СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На одном из концертов Владимира Высоцкого спросили:
- Кто ваш главный воспитатель?
- Юрий Любимов, - не задумываясь, ответил актер.
После окончания Школы-студии МХАТ Высоцкий устроился в Театр миниатюр, откуда его прогнали, как он сам признавался. Затем были Театр им. А. Пушкина и "Современник". И в них начинающий артист не нашел своего места и призвания.
И вот Театр драмы и комедии на Таганке. Главный режиссер Юрий Петрович Любимов. После выпуска из Щукинского училища, с 1946 по 1964 год Юрий Любимов служил актером вахтанговского театра. Итогом этого периода творчества стали тридцать ролей в театре и восемнадцать в кино. В сорок семь лет, когда другие уже успокаиваются и плывут по течению, сочинил со студентами спектакль "Добрый человек из Сезуана", на который буквально ломилась вся театральная Москва, а многие специально приезжали в столицу на спектакль. Так в 1964 году родился легендарный Театр на Таганке.
Здесь поэтический дар Владимира Высоцкого был сразу востребован. Любимов, узнав, что новенький пишет стихи, исполняет свои песни под гитару, начал использовать их в спектаклях. Много позднее, отвечая на вопрос: "Говорят, что без Высоцкого не было бы "Таганки"?, популярный артист сказал так: "Это без "Таганки" не было бы Высоцкого". И это не каламбур и не фраза, а, скорей всего, так оно и есть, потому что в "Таганке" находило резонанс любое творческое начало.
По словам Высоцкого, главный режиссер в первую очередь ценил в артистах индивидуальность, увлеченность, хобби, нежели актерское мастерство. Конечно, это вовсе не означало, что у Любимова можно было играть плохо и бесталанно, безусловно, нет! Просто к хорошей и превосходной игре труппы добавлялось нечто совершенно оригинальное, привносимое участниками спектакля, будь то авторские или народные песни, стихи, музыка и т.д.
Театр, созданный Любимовым, быстро, едва ли не вдруг, стал очень популярным. Люди простаивали ночами, писали номерочки на ладонях, чтобы добыть билетик и попасть на "Гамлета", "Пугачева", "Жизнь Галилея".
Такие очереди мне приходилось видеть после войны за хлебом, в семидесятые годы у магазина "Подписные издания" в Кургане, у Мавзолея Ленина. Но там - хлеб, книги, усыпальница вождя, а здесь всего лишь постановка известных произведений - и такой интерес!
Любимов и Высоцкий - два гиганта, два гения, Мастер и Поэт, Режиссер и Актер. Шестнадцать лет они творили на одной сцене.
Любимов мечтал с Высоцким делать "Калигулу" - не разрешили. Начинал "Самоубийцу" Эрдмана репетировать - не разрешили. "Бесы" не разрешили. "Хроники" Шекспира также не хотели разрешать: "Нам надоели ваши вольные композиции, делайте каноническую пьесу". И тогда прогремел выстрел - "Гамлет".
Это стало вершиной их совместной работы. С этим спектаклем "Таганка" с успехом гастролировала в Югославии, Франции, Польше. Заглавную роль играл Высоцкий.
Актриса театра Алла Демидова говорила, что "он был неповторимым актером, абсолютно владел залом, намагничивал воздух, был хозяином сцены не только из-за его неслыханной популярности. Он обладал удивительной энергией. И при этом какая-то самосъедающая неудовлетворенность и нечеловеческая работоспособность, вечная напряженность, страсть, порыв".
Такая вот оценка, которая вряд ли существенно отличалась от мнения главного режиссера, иначе он не доверил бы Высоцкому роли Гамлета. Все так, и вдруг готовится отставка, вернее -замена. Любимов поручил Золотухину готовить роль принца Датского. Высоцкий был обижен и на друга Валеру, и на Мастера, считал их действия предательством, хотя, конечно, понимал, что виноват сам. Веселый Бахус иногда так увлекал артиста, что он забывал о своей работе. Приходилось либо отменять представление, либо в пожарном порядке ставить другой спектакль. Ясно, что это лихорадило всю труппу, и главный режиссер решил принять меры. Возможно, он хотел сыграть и на самолюбии Высоцкого. Так или иначе, но возникла конфликтная ситуация.
". всю эту историю с моим назначением (на роль Гамлета - В.П.), - пишет Валерий Золотухин, - я воспринимал как воспитательный момент, не более, хотя попытаться не отказывался никогда - такова натура. Я думал: это игра, и сыграю с шефом. Я всячески оттягивал репетиции, заболевал, хотел это дело замотать. Но были назначены новые исполнители на все роли, все заинтересованы что-то сделать, выразить себя как-то и самоутвердиться в театре, и я уже попал в зависимость от партнеров, которые стали требовать решения вопроса. И я решил: а почему нет, почему хотя бы не показать? (Любимову - В.П.)". Потом этот конфликт рассосался сам собой: Золотухин так и не сыграл Гамлета.
Да, Высоцкий-Гамлет, Гамлет-Высоцкий остались на подмостках "Таганки". Да и трудно было представить кого-то другого в этом театре в этой роли.
18 июля 1980 года Владимир Высоцкий последний раз достиг своей театральной вершины, совершил двести восемнадцатое восхождение!
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоски,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи.
Тысячей биноклей на оси.
Если только можно, авва отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Не продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить - не поле перейти.
А 25 июля Володи не стало. 27 июля должен был снова идти "Гамлет". Ни один человек не сдал билет в кассу театра.
В 1984 году Юрий Петрович Любимов был освобожден от должности художественного руководителя театра, лишен советского гражданства и работал за рубежом. Его постановки в Австрии, Англии, США, Италии, Франции, Германии и других странах были удостоены высших театральных премий. Но "он вернулся в страну горбачевской перестройки, несмотря на то, что имел кучу контрактов на Западе. Вернулся работать, конфликтовать, доказывать - делать все, что он делал раньше, но уже в других реалиях и иначе".
Ю. Асташин, В. Подаруев. - Курган и курганцы, 24 января 2004 года.
Источник:
© 2018, Крохалева Татьяна Васильевна 347