СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эмоциональный интеллект — это набор навыков, который позволяет человеку понимать себя и других людей. Умение общаться, слышать других, распознавать свои желания и эмоции влияют не только на жизнь ребенка вне школы, но и на то, как он учится, ведет себя на уроках и выстраивает отношения с учителями и другими детьми.
Обсуждать эмоции персонажей кино, мультфильмов и книг
Если во время урока или в качестве домашнего задания ученики читают книги или смотрят кино, подготовьте для них вопросы о персонажах:
Такие разборы примеров научат детей анализировать поведение окружающих и отслеживать собственное состояние. Это поможет им общаться с окружающими: считывать их эмоции, определять, какие слова и действия сейчас будут уместны, ставить себя на место другого человека.
Некоторые эмоции могут быть непонятны детям, если они с ними ещё не сталкивались. Если замечаете, что ученикам трудно сформулировать ответы на вопросы, попробуйте помочь наводящими вопросами:
Детям младшего школьного возраста помогают простые аналогии, например, ситуации, с которыми они сталкиваются в школе, и в которых могли бы испытывать схожие эмоции.
Проводить «заключительный круг» на уроках с новой темой
В начале урока, на котором класс будет проходить новый материал, коротко расскажите, о чём будет урок, и предложите детям записать на отдельном листе или в тетради свое состояние в начале урока. Чтобы ученикам было легче, расскажите, как чувствуете себя сами. Например, что вы взволнованы или заинтересованы в том, как классу будет даваться новая тема.
В конце урока попросите детей записать, как они чувствовали себя во время занятия и сейчас, когда оно закончилось. Поделитесь своим состоянием тоже. Например: «в начале урока мне было волнительно, во время урока очень интересно, а теперь я чувствую радость и спокойствие». Предложите детей по очереди поделиться тем, что они записали.
Такая практика называется «заключительный круг», она помогает анализировать своё состояние и понимать его причину, а ещё даёт увидеть, каким разным может быть состояние людей в одной и той же ситуации.
Играть в «бродилки»
Это упражнение удобно проводить в просторных классах или школьных коридорах во время перерывов, когда нужно переключиться и снять напряжение. Ученикам нужно будет хаотично передвигаться по помещению, следуя вашим инструкциям. Последовательно озвучивайте инструкции по шагам, давай участникам немного времени, чтобы погрузиться в разные состояния:
После выполнения упражнения обсудите с учениками, каково было проживать эти состояния: что давалось легко, а что трудно, когда было комфортно, а когда не очень.
Это упражнение больше подходит для школьников старшего возраста, начиная с 8–9 классов. Если вы хотите адаптировать его для детей помладше, можно сократить количество шагов в инструкции и предлагать более простые роли, понятные ученикам. Важно, чтобы упражнение заканчивалось и начиналось приятными взаимодействиями без раздражения и сложных эмоций
Проводить дебаты
Разделите учеников на две группы случайным образом.
Расскажите, что сейчас вы будете обсуждать утверждение «всегда и со всем нужно справляться самостоятельно». Можно придумать другие утверждения, связанные с эмоциями, помощью и поддержкой. Например:
Первая группа должна будет защитить эту точку зрения, а вторая — опровергнуть. Здесь важно, что сами дети могут иметь другую точку зрения, но защищать им придётся ту, которая досталась команде.
Расскажите, как будут проходить дебаты: у каждой команды будет 2-3 минуты на подготовку. После подготовки команды будут по очереди озвучивать свои аргументы и задавать вопросы. Чтобы успеть подготовиться, внутри команд можно разделить роли: одна половина придумывает убедительные аргументы, а вторая — каверзные вопросы. Дайте время на подготовку и обсуждение, а затем предложите командам по очереди озвучивать аргументы и вопросы.
После дебатов обсудите, какая команда звучала более убедительно и помогло ли это иначе посмотреть на ситуацию или даже поменять своё мнение.
Эта игра помогает учиться занимать позицию другого человека, пытаться понять его точку зрения и формулировать аргументы в споре. В зависимости от утверждения ученики смогут глубже разобраться в том, как устроены эмоции, как их выражать, и какими способами можно попросить о помощи и поддержке, когда они нужны.
Дебаты можно адаптировать к теме урока и выбрать утверждение, которое поможет разобраться в каком-то вопросе по вашему предмету.
Источник: https://pedsovet.org
© 2024, Беленко-Линёва Марина Петровна 48