СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще.
Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.
Осенью 2016 года в Финляндии
В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму. Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.
История чистописания в России
В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт
В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию. Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.
Письмо от руки превратится в редкое искусство
Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно. Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут. А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё. Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.
Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?
На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?
Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.
Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас
1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера
Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.
2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.
3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта. Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.
5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.
6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.
7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это
Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично. На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.
Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.
© 2018, Катцына Любовь Федоровна 563