СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Н. И. Бобылева,
аспирант (Краснодар)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА
Современные исследования показывают, что последние десятилетия индустрия гостеприимства успешно развивается. Положительная динамика прогнозируется и на ближайшее будущее, следовательно, потребность в профессиональных кадрах для этой сферы будет расти.
Однако высшая профессиональная школа, призванная гибко реагировать на стремительные изменения в индустрии гостеприимства, на сегодняшний день действует, скорее, интуитивно и инертно, вне зависимости от обстоятельств и потребностей этого сегмента. Система профессионального образования, нравственная функция которой на современном этапе состоит в том, чтобы обогатить ее гуманитарной культурой, явно не успевает за техническим прогрессом, отстает в своем развитии [1]. Чтобы успешно противостоять технологическому «валу», она должна стать более эффективной, а следовательно, целенаправленно продолжать движение по пути собственной технологизации [2].
Таким образом, главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, является необходимость учета основных условий, в которые поставил человечество XXI век:
Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, она означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса и своеобразным ориентиром научного и практического мышления. Поэтому мы считаем, что технологизация обучения - основной способ системной организации деятельности, который необходим при подготовке будущих специалистов гостиничного дела в современных условиях.
Технология обучения как деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы предметной сферы, позволит обеспечить радикальное усовершенствование профессиональной деятельности, повышение ее результативности (в смысле гарантии достижения цели), интенсивности, инструментальности, технической вооруженности, конгруэнтность результатов поставленным целям.
Как показано в ряде работ, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а также наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Она призвана организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями. Главная цель технологи - получение продукта заданного (спроектированного) образца.
|
Особенности социальных технологий раскрыты в работах С. А. Смирнова [5]. Подбор определенной последовательности даже самых результативных процессов или мероприятий не может гарантировать полной эффективности. Человек слишком многофакторная система и на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и ложна, вследствие чего заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Социальные технологии приспосабливаются к любым условиям: они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и операций, из которых состоит технологический процесс. Особенность социальных технологий в том, что в них значимую роль играет обратная связь, позволяющая на этапах коррекции организовать повторение отдельных элементов технологического процесса. И, наконец, социальные технологии сложны по своей организации. Таким образом, это организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение единой цели.
Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению - одно или несколько его свойств (качеств). Анализ отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме показал, что на сегодняшний день в науке имеется богатый арсенал различных технологий обучения.
Существует группа предметно ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала. В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной аспект сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения.
В технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В технологиях развивающего обучения человеку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов); индивидуальный опыт личности (И. Якиманская); творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов); потребности самосовершенствования (Г. Селевко).
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.), занятия осуществляются путем общения в динамических парах, когда каждый учит другого, при этом особое внимание обращается на используемые средства обучения.
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, В. Шадриков): на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).
Большинство альтернативных технологий (Вальдорфская педагогика - Р. Штейнер, технология свободного труда - С. Френе, технология вероятностного образования - А. Лобок, технология мастерских - П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативные формы организации учебного процесса. Они используют педагогику отношений, природосообразный учебный процесс, всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, методы «проектов» и «погружения», безоценочную творческую деятельность учащихся.
Технологии авторских школ построены на оригинальных идеях, например: школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан).
Поскольку технология обучения рассматривается нами как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса, необходимо указать критерии определения деятельности преподавателя, организованной на технологическом уровне:
-наличие четко и диагностически ясно заданной цели, т. е. корректно измеримого представления понятий, операций деятельности специалистов как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
- представление изучаемого содержания в виде системы полных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
-наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т. п.);
-указание способов взаимодействия субъектов учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся, обучающихся с другом);
-использование наиболее оптимальных (с точки зрения результативности учебного процесса) средств обучения;
-мотивационное обеспечение деятельности преподавателя, будущих специалистов гостиничного сервиса, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
-указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил.
Технологии, столь стремительно внедрившиеся в педагогическую действительность, обогатили ее новым содержанием, и утвердились в сфере образования, тем самым повысив эффективность процесса.
Таким образом, особую актуальность приобрел вопрос внедрения в педагогическую практику профессиональной подготовки будущих специалистов гостиничного дела разработанной нами технологии формирования ценностно-мотивационных качеств. Технология разработана в ходе проводимого нами исследования ценностно-мотивационных качеств (2010-2012) в филиале ФГБОУ ВПО "Сочинский государственный университет" г. Ейска Краснодарского края.
Реализация определенного комплекса условий, предложенных в технологии, помогает повысить эффективность процесса формирования ценностно-мотивационных качеств будущих специалистов гостиничного дела, уровень их профессионализма, компетентности, технологической культуры; преодолеть несоответствие между моделями поведения специалистов гостиничного сервиса и экспектацией потребителей гостиничных услуг.
Литература
© 2018, Бобылева Наталия Ивановна 589