СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 игр для интеллектуального развития школьников. Шпаргалка для классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 игр для интеллектуального развития школьников. Шпаргалка для классного руководителя

1. «Знаток слов»

Цели: актуализировать знания учеников, развить кругозор, логическую память.

Инструкция. Разделите лист бумаги на шесть колонок. Первую колонку озаглавьте «страна», вторую – «город», третью – «река», четвертую – «имя», пятую – «растение», шестую – «животное». Сейчас я случайным образом выберу букву («неудобные» буквы исключите). Ваша задача – за 1 минуту придумать по одному слову к каждой категории на выбранную букву.

Примечание. Категории можно менять в зависимости от темы и цели игры.

2. «В дорогу»

Цель: развить сообразительность, воображение, творческое мышление.

Инструкция. Ведущий предлагает игрокам представить, что они отправляются в путешествие и собирают чемодан. Условие – в дорогу можно взять только некоторые вещи, какие именно – игрокам надо отгадать. Они по очереди спрашивают, нельзя ли им взять с собой тот или иной предмет. Ведущий разрешает или запрещает. Например, в дорогу можно взять только вещи, начинающиеся на букву «К». Победителем считается тот, кто сумеет первым отгадать правило. Правила могут быть (например, только книги, только обувь, только верхняя одежда) и сложными (например, только вещи, которые начинаются на первую букву фамилии игрока, который отгадывает).

3. «Хранитель тайны»

Цель: развить внимательность, логическое мышление, сообразительность.

Инструкция. Я загадала известную всем участникам фразу (слоган, цитату). В ней пять слов. Для того чтобы отгадать эту фразу, вы можете задавать мне любые вопросы, но не больше пяти. В каждом моем ответе будет содержаться слово из загаданной фразы. Например, я загадала фразу «Жизнь – игра, а люди в ней актеры». Первый участник задает мне вопрос: «Что вы ели сегодня на завтрак?» Ответ: «Всю жизнь ем на завтрак только бутерброды с чаем». Следующий вопрос: «Как вы относитесь к политике?» Ответ: «Для меня политика это всего лишь игра», и т. д.

После этого у вас будет время, чтобы проанализировать услышанное и дать свою версию загаданной фразы. Мои ответы или ответы другого ведущего вы можете записывать.

4. «Черный с белым не берите, да и нет не говорите!»

Цели: развить умение действовать по правилам, формировать произвольность действий и самоконтроля.

Инструкция. Я буду задавать вопросы на школьную тему. Ваша задача – отвечая на вопрос, не использовать «да» и «нет», не называть «черный» и «белый» цвета.

Примерные вопросы:

– Тебе нравится учиться?

– Какого цвета твой портфель?

– У тебя есть друзья в школе?

– Твои туфли черные?

– Какого цвета твоя школьная рубашка?

– Ты любишь читать?

– Ты любишь получать пятерки?

Вопросы нужно задавать быстро, чтобы научить школьников произвольно удерживать их в памяти, контролировать свой ответ.

5. «Перевертыши»

Цели: развить логическое мышление, умение анализировать, креативность.

Инструкция. Я буду называть фразы – названия книг, песен или пословицы. Ваша задача – подобрать к ним фразы-антонимы. И наоборот, я буду называть фразу-перевертыш, то есть противоположную по замыслу задуманной. Ваша задача – расшифровать ее. Например, «Чем больше парня обижаешь, тем он больше за тобой бегает». Исходный текст, который надо найти: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Примечание. Для игры «Перевертыши» можно брать любые темы из школьных предметов, например, имена или высказывания известных людей и ученых, фразы из литературных произведений, стихи, пословицы и т. п.

Примеры перевертышей:

✓ «30 сантиметров над землей» –

«20 тысяч лье под водой».

✓ «Чёрная луна джунглей» –

«Белое солнце пустыни».

✓ «Родители матроса Танарга» –

«Дети капитана Гранта».

✓ «Лежу перед окном у светлицы сухой» – «Сижу за решеткой в темнице сырой».

✓ «От смелости затылок мал» –

«У страха глаза велики».

✓ «Ложь уши ласкает» –

«Правда глаза колет».

✓ «У парка скончался тополь, у парка он усыхал» – «В лесу родилась елочка, в лесу она росла».

6. «Данетки»

Цели: развить умение видеть характерные свойства предметов, задавать наводящие вопросы, рассуждать и анализировать; углубить знания учеников об окружающем мире, расширить словарный запас.

Инструкция. Сейчас я загадаю какой-то предмет (явление природы, растение, животное и т. п.). Для того чтобы отгадать, что я загадала, вам необходимо задавать мне наводящие вопросы, на которые я смогу ответить только «да», «нет» или «не имеет значения».

Например, я загадала такое явление природы, как гроза. Вы можете задавать мне такие вопросы, как: «Это летнее явление природы?», «Оно бывает ночью?», «Его можно услышать?» и т. д.

Примечание. Загадывать можно предметы, явления, животных. Также можно ограничить количество вопросов, например до 10.

Варианты игры:

1) «Визуальные данетки», или игра «Черный ящик». Это может быть коробка, в которой лежит какой-то предмет. Задача игроков отгадать, что это за предмет.

2) «Ситуативные данетки» – ведущий загадывает различные ситуации, участникам необходимо ответить на вопросы: «Как это могло произойти?», «Как выбраться из тупика?», «Как объяснить странное поведение человека?» Например: «Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали?» Вариант ответа: раньше это были части снеговика, который потом растаял.

3) «Персонажные данетки» – ведущий загадывает персонажа литературного произведения (сказки, фильма, песни и т. п.).

7. «Реалии»

Цели: расширить кругозор, развить творческие способности, логическое мышление.

Инструкция. Ведущий загадывает некий объект-реалию (предмет, человека, литературного, исторического героя, явление и т. д.). Задача игроков – догадаться, о чем или о ком идет речь. К этой реалии они получают четыре характеристики-подсказки. Ответ участники могут дать после любой подсказки.

Суть в том, что первая подсказка самая абстрактная, но и самая ценная – она стоит пять баллов; следующая конкретнее, ее стоимость – четыре балла, затем – три, далее – подсказка стоимостью два балла. Последняя самая конкретная, но и самая дешевая – она стоит один балл. Если игроки не ответят и в этом случае или ответят неправильно, они не зарабатывают ни одного балла.

Примеры реалий

Реалия 1

5. Она является символом государства Чад.

4. В ее честь названы остров, кабриолет, такие музыкальные произведения, как каприз, каприччио.

3. На Востоке ее прозвали коровой бедняков.

2. Больше всех не повезло в жизни той из них, которая принадлежала человеку по имени Сидор.

1. Ей не позавидуешь, так как муж у нее – козел!

Ответ: коза.

Реалия 2

5. Идея создания этого принадлежит Леонардо да Винчи.

4. К созданию этого приложил руку англичанин Роберт Гук в 1660 году, другой англичанин, Уильям Хенсон, – в 1842 году, в 1870-м Джордж Кейли сконструировал одну из частей этого. И только летом 1882 года Александр Федорович Можайский построил это первым и даже впервые использовал это по прямому назначению.

3. Первое использование этого происходило несколько секунд. Братья Райты в 1909 году построили механизм, который вращался с помощью бензинового двигателя и развивал скорость 60 км/ч.

2. Они условно делятся на дозвуковые и те, что быстрее звука.

1. Сейчас это очень популярный вид транспорта, которые покрывает большие расстояния всего за несколько часов.

Ответ: самолет.

8. «Веришь – не веришь»

Цели: расширить и актуализировать знания учеников, повторить пройденные на уроках темы, расширить кругозор и развить эрудицию.

Инструкция. Ведущий читает вопросы, игроки в ответ должны сказать «верю» или «не верю». Как вариант – поднять одну из табличек со словами «да» или «нет».

Примеры вопросов:

– Верите ли вы, что легенды об основателе ордена францисканцев собраны в сборнике «Ягодки Святого Франциска Ассизского»? (Нет, не ягодки, а цветочки.)

– Верите ли вы, что юката – это ночное кимоно? (Да.)

– Верите ли вы, что диггеры – это крайне левое крыло в Английской революции XVII века? (Да.)

– Верите ли вы, что первое восхождение на Джомолунгму датируется еще временем правления китайского императора Цинь Шихуанди? (Нет.)

– Верите ли вы, что у немецкого философа Иммануила Канта есть как минимум три произведения, чье название начинается со слова «Критика…»? (Да, «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».)

9. «Ответ ищи в вопросе»

Цель: развить внимательность, сообразительность, абстрактное мышление.

Инструкция. Сейчас я буду читать вам вопросы, ответы на которые содержатся в самих вопросах. Кто первый догадается, называет ответ.

Примеры вопросов:

– Какой город расположен на берегу красивейшей реКИ ЕВропы?

– О каком городе можно сказать, что дошеЛ ОН ДО Нас, почти не изменившись?

– Какому гороДУ БЛИНов из России еще не присылали?

– В каком городе беженец – это дезерТИР, А НА его семью идут гонения?

– В каком городе обращают внимание тольКО НА КРИзисные явления?

– Какой город без поМЕХ И КОлебаний более 20 лет считался родиной величайшего мирового рекорда?

10. «Файнворды»

Цели: развить внимание, расширить кругозор.

Инструкция. Перед вами таблица, в которой «спрятались» слова на определенную тему. Ваша задача – найти их.

Примечание. Для младших школьников слова в таблице лучше располагать по горизонтали и вертикали. Для более взрослых учащихся слова можно располагать в разных направлениях.

05.09.2023 00:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!