Золотой век Возрождения.
1. Что такое Возрождение?
- А) Возрождение античных традиций (ренессанс)
- Б) Период 14-17 веков, переход от Средневековой культуры к Культуре Нового времени.
- В) Период с 5 по 15 век именуемый эпохой Средневековья.
-
а
- 2. Перечислите известных художников эпохи Возрождения?
- А) Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и др.
- Б) Сальвадор Дали, Ван Гог.
- В) Пикассо, Анри Матисс
а
3. а) Синоним слова Возрождение?
Б) Автор картины «Джоконда» (Мона Лиза)?
«Классическая картина»
Живопись в одно мгновенье должна вложить в сознание зрителя все свое содержание. Леонардо да Винчи.
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
«Ярославская Оранта»
Если сравнить икону с любым ренессансным полотном, сразу видно, насколько выросла естественность и правдоподобность изображения.
Видеоряд: I. Рафаэль «Сикстинская мадонна». 2. Ярославская Оранта»
По существу, именно Ренессанс явился первым творцом картины, как таковой процесс её создания осуществлялся коллективными усилиями мастеров Ренессанса. Своё завершение этот процесс получил в творчестве Леонардо да Винчи, который стал основоположником классического ренессансного стиля.
С точки зрения Ренессанса человек есть центр мироздания. Как это отражается в живописи Возрождения?
1.
2.
3.
4.
Как можно сгруппировать следующие произведения?
1. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
2. Рубенс «Воздвижение креста»
3. Рубенс «П-т Елены Фоурмен с детьми»
4. Леонардо да Винчи « Мадонна в гроте»
Вопрос: почему картины сгруппированы именно таким образом?
(Необходимый ответ: композиция картин Ренессанса статична, композиция картин Рубенса динамична, т. е. по принципу: статика - динамика, покой - движение.)
(Необходимый ответ: потому что он помещён в центре фрески.)
Почему на фреске Леонардо «Тайная вечеря» из 13 фигур мы безошибочно выделяем фигуру Иисуса Христа?
Проанализировать композицию с точки зрения статики-динамики
и размещения главного лица?
1.
3.
- Веронезе «Брак в Кане»
- Рафаэль «Сикстинская
мадонна»
3. А де Мессина «Св.
Себастьян»
4. Рафаэль «Мадонна
Конестабиле»
4.
2.
ВЫВОД: КОМПОЗИЦИЯ КАРТИН РЕНЕССАНСА СТАТИЧНА И ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ.
А де Мессина «Св. Себастьян»
С точки зрения художника Ренессанса, картина- целый мир, а поскольку человек, в соответствии с представлениями этой эпохи, есть центр мироздания, естественно, что главное действующее лицо должно располагаться в центре картины (картина-миру, следовательно, человек в центре картины). Так формулируется принцип классической симметрии.
Обратить внимание учащихся на то, что для связи фигур друг с другом и с пространством используется пирамидальная композиция, например, «Сикстинская мадонна» - основание пирамиды - облачный слой, вершина совпадает с головой мадонны, а у нижних углов поставлены фигуры св. Варвары и папы Сикста II.
Рафаэль «Сикстинская
мадонна»
Леонардо «Мария
Леонардо «Мадонна в гроте»
с младенцем ,
св. Анной и агнцем»
Пирамидальная композиция.
Задание: выделить картины с пирамидальной композицией и с использованием принципа классической симметрии.
Рафаэль «Мадонна
со щегленком»
Леонардо «Мария
с младенцем,
Св. Анной и агнцем»
Микеланджело «Мадонна Дони»
Вывод: наличие классической симметрии и использование пирамидальной композиции в картине являются отличительными признаками классической картины.
наличие принципа классической симметрии (главное действующее лицо располагается в центре картины) и использование художником пирамидальной композиции в картине являются отличительными признаками классической картины, процесс формирования которой получил своё завершение в период Высокого Ренессанса, по этим же признакам можно отличить живописные произведения Высокого Ренессанса от картин Проторенессанса и Раннего Ренессанса.
Композиция- ключ к пониманию классического искусства. Его цель- изображение одного события и одного единственного момента движения.
Поэтому идеал классической композиции заключается в умении концентрировать все элементы картины в целое, которое достигается при помощи специальных приемов:
1) Пирамидальной композиции 2) Принципа классической симметрии.
Т.о. выражается в живописи Ренессанса представление о том, что человек – центр мироздания.
Таким образом, можно сказать, что композиция - ключ к пониманию классического искусства, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Его цель - изображение одного события и одного единственного момента движения. Поэтому идеал классической композиции заключается в умении концентрировать все элементы картины в некое оптическое и психологическое целое, которое достигается при помощи специальных приёмов:
пирамидальной композиции;
принципа классической симметрии.
Таким образом выражается в живописи Ренессанса представление о том, что человек - центр мироздания.
1.В творчестве какого художника получил свое завершение процесс создания картины? 2. Принцип классической симметрии, примеры?
https:// my.mail.ru/mail/nnnpap/video/65468/65616.html
https:// my.mail.ru/mail/lusia-golodnaja/video/4363/4581.html
3. Пирамидальная композиция, примеры? 4. Отличительные признаки классической композиции? 5.Цель классического искусства? 6. идеал классической композиции? 7. Какие приемы используются?
Домашнее задание:
Работа с репродукциями. Описание с элементами анализа какой-либо картины Леонардо да Винчи или Рафаэля (на основе полученных на уроке знаний о классической картине).Опережающее задание. Ознакомиться с биографией и этапами творческого пути Микеланджело Буанаротти (использовать детскую энциклопедию по искусству или какие-либо другие источники).