ответили, что не выделяется достаточное количество средств на развитие материально-технической базы в школах. Это весьма существенная проблема исходя из показателей данного анкетирования.

По результатам вышеупомянутого анкетирования следует выделить факторы, которые относятся к проблемам деятельности самого учителя: 29 респондентов оговорили, что в начальных классах физическую культуру ведут неспециалисты, у молодых учителей нет стимула для хорошей работы, многие учителя физической культуры профессионально не развиваются, а также у молодых учителей низкая профессиональная подготовленность.

К проведению учебных занятий в различных учреждениях образования допускаются лица, которые имеют педагогическое образование. Их квалификация должна быть подтверждена дипломом об образовании или сертификатом государственного образца. Подготовка специалистов по физической культуре производится в соответствии с квалификационными характеристиками и учебными планами [2].

Система подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре должна постоянно совершенствоваться с учётом изменения социального заказа и готовности к работе в изменяющихся условиях [2].

Существует еще одна не менее важная проблема - отсутствие у учащихся объективной мотивации для занятий физической культурой

Мотивация - процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [3].

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [4].

Психолог Пуни в своих трудах рассматривает три группы подобных мотивов: а) потребности в движении; б) потребности в выполнении обязанностей учащегося; в) потребности в выполнении спортивной деятельности [5].

Выделяют внутреннюю (активный интерес к занятиям физическими упражнениями) и внешнюю (по отношению к обучаемому) мотивацию деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.

Виды мотиваций для занятий физической культурой:

а) Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений.

б) Повышение работоспособности. Психологические исследования поведения человека при выполнении работы показали, что снижение производительности труда происходит вследствие ее монотонности. Кратковременное выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительно повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций.

в) Спортивная мотивация. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Стремление достичь определенного уровня, перегнать в своих спортивных достижениях соперника — является одним из мощных регуляторов. Особенно это желание характерно для профессиональных спортсменов.

г) Эстетическая мотивация. Суть эстетической мотивации заключается в следовании моде на здоровье, на красивое человеческое тело. Как правило, эстетическая мотивация не имеет долговременной направленности. Приходит другая мода, и показатель эстетической направленности меняется.

д) Стремление познать свой организм, свои возможности. Данный вид мотивации основан на желании победить себя, свою лень. Человек всегда стремился познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их. Данная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повысить физическую подготовленность.

ж) Случайные мотивации. К ним относятся все другие мотивации, производными от перечисленных ранее [4].

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям, безусловно, вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования. В связи с этим важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление.

По данным всё того же анкетирования следует сделать вывод, что мотивация для занятий физическими упражнениями у учащихся школ отсутствует. Их вовсе не интересуют такие факторы как: укрепление здоровья, стремление приобрести желаемую фигуру, достичь определённого уровня подготовленности и другое.

Проблемы физического воспитания школьников не дают эффективно решать задачи физического воспитания и достигать его цель. Следует находить оптимальные пути решения этих проблем. Для этого необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, работать над повышением качества образования специалистов в области физической культуры и спорта, включать учеников в разработку вопросов по значению физической культуры, а именно большую роль можно отводить различным классным часам, диспутам, давать различные творческие задания, которые требуют обработки большого количества материала по предмету.

Решение проблем физического воспитания школьников возможно благодаря совершенствованию материально-технической базы в спортивных сооружениях, имеющихся во всех населенных пунктах, за счет источников дополнительного финансирования, таких, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д., строительства межшкольных физкультурно- оздоровительных комплексов, повышения квалификации кадров по физической культуре, повышения мотивации учащихся и другое.

Категория: Физкультура
28.08.2023 10:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!