СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы воспитательной работы в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Для совершенствования воспитательного процесса необходимо использовать активные формы воспитательной работы. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект, неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся и т.д. С другой стороны они приближают воспитательную среду к жизни, проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов, методов и средств, которые выбирает учитель. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками: ? словесно-логические, ? образно-художественные, ? трудовые, ? игровые, ? психологические. Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными. Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. мудро поступают классные руководители, когда организуя деятельность школьников, предусматривают моменты молчания, приемы наблюдение и любование. Например, в походе, во время привала, ученики отдыхают, глядя в небо и слушая все вместе и одновременно каждый в одиночестве классическую музыку природы, наблюдают красоту заката и восхода, любуются жемчужной ниточкой паутинки. Это и есть момент обогащающего молчания. Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода с памятниками и т. д. это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник. Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Особое внимание на психологические формы работы с учащимися. К сожалению в нашей школе нет психолога. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. Например, игра "Волшебный стул", которую проводят во всех классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предпо- лагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопережива- ние), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека. Игра «Почтовый ящик». Цель: учить детей работать сообща, при этом сопоставляя мнения своих товарищей. Ход игры. Бывают ситуации, когда кого-то обижают, причем обидчик не осознает своей вины. Или когда нужно поделиться своей обидой или радостью, а вы не знаете как это высказать другому человеку. С этой целью предлагается открыть почту. Необходимо выбрать почтальона. Значение: игра помогает задать интересующий вопрос, извиниться, поделиться радостью. Запрещается унижать и оскорблять кого-либо. Игра « Цветок дружбы». Цель: учить детей совместной работе в парах; воспитывать уважение к своим товарищам, помочь детям лучше узнать возможности и желания друг друга. Оборудование: заготовки цветов; цветная бумага; клей; кисточки, ножницы; фломастеры. Дети берут интервью друг у друга, чтобы лучше узнать каждого. Интервью должно состоять из пяти обязательных вопросов, нескольких вопросов на выбор и вопросов, которые придумали сами дети. Дети выбирают себе пару, у кого они хотели бы взять интервью. Дается время для беседы, затем выслушивается интервью-диалог. Педагог поощряет детей, подводит итоги и предлагает составить « Цветок дружбы». В середине пишется имя друга, а на лепестках его лучшие качества. Педагог обращает внимание на то, какой красивый букет получился, и предлагает детям рассказать, какие качества они ценят в своих друзьях больше всего.
06.03.2015 11:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!