СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обо мне

  Мое педагогическое кредо

 

У Ивана Сергеевича Тургенева есть рассказ «Певцы». Ничем, впрочем, не примечательный с точки зрения неискушенного читателя: отсутствует занимательный сюжет. Помню свое первое знакомство с этим произведением. Случайно на глаза мне попался маленький фрагмент текста, а в нем – не проза, нет, - стихи в прозе. Я помню, какое чарующее и завораживающее впечатление на меня произвели тогда строки, посвященные пению какого-то Якова...

 

А потом оказалось, что автор рассказывает о певческом поединке между уверенным в себе, хорошо одетым Рядчиком и оборванцем и пьяницей Яшкой - Турком. Первый заставляет зрителей восхищаться виртуозной техникой исполнения, вызывает сочувствие к собственным  усилиям, второй приводит в трепет первым же звуком своего надтреснутого и слабого голоса. И голос этот, казалось, принесся откуда-то издалека. И песня, исполняемая Яковом, живет какой-то непостижимой самостоятельной жизнью. И нет среди слушателей человека, который бы не испытал катарсис. Чудо?

Но больше всего в этом рассказе меня поразило другое – Тургенев заставляет задуматься о силе искусства и преображении человека в творчестве. Что происходит с творцом? Какая неведомая сила дает ему ТАКУЮ власть над аудиторией?

Мне иногда кажется, что все учителя по своей сути являют собой таких вот Рядчиков и Яшек - Турков: одни (их меньшинство) пользуются лишь техникой, технологией, другие - настоящие творцы - служат своей Учительской Музе и способны многое, очень многое преобразить силой своего творческого труда. А обращенное в профессию творчество и есть высокий профессионализм.

          Вот я через акт творчества стремлюсь к совершенству: личностному, профессиональному, человеческому. Долгий путь продолжительностью в целую жизнь. Бесконечная череда взлетов и падений, воодушевления и разочарований, иногда - звенящего в висках отчаяния, иногда - головокружительного, пьянящего успеха.

Но все преходяще, и совсем не в успехе дело. Ведь самый главный вопрос, который каждый из нас обязательно задает себе: «Для чего я здесь? В чем смысл моего пребывания на  планете?»  И счастлив тот, кто может на этот вопрос ответить. Я такой счастливый человек, ибо точно знаю, что именно от меня, от моих усилий и устремлений, от моего мировоззрения и внутренних установок зависит качество жизни тех людей, с которыми я взаимодействую. Звучит несколько самонадеянно? Возможно. Но ведь не станете же вы отрицать силу СЛОВА! Того самого слова, которым «можно убить, можно спасти, можно полки за собой повести». Того самого слова, которое, как умелый лоцман, может привести корабль жизни каждого из нас к берегам счастливой,  наполненной смыслом и содержанием жизни.

Да, я учитель словесности, но, как ученица, ежедневно со своими воспитанниками упоенно постигаю силу и мощь великого русского слова. А какие манящие горизонты открываются перед нами!

Древние говорили о том, что у человека всего два пути к обретению истинного счастья – путь познания и путь страдания.  Непреходящая ценность литературы как предмета заключается в том, что она позволяет избежать второго пути, ведь все ошибки, которые можно сделать на жизненном пути, уже сделаны…другими, и ими же, этими другими, в литературе описаны. Читай – и учись быть счастливым!

Именно эти размышления греют.  Но есть и другие… тревожные.

Школьники, забыв о жалости и сострадании, играют в футбол комочком тела котенка и снимают происходящее на видео.  Подростки зверски издеваются над ровесниками.  Вожделенные  лайки в ютубе напрочь    заслоняют для них чужую боль, а леденящий ужас жертв не пугает и не останавливает.

 Что это – кризис современной цивилизации или одиночные вопиющие случаи? Я соотношу нынешний цивилизационный  кризис прежде всего с кризисом духовности.

Много и часто у нас говорят о любви к Родине, связывая, почему-то это святое чувство исключительно с подвигами наших героических предков. А мы сами? Неужели не ценны наши усилия и устремления? Почему никто не говорит сегодня о том, что Родина, великая, красивая и свободная, начинается с каждого из нас?

Родина для малыша начнется именно тогда, когда он, обливаясь  слезами, прочтет историю трогательной любви между Львом и Собачкой, когда узнает об испытаниях Белого Клыка и поймет, что торжество справедливости неизбежно.  Ощущение любви к Родине и сопричастности к ее судьбе зародится в душе только тогда, когда в ней появятся сострадание, чувство ответственности. И именно творческий и думающий учитель должен вовремя посеять семена гуманности и гуманизма в душе ребенка, потому что, если это не произойдет вовремя, все общество неизбежно будет пожинать плоды ксенофобии и жестокости.

Другого пути просто нет! Либо осознание, либо страдание! Это вызов современности. Вызов всем нам, учителям.  Не сможем выстоять – погибнет целая цивилизация!

Какой арсенал мы можем сегодня противопоставить натиску надвигающейся   бездуховности? Многие из нас уповают на новые государственные стандарты образования, на системно - деятельностный подход. Предполагается, что новая образовательная модель откроет для ученика новые возможности развития и самореализации. Все это, безусловно, так.  Но есть одна вещь, которая не дает покоя мне, практику с 25-летним стажем.

Интерес и творчество– вот главный двигатель образования! Именно на этом фундаменте можно основать здание самопознания  и самореализации ученика. Но может ли интерес подогреваться исключительно технологией? И  как вызвать интерес у личности немотивированной?

На мой взгляд, главная проблема для нас сегодня – приведение содержания образования в соответствие с теми ожиданиями, которые существуют у детей. Ну не соответствуют  используемые нами в среднем звене учебники литературы интересам и потребностям ребенка! Я это вам как учитель-практик говорю. А нет интереса к чтению - нет образования! Это аксиома.

 Тьютор, коучер, сопровождающий. Именно такова роль учителя в современных реалиях. Не возражаю и участвую. Но тут же почему-то вспоминаю модель обучения милого моему сердцу «золотого века цивилизации» - Древней Греции. Сократ и его ученик: «Я знаю, что ничего не знаю».  И  беседа.  Долгая, упоительная, интересная обоим…

Моё образование

Высшее

 

Рейтинг

Баллов: рейтинг11996.5 Место: место2486 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!