СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессия и криминальные наклонности: профилактика у подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрессия может рассматриваться под разным углом: как предиспозиция (генетическая предрасположенность) и как активность, которая усугублена обстоятельствами или неправильным воспитанием.

За агрессивным поведением подростков часто скрываются внутриличностные проблемы, которые можно распознать с помощью методов психологической диагностики. Если школьный психолог периодически будет проводить скрининговые исследования школьного контингента, то проводить работу по коррекции неадекватного поведения, агрессивных (или суицидальных) тенденций, выявить пристрастие к наркотикам можно заранее. Такие психодиагностические тесты, как детский и подростковый ИТО (индивидуально-типологический опросник), многошкальный тест СМИЛ, цветовой тест МЦВ, Метод портретных выборов Сонди (МПВ), как раз предназначены для этих целей.

Природой заложенные свойства темперамента и характерологические черты в подростковом периоде еще не взяты им под контроль и становятся причиной затрудненной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры цельной личности подвергаются двустороннему воздействию изнутри и снаружи. Мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. Представители тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности; гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво. Но ведь это происходит с ними впервые, у них нет опыта и правильного понимания ни смысла и ценности этих отношений, ни физиологических и социальных последствий. Таково же их отношение к курению и алкоголю: чем более запретным представляется им это занятие, тем больше их к нему тянет.

Изменение очертаний фигуры и лица, ломка голоса, характерные для 13–15 лет, нарушают привычный образ «Я». Уже не ребенок, еще не взрослый — подросток мучительно ищет образ своего нового «Я» — и нескоро его находит. Избыток физической энергии, высокая поисковая активность с тенденцией к самореализации сталкиваются с проблемой освоения новой социальной роли, связанной со вступлением во взрослую жизнь, представление о которой зиждется на книжных сведениях, на впечатлениях, почерпнутых в кинофильмах или с экранов телевидения, и на той модели социума, которую подросток видит в своем окружении: семья, школа, двор. Модель адекватного отношения к жизненным ценностям, к самому себе и к окружающим формируется постепенно. То, что мы получаем в подростковом возрасте, закладывается в детстве. Еще только вступая во взрослую жизнь, на ее пороге подросток испытывает на себе противоречивость существующей в его сознании «идеальной» модели мира и реальной действительности. Чем больше разнятся они между собой, тем больше проявляется тот когнитивный диссонанс, который по-разному переживается разными по своим личностным особенностям подростками.

В тех случаях, когда сведения о жизни, об истории своей страны, о текущих событиях преподносятся подростку искаженно, в завуалированном виде, прикрытыми флером ханжества, а реальное поведение взрослых не соответствует тому, что они проповедуют в своих поучительных нотациях, реакции подростка могут оказаться чрезвычайно резкими и пагубными как для него самого, так и для окружающих. Это обычно сказывается на школьном, равно как и на семейном психологическом микроклимате. Разочарованность, нигилизм, негативное отношение к окружающим взрослым, бунтарские тенденции с отрицанием любых авторитетов — все это может привести к неожиданным поступкам. В такой момент «героем» в глазах подростка может стать антисоциальная личность, а ценности уличной группы сверстников могут обрести наибольшую значимость и увести его в сферу противоправных действий. На фоне жестокой ломки привычных с детства стереотипов и столкновения с правдой реальной жизни могут возникнуть мысли о самоубийстве, могут также появиться пагубные привычки. У большинства этот стресс сопровождается горькими разочарованиями, ломкой самосознания, изменением или обновлением субъективного образа «Я» в связи с новым пониманием своего места в окружающем мире, протестными реакциями против авторитарного тона взрослых, тенденциями к низвержению идеалов старшего поколения, ощущение полного непонимания и субъективного одиночества. В этот момент его реакции могут стать утрированными или искаженными и приводить к неадекватному поведению. Возникает выраженное противодействие как по отношению к родителям, так и к учителям и сверстникам. Поэтому подростковый возраст требует особенно внимательного отношения к индивидуальности и дифференцированного подхода со стороны окружающих взрослых.

Заостренные черты характера у подростков могут проявляться как разные варианты акцентуации характера. Среди них — эпилептоидный и близкий к нему — возбудимый. Если свойства данного типа личности не находят себе достойного применения в социально приемлемых видах активности, то реакции подростка могут вылиться в мстительные и враждебные действия, так как этому типу акцентуированной личности свойственна повышенная чувствительность к критическим замечаниям, легко загорающаяся и внезапно вспыхивающая агрессия. В состоянии аффекта поведение таких подростков бывает особенно жестоким и разрушительным. Случайная драка может вылиться в серьезные последствия, и подросток неожиданно для себя может оказаться в ситуации, которая расценивается как противоправный поступок. При дефиците материальных средств он может пойти на грабеж при полном отсутствии понимания того, что его действия преступны: в силу собственных представлений о справедливости он может думать, что этим актом он выразил протест против социального неравенства или.

Акцентуация личности у подростка со всей очевидностью проявляется в показателях психодиагностических методик, которые могут выявить агрессивную предиспозицию. Но реализуется ли она в жизни — зависит от вовремя разcпознанных индивидуальных особенностей и умелого направления этих свойств в социально полезное русло. В худшем случае окружающий социум вынужден прибегать к мерам пресечения и выделяет специальный тип обучения или труда под особым надзором.

Криминальные тенденции не являются природно заложенными, а агрессия может быть только продолжением гиперактивности, признаком неудовлетворенных потребностей и социально-психологической дезадаптации. При этом мы видим признаки повышенной спонтанности поведения в сочетании с агрессивностью при незрелой структуре личности, когда не сформирован самоконтроль и эгоцентрично-примитивна иерархия ценностей без опоры на мораль и внутренние критерии нравственности. А для того, чтобы они были сформированы, нужна большая воспитательная работа. То есть проблема обусловлена в значительной степени не столько психологическим, сколько социальным фактором.

Вся статья опубликована на сайте:

https://psy.su/feed/9778/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Психологиподписчики&utm_content=

Автор Собчик Людмила Николаевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, научный руководитель Института прикладной психологии.

Категория: Всем учителям
19.02.2022 07:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!