СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы и методы работы на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина

Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений и для повторения предыдущих тем, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений – в конце урока. Класс можно разделить на три команды по числу рядов или на две, если учащихся в классе мало. Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске. «Стоимость» каждого вопроса может быть различна, а может быть одинакова. Ее заранее сообщают ученикам.

_____________________________________________________

Игровые разминки

Разминки - это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить учеников, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

_____________________________________________________________________________

Учебные кроссворды

Как один из видов занимательной игры с успехом применяются математические учебные кроссворды. Они требуют большой сообразительности, позволяют закрепить изученный материал, а так же держать в памяти некоторые математические факты, имена ученых и т. д. Этот вид деятельности можно предлагать учащимся как в начале урока для повторения предыдущих тем, так и в конце урока – при проверке знаний и умений.

Кроссворд может быть подготовлен самим учителем, но можно предложить составить его и учащимся. На усмотрение учителя его можно составить по одной теме, например «Четырехугольники», а можно по всему изученному ранее материалу.

Математическое домино

Математическое домино – состоит из 12-30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

Игра «Ты мне, я тебе»

Эта игра готовится и проводится самими ребятами. Я предупреждаю учащихся заранее, что в такой-то день мы будем проводить данную игру. Им нужно дома составить вопросы по указанной теме (или по любому материалу, изученному заранее) и записать на отдельном листе. Всего может быть от 10 до 20 вопросов. Точное количество озвучиваю.

Ход игры:

К доске вызывается ученик. Спрашиваю у остальных, кто желает с ним сразиться. Выходит доброволец. Ребята по очереди задают друг другу свои вопросы. Если ученик не знает ответа на заданный ему вопрос, то отвечает тот, кто спрашивал. Это способствует тому, что ребята, готовившие вопросы, должны сами хорошо проработать материал. Побеждает тот, кто даст больше верных ответов.

Игра «Ромашка»

Эта игра готовится и проводится учителем.

Каждому из вас хотя бы раз приходилось видеть или участвовать в подобной игре. Из бумаги готовится ромашка. На ее лепестках написаны вопросы, которые вы хотите задать учащимся. (Вопросы могут быть по одной теме или нескольким.) Лепестков должно быть не менее, чем учеников в классе. У меня лепестков всегда больше требуемого количества потому, что всегда есть желающие ответить несколько раз.

Ход игры:

Я прохожу с ромашкой по рядам. Каждый ученик по очереди отрывает лепесток, читает вслух вопрос и отвечает на него. Если он не знает ответа, то отвечает сосед по парте.

Игра «Один для всех, и все для одного!»

Эту игру можно проводить вместо итоговой самостоятельной работы по определенной теме, когда нужно убедиться что ребята хорошо освоили алгоритм решения определенных заданий (задач). Перед проведением игры ученики получают домашнее задание, придумать задачу по изученному материалу. Ребята сами предложили, не просто записывать задачу, но еще и рисовать то, о чем говорится в тексте. Работы становятся более красочными, их интереснее решать.

Ход игры:

Перед уроком все учащиеся сдают свои работы. На уроке за отведенное время надо решить верно, и как можно больше задач, придуманных одноклассниками. Тетради сдаются на проверку. Результаты оглашаются на следующий урок. Критерии, по которым будут выставляться отметки, сообщатся заранее.

Интегрированный урок

Уроки такого типа проводятся сразу 2-3 преподавателями. Например:

а ) математики, физики, информатики;

б ) математики, биологии, географии.

Составляются алгоритмы решения задач с использованием знаний по данным предметам.

Урок – аукцион

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признается победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведен в два тура. Идеи, прошедшие во второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

«Мозговая атака»

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». «Генераторам» предлагается ситуация (творческого характера). За определенное время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведенного времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает обучение «комфортным»

Уроки – путешествия

Урок-путешествие – это одна из используемых мною форм проведения уроков в 5-8 классах. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала. Класс делится на группы. Ребята «путешествуют» по остановкам, на каждой из которых команды получают задание. В конце «путешествия» оценивается каждый ученик.

Уроки типа КВН

1. Приветствие команд.

2. Разминка.

3. Проверка домашнего задания.

4. Выполнение заданий членами команды.

5. задания капитанам.

6. Подведение итогов.

Урок-лекция

Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путем варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть монологичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер.

Например, лекция по теме «Декартовы координаты в пространстве».

1. Введение декартовых координат на плоскости.

2. Введение декартовых координат в пространстве.

3. Жизнь и деятельность Р. Декарта (уч-ся).

4. Формула расстояния между точками.

5. Формулы координат середины отрезка.

6. Преобразование фигур в пространстве.

7. Использование декартовых координат в других науках.

Урок-семинар

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащихся на подготовку к уроку – зачету по данной теме.

Урок-зачет

Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменатором является преподаватель. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся. В конце урока подводится итог.

Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп. Назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.

Уроки - деловые игры

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на 2-3 группы. Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.

Устный журнал «Минута истины»

Устный журнал не требует соревнования. Важно само участие. Слово дается 1-2 ученикам. Учащиеся заранее читают математическую литературу, находят в ней интересные факты, которые излагают за 3-5 минут. Цель – изложить материал таким образом, чтобы увлечь одноклассников. Нужно говорить таинственно, весело, обыгрывать сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.

Игра «ДА» - «Нет»

Эту игру я применяю в качестве закрепления нового материала. Желательно вопрос читать один раз. Переспрашивать нельзя. Это заставляет ребят сосредоточиться. За время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Важно будоражить ребят. Заставить их думать.

Игра «в небылицы»

Эта игра также требует напряженного внимания и сообразительности. Ее можно проводить одновременно со всем классом.

Игра «Зарядка для ума»

Эту игру я провожу, когда вижу, что ребята устали. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания.

Математические шарады.

Интересный Устный счет.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Устный счет – это немаловажная часть урока. И хорошо, если он будет еще и интересным.

Категория: Прочее
18.02.2018 00:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!