СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитники земли Русской

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защитники земли Русской»

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

Введение

1-2




Российская власть и донское казачество во второй половине XIX начале XX вв.


2-9

Демократические традиции казачьего самоуправления


9-11

Становление органов местного самоуправления на стыке веков


11-15

Заключение



16

Список литературы

17


Введение






Дикое поле как крайняя западная окраина Великой степи заселялась всегда сильными свободолюбивыми людьми. Уклад жизни здесь не менялся тысячелетиями, он был обусловлен суровыми природными внутренними и внешними факторами. Это место встречи многочисленных народов и цивилизаций.


Широко распространена точка зрения на казаков как на «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом», высказанная Л. Н. Гумилёвым. Такую точку зрения поддерживает ряд российских этнологов и антропологов. Однако, вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности.



Формирование казачьих сообществ на Дону и Северном

Кавказе.


Самое раннее начало казачества для нас теряется в истории, говорит Н. Костомаров. - Вероятно, однако, что это название возникло на юге при столкновении с татарами. Слово «казак» чисто татарское и означало вначале вольного бездомного бродягу, а потом низший род воинов, набранных из таких бродяг.

Многие историки, связывают появление казаков на исторической сцене с периодом татаро-монгольского нашествия на Русские земли. Империя Чингисхана, впоследствии, была разделена на улусы, принадлежащие его сыновьям, которые далее развивались, не зависимо друг от друга. Русские земли были поделены на три отдельные части, занимаемые Великим Княжеством Московским, Великим Княжеством Литовским и земли бывшего Галицко Волынского Княжества, которые после смерти Даниила Галицкого были поделены между Литвой, Польшей и Венгрией.

Проблема возникновения казачества - одна из наиболее сложных в его истории. До сих пор высказываются различные точки зрения по вопросам о времени его происхождения, о его этнических и социальных корнях. Известно мнение по этому поводу самих донских казаков в XVI-XVIIIвв. Их фольклорная традиция связывала появление казаков на Дону с «казанской : службой» Ивану Грозному, за которую царь будто бы пожаловав, «славный тихий Дон с потомками и белой Манычью».

На этническое происхождение донских казаков указывал осведомлённый автор XVII b. - беглый подьячий Посольского приказа Г. Котошихин по -мнению которого они - «породою москвичи и иных городов, и новокрещённые татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и лях:-: из них московских бояр и торговые люди крестьяне, которые п были к казни, в разбойных и татьеных, и иных делах, и, покрал бояр своих уходят на Дон». Судя по словам Г. Котошихина, этический ; состав казачества был пестрым при преобладании казаков русского происхождения, среди которых были заметны представители низших слоев населения Российского государства.

Новый взгляд на происхождение донского казачества распре XVIII b., когда оно превратилось в полупривилегированное сословие Российской империи и в известной мере в орудие политики государств Поэтому к казачеству историки того времени относились весьма. словам Г.З. Байера, казаки «почитались всеми за храбрый и сильный и такой народ не мог происходить от «воров» и «разбойников», из как говорилось в ряде документовХУ1 – XVII bb., происходили казаки. Поэтому Г.З. Байер заявил о существовании казачества ещё в X в. Со ссылкой на Константина Багрянородного он указывал, что казаки «... в9№ ... жили в нынешней Кабарде... где они от великого князя Мстислава... в Российское подданство приведены были»; в дальнейшем эти казаки принимали беглых «россиян, поляков и др. ...». Так впервые в росл . историографии была высказана идея древнего, причем не русского происхождения казачества. Сами же запорожцы - потомки «черкас от Бештау», поселившиеся в 1282 г. Под Курском, а затем перешедших на Днепр и построивших город Черкассы. Сходство названий: Черкасск и Черкассы (город), черкасы (запорожцы) и черкесы дали основание В.Н. Татищеву связывать происхождение части донских казаков с Кавказом.

Независимо от российских источниках о кавказском происхождении донского казачества заявили в XVIII b., по сообщению А.И. Ригельмана.

многие казаки, говорили о себе: «Я не москаль, но русский, и по закону, и по вере православной, а не по природе». Таким образом, за 100 с лишним лет после создания азовского цикла повестей во взглядах казачества на историю своего происхождения произошли большие перемены.

С начала ХIХ в., после того как Н.М. Карамзин заявил о казаках: «Происхождение их не весьма благородно», вопрос о предтечах казачества стал предметом острейшей полемики между российскими и донскими историками. По Н.М. Карамзину предками доцнов были азовские казаки, «которые, в XVIb. устрашали всех путешественников в окрестностях Дона», и российские беглецы, «искавшие дикой вольности и добычи в опустевших улусах Орды Батыевой».



Предшественники казачества.

Дикое поле как крайняя западная окраина Великой степи заселялась всегда сильными свободолюбивыми людьми. Уклад жизни здесь не менялся тысячелетиями, он был обусловлен суровыми природными внутренними и внешними факторами. Это место встречи многочисленных народов и цивилизаций.

Существовавший в этих краях в древности ираноязычный мир (скифы, сарманы, аланы) сменился после гуннского нашествия второй половины IVb. миром тюркоязычных народов. Наиболее прочную и длительную существовавшую государственность имели хазары - с середины VII до конца Х в. по нижнему течению Дона появился ряд хазарских поселений, крупнейшим из которых был Саркел. Среди жителей этих городов имелось немало славян. После разгрома Хазарии князем Святославом в истории Саркела начался новый этап, когда город стал называться по-русски - Белая Вежа. По Дону и Северному Донцу стала расползаться русская колонизация. Население города и других донских поселений состояло из славян и тюркоязычных народов (гузов, печенегов и др.).

В начале ХII в. в связи с усилением половецкого натиска на Русь положение Белой Вежи стало трудным, ив 1117 г. беловежцы ушли «в Русь». Едва ли, однако, с Дона ушло всё русское население. В источниках XII - XIV вв. содержатся отдельные сведения о русском населении на Дону и Хопре. О поселениях русских перевозчиков через Дон сообщал фламандский путешественник В. Рубрук., проезжавший там в 1253 г. но пути из Крыма в

Орду. По его сведениям, жители этих населений служили Орде, начиная с Батыя.

Среди предшественников казачества ряд исследований упоминал и бродников. Известно о них немного. В русских летописях о них упоминания-всего 4 раза - под 1147, 1216, 1223 и 1353 гг. Эти летописные упоминание позволяют судить об их местопребывании. Они не дают основания для вывода о жительстве их на Дону. Более или менее связано с Доном лишь сообщение об участии бродников в битве на Калке.

Немногочисленные разноплеменные отряды бродников передвигались большой территории, появляясь то на Дону, то в Приазовье, то в Северо-Восточной Руси. След, оставленный ими с русской истории, был крайне незначителен. Поэтому едва ли можно считать их предшественниками казачества более позднего времени, принимавшего самое активное у во многих важных событиях в России и на её рубежах в XVI – XVII вв



Сообщества казаков и их складывание.


Изначально формировалось две ветви казачества, которые впоследствии: оформились в Донскую и Запорожскую в зависимости от того, в сферу: интересов каких государств они попадали, хотя и сами казаки находились

иногда вне государственных территорий и Русского государства и Польши:

Возникновение Крымского ханства после распада Золотой орды, усиление Османской империи, захват Константинополя в середине ХV века создало реальную угрозу христианским славянским государствам. Hо завоевательские походы и набеги турок и Крымских татар встречали на своем пути казаков, которые, по сути являлись живой изгородью и для России и для Польши. Казаки прикрывали собой русское и у крайнем население. Именно с этого времени в Европейских государствах и Росс» стало широко известно о казаках. Московские князья и цари, как и Польши, в состав которой входила Украина в своей борьбе с ислам завоевателями стремились опереться на казаков, выплачивая им жалование порохом и провиантом. И запорожское и донское казачеству создавая собой угрозу османской цивилизации, ведя непрестанную occsi за свои исконные земли (а казаки здесь старожильческое население находились вне государственной территории. Поэтому деловые сап


Московское царство и Речь Посполитая с казаками вели через посольский приказ. На фоне начавшегося процесса закабаления крестьян наличие такого свободолюбивого центра, каким являлись Запорожская сечь и земли Донского казачества было притягательным для тех крепостных, кто стремился вырваться из неволи. Именно поэтому начался процесс пополнения казачества беглыми элементами. Но к этому времени казачество сформировалось и структурно и духовно, со своими жизненными принципами, войсковым бытом, элементами культуры и психологии. В связи с чем, сколько бы беглых не приходило в войско, они растворялись в нем, утрачивая все, что было и, приобретая качества казака. Так сформировался тип казака, генетический тип, поглощающий в себе пришельцев, какого бы вероисповедания они не были.

С середины XVII века мы можем говорить о постоянных контактах казачества с государством и перехода казачества на службу. Но это не исключало того, что казачество, запорожское или донское, не проводили своей политики в отношении соседних народов. Зачастую действия казаков шли в разрез с политикой Российского государства. В наибольшей степени процесс включения казачьих войск в состав государственной территории России и переход их на государственную службу связан с деятельностью Петра Великого. С 1722 года казачьими вопросами ведала не коллегия иностранных дел, как это было прежде, а военная коллегия. Петр I стремился подчинить государственной власти все и вся, в том числе и Русскую православную церковь. Он не мог допустить существования своевольного и необузданного казачества. Тем более что казачьи земли были уже включены в состав Российской империи.

Ликвидация казачьих вольностей, передача казачьих земель на протяжении XVIII века взывали постоянное движение крестьянства, застрельщиком которого было казачества.

Государство было заинтересовано в использовании военного опыта казаков, накопленного столетиями и так недостающего России. Казачьи войска всегда выставляли воинский контингент, отличающийся особой выносливостью, храбростью и напористостью в достижении победы над противником, нередко превосходящим казаков по численности. Казачьи полки формировались по территориальному признаку, а это играло очень важную роль в достижении сплоченности и храбрости воинов.

Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Государство, владея землей наделяло землями казачьи войска при условии несения ими воинской службы. Земля для казака и казачьей семьи - решающий фактор. Причем неважно на каком историческом

этапе находилось хозяйство казака (естественные промыслы, такие как и рыболовство или же сельскохозяйственное производство). Войсковые земли представляли для казаков среду обитания.

Донские казаки.


Донские казаки или донцы, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.


Донское казачье войско — первое по старшинству в казачьих войск 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. С исконных времён Донское войско делится: казаки: "верховые" и "низовые". Войсковой праздник 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы. Войсковые круги Донского войска 1 января, 6 мая, 25 мая, 3 августа и 5 октября. Штаб Донского казачьего войска располагается в городе Новочеркасск.


Донское войско размещается на территории, называвшейся Об. Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области Российской Федерации, а также части Луганской Донецкой областей Украины.


Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря)


Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Ивану Грозном". В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют... Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сарыазманом зовут — разбойник твой пришел и взял их».


Писатель Е. П. Савельев считал, что «Сары-Азман — слово персидское «означающее „удальцы"». Другие историки (Н. Коршиков, В. Королёв отмечают, что «Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским». Дореволюционный историк С. Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана «татарином», добавляя, что «.. .Сары-Азман — личное имя или прозвище». Позднее Азманом например звали калмыка, участника Первой мировой войны, кавалера двух Георгиевских крестов, полковника одного из Донских полков, атамана станицы Граббевской (1908-1914 гг.) Азмана Батырева.

После раздела Севещины по Деулинскому премию 1619 годя между

Русским царством в Речью Посполитой часть северских казаков (севрюков)

переселилась на Нижний Дон.


Считается, что до Булавинского восстания донские казаки были организованы и абсолютно независимы от окружающих государств. Но с 1646 года на Дону непрерывно находился русский гарнизон. Вскоре после подавления разинского восстания, 28 августа 1671 года донские казаки принесли присягу русскому царю Алексею Михайловичу и затем присягали его преемникам. В присяге содержался запрет на дипломатические отношения с другими государствами. В 1698 году в бассейне Дона были основаны две русские крепости — Петровск на реке Медведица и Павловск на Хопре.


После подавления восстания в 1708 году Петром I территория вольных донских казаков была включена в Российскую империю, была отменена выборность атаманов, казаки стали обязаны служить в царской армии. Кроме того, на Дону был построен ряд русских крепостей, причем их коменданты имели право разрешать споры между казаками и старшинами, а также между казаками и соседними народами (калмыками и ногайцами).


3 (14) марта 1721 года, согласно именному указу Петра I, объявленному Сенату графом Ф. М. Апраксиным, донцы, как и все казаки, были подчинены высшему органу военного управления в империи — Военной Коллегии.


В XVIII веке войсковой круг постепенно лишался своих полномочий. С 1732 года он не мог избирать походных атаманов, а с 1754 года — также войсковых старшин.


В религиозном отношении официально Донское казачество относилось к православию, хотя, даже на 1903 год минимум 150 000 из 2,5 миллионов прихожан Донской епархии принадлежали к старообрядцам, а 30 000 калмыков тринадцати калмыцких станиц Сальского округа исповедовали буддизм. Так, например, атаман М. И. Платов был представителем поповского течения старообрядчества. Кроме этого, были на Дону и мусульмане, хотя и в небольшом количестве.


Впрочем, казаки частично сохранили свои привилегии в новом статусе, отстаивая их перед имперскими властями, примером чего может служить Есауловский бунт 1792—1794 годов.


В соответствии с «Положением о Войске Донском» 1835 года Войско было разделено на четыре округа во главе с окружными генералами. Казачьи чины имели следующее наименование: казак, урядник, подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, подполковник и

полковник. Общий срок службы определялся в 30 лет, из них 25 лет полевой и 5 лет внутренней службы. В 17 лет казак считался малолетком и до 19 лет отбывал «сиденочную» повинность, а на двадцатом году шёл на службу в полк на три года, а на Кавказе — на четыре года. После трёх лет казак возвращался домой на два года, а потом снова шёл на службу опять на три года, и так до четырёх раз. Поэтому на службе были казаки 20-, 25-, 30- и 40-летнего возраста — так по «Положению» была устроена казачья служба.


В 1838 году были изданы «Правила для состава и построения казачье полков». По этим правилам, в казачьем полку положено было иметь — . полкового командира, 1 войскового старшину, 5 есаулов, 6 сотников. " хорунжих, 19 старших урядников и 19 младших, и из них 1 старший ряи-:~— знаменщик и 1 младший урядник — его ассистент, 60 приказных, 1 полковой писарь, 1 лекарский ученик и 750 казаков. Полк делился на 6 В сотне полагалось 4 взвода. Сотня строилась в две шеренги или лавы.


Для улучшения лошадей казаков в 1844 году было издано положение! конских табунах Войска Донского и устроен Провальский войсковой конский завод, где было определено иметь 34 жеребца и 250 кобыл лучших русских, донских и кавказских пород. В 1851 году были открыты первые скаковые общества на Дону: в Новочеркасске и Урюпинске.


Отличительные черты казачества как сословия де фактов Российской: империи

  • особый порядок отбывания воинской повинности;

  • освобождение от подушной подати;

  • освобождение от рекрутской повинности;

  • освобождение от государственного земского сбора;

  • право беспошлинной торговли в пределах войсковых территории

  • особые права на пользование государственными землями и разными другими угодьями, как то: рыбной ловлей, добыванием соли и тому подобное.


В видах развития торговли и промышленности почти во всех казачьих

войсках были учреждены торговые общества казаков, так как купцы были ограничены в правах торговли в сельской местности, этим также отчасти устранялась необходимость перехода значительного числа казаков в купеческое сословие — купцов из-за их разъездов было трудно мобилизовывать.









Запорожские казаки.


Запорожские казаки, запорожцы — часть казачества Поднепровья, на территории современной Украины, на 1555 год имевших ряд разрозненных военных укреплений («городки» или «сечи» /засеки/) и поселений (хутора, зимовники) за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле). Впоследствии объединились в отдельную военную и государственную организацию Войско Запорожское, получившую своё наименование по названию региона проживания, места расположения главного военного укрепления, именуемого «Сечь» то есть Крепость и место пребывания Казачьей Общины, Войска и Хозяйства (Коша) и их руководства.


Позднее, в связи с образованием в конце XVI века реестрового казачьего войска, поселением части запорожского казачества на территории Киевского. Черниговского и Брацлавского воеводств, а также в связи с образованием после 1625 года в соответствии с Куруковским договором полкового устройства реестрового казацкого войска, запорожскими стали называть и реестровых казаков, не проживавших на территории Запорожья.


В дальнейшем, после восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году пол контроль Войска Запорожского и власть запорожского гетмана перешли территории Речи Посполитой, располагавшиеся на землях современной Северной и Центральной Украины и юго-восточной Белоруссии. На них образовались новые казацкие полки, комплектовавшиеся из местного населения по территориально-милиционному принципу. Они дополнили полковое устройство казачьего войска, сформировав таким образом централизованную военную и административно-территориальную структур) Войска Запорожского, получившую в историографии также наименование Гетманщина. Запорожскими стали именовать всех казаков, проживавших на территории Гетманщины.


Источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце ХIII столетия.


Слово «казак» известно с XIII-XIV веков, оно впервые упоминается в значении «стража» в латинско-персидско-куманском (старокыпчакском) словаре 1303 года, «Codex Cumanicus», само появление которого связываете -с генуэзской колонией Кафой(современная Феодосия), где в 1280-х годах существовала миссионерская школа монахов-францисканцев.


В 1308 году в Сугдее (современный Судак) упоминаются казаки, но уже в значении разбойников.


Уже к началу XVI века запорожские казаки сложились в значительную военную силу, доставлявшую определённое беспокойство соседям. Однако и

соседи сели себя «беспокойно» Постоянно была угроза вторжений как в московские, так в литовские пределы со стороны крымцев.

В 1524 году, при правлении великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I. был выдвинут проект создания организованного казачьего войска, привлечённого на государственную службу Великому княжеству Литовскому и Русскому. Но из-за недостатка финансовых средств проект тогда не был реализован.


В 1533 году староста черкасский и каневский, Евстафий Дашкович, предлагал устроить в низовьях Днепра за порогами постоянную стражу тысячи в две человек, но этот план также не был выполнен.































Кубанские казаки.


Кубанские казаки (кубанцы), Кубанское казачье войско — часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб — город Екатеринодар(современный Краснодар). Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола (в т.ч. 866 крестьян), с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола (в т.ч. 665 крестьян), которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны.


Первоначально войско управлялось кошевыми (от слова «кош») и куренными (от слова «курень») атаманами, позже — наказными атаманами, назначаемыми российским императором. Кубанская область была разделена на 7 отделов, во главе которых стояли атаманы, назначаемые наказным атаманом. Во главе станиц и хуторов стояли выборные атаманы, утверждавшиеся атаманами отделов.


Старшинство с 1696 года, по старшинству Хопёрского полка, войсковые круги и войсковые праздники 11 апреля (24 апреля нов.ст.), 6(19 мая нов.ст.) и 25 мая (7 июня нов.ст), 30 августа (12 сентября нов.ст.) и 5 ноября (18 ноября нов ст.). Администрация Краснодарского Края обозначила новую дату дня празднования ККВ, 12-го сентября, день святого великого князя Александра Невского.











Терские казаки.


Терские казаки, терцы, гребенцы - сообщество в составе казаков Евразии, представители казачьего сословия Терской области Российской империи, которые издав:- -з живут вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун. Леса, Кура, Малка. Кума. Подкумок на Северном Кавказе.


Терское казачье войско — второе по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знамёнами[3]


Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказ[4], а затем в Ставрополе[5].


Войсковой праздник, войсковой круг 7 сентября (25 августа), день Святого Варфоломея, в память разгрома и пленения мюридов, которые руководил Шамиль в ауле Гуниб в 1859 году.


Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.


28 марта (9 апреля) 1874 года именным указом российского императора № 53325, объявленным по военному ведомству в приказе № 106 (рус. дореф «Именной, объявленный въ приказ □ по военному в домству»), было установлено старшинство полков Кубанского и Терского казачьих войск, а также старшинство самих этих войск. Самое старое старшинство получил Кизляро-Гребенской казачий полк — с 1577 года. По его старшинству, с этого же года, стало считаться и старшинство всего Терского казачьего войска, в составе которого полк находился. Дата эта приурочена к основанию терским воеводой Л. 3. Новосильцевым острога Терка/Терки (Сунженский острог) на реке Терек напротив впадения в него Сунжи. Однако, современные исследователи (напр. видный кавказовед Е. Н. Кушева) утверждают, что основание данного острога произошло не в 1577, а в 1578 году, также сегодняшней науке известно, что это было уже второе строительство острога Русским государством на этом месте[10].


Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени казаки К2 Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление Сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках. В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков)[11], которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город, который под

давлением Турции им приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город, приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина[12]. Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальствомбыла нечёткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604), к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья (Илейка) Муромец. Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман-ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты-калмыки. К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже - Терки, Тюмень, Сунжа (на месте нынешнего Грозного) и Андрей (ныне -аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651—1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими, то есть горными, живущими на «гребне» (Терском хребте): в междуречье Терека и Сунжи[14]. Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и антропотипа местных кавказских племён (осетин, черкесов, грузин, армян, кабардинцев, чеченцев и кумыков).









Уральские казаки.


Уральские казаки (уральцы) или Уральское казачье войско (до 1775 года и после 1917 года — Яицкое казачье войско) — часть сословия казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 —Яик). Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб — Уральск(до 1775 года назывался Яицкий городок). Религиозная принадлежность: большинство — православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане (до 8 %) и буддисты (ламаисты) (1,5 %). Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св. Архангела Михаила.


Одно из полковых знамён уральских казаков (образца 1883 года) представляло собой темно-синее полотнище с малиновой каймой и изображением Архистратига Михаила. Одно из знамён было вывезено в

уральские казака носили синие мундиры в фуражки, а околыши в лампасы у

них были малиновые.


В 1584 году несколько сотен донских и волжских казаков захватила земли Ногайской Орды вдоль реки Яик. В числе их предводителей называются Матвей Мещеряк и атаман Барабоша. Другая версия углубляет историю яицких казаков на столетие, но связывает их предков с Доном и атаманом Гугней[6]. В соседстве новых поселенцев кочевали некоторые татарские семейства, отделившиеся от улусов Золотой Орды и искавшие привольных пажитей на берегах того же Яика. Сначала оба племени враждовали между собою, но впоследствии времени вошли в дружелюбные сношения: казаки стали получать жён из татарских улусов. Сохранилось поэтическое предание: казаки, страстные к холостой жизни, положили между собой убивать приживаемых детей, а жён бросать при выступлении в новый поход. Один из их атаманов, по имени Гугня, первый преступил жестокий закон, пощадив молодую жену, и казаки, по примеру атамана, покорились игу семейственной жизни. Скорее всего, эта легенда имела под собой реальные основания, до самого XIX века уральские казачки ставили в церквях свечи в память о бабушке Гугнихе. Живя набегами и захватами чужих земель, окружённые племенами, желавшими отомстить и отбить свои земли, казаки чувствовали необходимость в сильном покровительстве и в царствование Михаила Фёдоровича послали от себя в Москву просить государя, чтоб он принял их под свою высокую руку. Поселение казаков вдоль Яика было завоеванием, коего важность была очевидна. Царь обласкал новых подданных и пожаловал им грамоту на реку Яик, отдав им её от вершины до устья и дозволяя им набираться на житьё вольными людьми. Число их час от часу умножалось. Они продолжали разъезжать по Каспийскому морю, соединялись там с донскими казаками, вместе нападали на торговые персидские суда и грабили приморские селения, убивая всех, кто сопротивлялся. Шах жаловался царю. Из Москвы посланы были на Дон и на Яик увещевательные грамоты. Казаки на лодках, ещё нагруженных добычею, поехали Волгою в Нижний-Новгород; оттоле отправились в Москву и явились ко двору с повинною головою, каждый неся топор и плаху. Им велено было ехать в Польшу и под Ригу заслуживать там свои вины, а на Яик посланы были стрельцы, впоследствии времени составившие с казаками одно племя.

Стенька Разин посетил яицкие жилища. По свидетельству летописей, «казаки приняли его как неприятеля. Городок их был взят сим отважным мятежником, а стрельцы, там находившиеся, побиты или потоплены». Изначальным центром поселений казаков на Яике был находившийся в устье реки Илек Кош-Яик. Казаки в основном занимались рыболовством, а также добычей соли, охотой. Войско управлялось кругом, который собирался в

Яицком городке. Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины.


С 1591 года русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ захваченных земель и военной колонизаци разрешая им вначале приём беглых[7] (в 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был зало: храм Христа-Спасителя). В 1632 году была произведена первая перепись яицких казаков, которых оказалось около 900 душ[8]. После этого на Южн Урал начали попадать и другие нерусские группы для освоения и колонизации[9], среди которых особенно массовой группой были шведские военнопленные времён Северной Войны[10].


Яицкие казаки приняли участие в Хивинском походе 1717 года князя Бекович-Черкасского, из которого мало кто вернулся (для Войска по переписи 1723 года показавшей чуть больше чем 5000 человек, 1500 погибших было серьёзной потерей).


В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного: атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско1" оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление.


В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 года и участие яицких казаков в Крестьянской войне 1773-1775 годов. Восстание 1772 года, в отличие от Пугачёвского, мало известно. Глухое упоминание о нём встречается в «Капитанской дочке» Пушкина, когда при первой встрече Петруши Гринёва с самозванцем, тот в придорожном трактире обсуждает с хозяином тайным языком поражение казаков В январе 1772 года в Яицкий городок прибывают генерал-майор фон Траубенберг и капитан гвардии Дурново с отрядом. Разбирая различные тяжбы и провинности, фон Траубенберг без раздумья подвергает порке казаков, не привыкших к такому обращению с собой. Немудрено, что гнев вылился в бунт, пришедший отряд правительственных войск и сам фон Траубенберг буквально были порублены на куски, а заодно досталось и войсковому атаману Тамбовцеву, пытавшемуся защитить генерала[ 11].

В мае 1772 года оренбургский генерал Рейнсдорп снаряжает картельную экспедицию для проведения бунта. Генерал Фрейман рассеял возглавляемых будущими пугачёвскими генералами И. Пономаревым

И. Ульяновым, И. Зарубиным-Чикой, и 6 июня 1772 года Яицкий городок. Затем последовали казни и наказания, зачинщиков, которых сумели схватить, четвертовали, прочим рвали ноздри, отрезали языки и уши ,клеймили лбы.


Край в ту пору был глухой, поэтому многим удалось скрыться в степи на хуторах. Последовал указ Екатерины II — «Сим высочайшим запрещается до будущего нашего указа сходиться в круги по прежнему обыкновению».


В Яицком городке, в крепости Михайло-Архангельского собора

разместили постоянный гарнизон во главе с комендантом подполковником Симоновым и капитаном Крыловым, отцом будущего баснописца Ивана Андреевича Крылова.

-Начало восстания в 1773 году было по сути продолжением предыдущего , так как репрессиями царское правительство лишь загнало

: "недовольство вглубь и при первом же поводе оно вновь вырвалось наружу, теперь уже вылившись в настоящую войну, в ходе которой к казакам соединились «инородцы» — башкиры, казахи, и огромная мужицкая Россия. Слух о том, что в землях войска скрывается «царь Пётр Фёдорович», убитый своей «жёнкой» (Екатерина II), а выживший и нуждающийся в эти для возвращения на престол, бродил по Яику с весны 1773 года, Большинство знавших беглого донца Пугачёва, конечно, знали правду, казаки, особенно те, что прятались по хуторам после 1772 года, только ждали повода к выступлению, и самозванец такой повод им дал.



Поход начался 17 сентября 1773 года, из Бударинского форпоста (ныне посёлок Бударино Западно-Казахстанской области) к Яицкому городку направились около 200 человек, и, хотя город взять не удалось, часть казаков, направленных навстречу восставшим, перешло на их сторону. Казаки, поддержавшие «государя амператора Петра», были основной военной силой Пугачёва, одержали вместе с ним ряд первых побед, взяв по дороге к Оренбургу крепости Рассыпную, Нижнеозёрную, Татищевскую, без боя Чернореченскую крепость, затем Каргалинскую (Сеитову) слободу и Сакмарский городок, в течение полугода безуспешно осаждали Оренбург, в это время армия самозванца непрерывно пополнялась отрядами крестьян, уральских заводских рабочих, башкир, татар, калмыков, казахов. В ноябре казаками во главе с Овчинниковым и Зарубиным-Чикой была разбита экспедиция под командованием генерал-майора Кара.


В это же время в Яицком городке под командованием атамана М. П Толкачёва начинается осада крепости Михайло-Архангельского собора — «ретраншмента». В начале января 1774 сюда же подошёл отряд атаман; Овчинникова, а вслед за ним приехал и сам Пугачёв. Он взял на себя руководство боевыми действиями против осажденной городовой крепости но после неудавшегося штурма 20 января вернулся к своему войску пол Оренбург. В самом конце января Пугачёв снова появился в Яицком городке Казаки, желая покрепче привязать его к войску, женили царя на молодой казачке Устинье Кузнецовой, после свадьбы поселив их в доме бывшего войскового атамана А. Н. Бородина. Пугачёв собирает войсковой круг, на котором войсковым атаманом избрали Н. А. Каргина, а старшинами А ~ Перфильева и И. А. Фофанова. В том же месяце атаман Овчинников предпринял поход в низовья Яика, к Гурьеву городку, штурмом овладел его кремлем, захватил богатые трофеи и пополнил отряд местными казакам; приведя их в Яицкий городок.


В марте 1774 года у стен Татищевой крепости войска генерала П. М. Голицына нанесли поражение повстанцам, Пугачёв отошёл к Бердской слободе, остававшийся в крепости Овчинников прикрывал отход пока не кончились пушечные заряды, а потом с тремя сотнями казаков прорвался через неприятельские цепи и отошёл к Нижнеозерной крепости. В середине апреля 1774 казаки, возглавляемые Овчинниковым, Перфильевым и Дехтяревым, выступили из Яицкого городка против бригады генерала П Д Мансурова. В бою 15 апреля у реки Быковки пугачёвцы потерпели тяжелое поражение (среди сотни казаков, павших в бою, был и атаман Дехтярев). После этого поражения Овчинников собрал разрозненные казачьи отряды i глухими степями вышел к Пугачёву у Магнитной крепости. Последовал т: л поход, то ли бегство по Уралу, Прикамью и Поволжью, Башкирии, взятие Казани, Саратова, Камышина. Преследуемые войсками Михельсона, казаки теряли своих атаманов, кого плененными — как Чику-Зарубина под Уфой, кого убитыми. Войско то превращалось в горстку казаков, то снова наполнялось десятками тысяч мужиков.


После того, как озабоченная длительностью бунта Екатерина Велика* направила войска с турецких границ во главе с Суворовым, и тяжёлые поражения посыпались одно за другим, верхушка казаков решила получить прощение путём сдачи Пугачёва. Между степными речками Узенями они связали и выдали Пугачёва правительственным войскам. Суворов лично допрашивал самозванца, а после возглавил конвоирование посаженного в клетку «царя» в Москву. Основные сподвижники из числа яицких казаковЧика-Зарубин, Перфильев, Шигаев были приговорены к казни вместе ; Пугачёвым. После подавления восстания, в 1775 году Екатерина II издали указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск, и войско утратило остатки былой автономии.

Российская империя, как и другие государства, расширяли свои владения. Начиная с XVIII века государство, понимая роль и значимость казачества в обеспечении безопасности границ России, активно привлекает казачество к хозяйственному освоению новых территорий. Начинается процесс формирования новых казачьих войск за счет расселения существующих. Этот процесс длился более 100 лет. Постоянные переселения казаков, осуществляемые государством, привели к тому, что ни одно поколение не проживало на своей территории более 25 лет. Так возникли Волжское войско, впоследствии переселившееся на Кавказ. Терское семейное войско, Астраханское войско, Черноморское, Оренбургское, Сибирское, Амурское войска также были следствием государственной политики расселения казаков по рубежам. Параллельно этому шел процесс вольнонародной колонизации земель, переданных казакам.

Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII - XIX веков. Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Память о доблести казаков до сих пор жива у народов, защищенных казаками. В этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия только сейчас уже от лица Российской Империи.

Во второй половине XIX и начале XX веков казачество пребывало в зените своей славы, в своем расцвете. Славы от подвигов, в расцвете потому, что казачьи войска, их жизнь вошли в стабильное русло. Казачество владело огромными земельными наделами от Тихого Дона до Тихого океана. Казачество имело управление отличное от управления других губерний России. Имело казачество и самобытное местное самоуправление.

Включенное в систему общероссийской юрисдикции казачество сохранило присущие ему демократичность, самобытную культуру, отличную от других. По уровню образованности казачьи области были намного выше остальных губерний в Российской Империи.

К началу XX века в России существовало 11 казачьих войск общей численностью 4, 5 млн. человек. Наиболее крупными из них были Донское, Кубанское и Терское войска.


Много говорят о привилегиях и льготах казачества. Действительно с точки зрения русского мужика центральной губернии казачество пребывало в достатке. И отчасти это так, казачья семья владела до 50 десятин земли, однако не выплачивала налоги государству в отличие от другой части


населения Но казаки платили главную повинность государству военную которая длилась практически всю жизнь. Начиная с XVI века т.е с создания централизованного Русского проводилась политика направленная на создание обособленности каждой социальной группы, сословия, по отношению друг другу . Наиболее ярко это выразилось в XVIII веке. Все русское : -общество делилось на сословие. Казачество в этом случае не стало исключением хотя если говорить о культурно-этнических процессах с самого начала и до. разгрома в нем проходили одновременно два процесса, определивших казачество как единственный* и уникальный феномен в истории, с одной стороны государство всячески насаждало казачеству сословность .

Определяло его как : служивое сословие, все более и более выпячивая фактор Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь казначейских войск переселять управлять их. С другой стороны столь же . сильными были этническими процессы. Обособление культурной сферы которые формировались под влиянием соседних народов. Так формировались обычное право, костюмы, культура , самосознание казаков. Поэтому, пройдя через горнило испытаний в .начале XX века, казачество сохранилось как этнос. В наибольшей степени этнические процессы происходили в Донском, Кубанском и Терековом казачьих войсках, каждое из которых отличается своей ;неповторимой культурой самобытностью Особенно выделяются Кубанское и Терское войска (так называемые Кавказские). Их культура развивалась под влиянием донского и запорожского казачества, а также влиянием культуры горских иродов (манеры поведения в быту, в семье)

К началу XX века эти войска представляли собой действительные этнические группы, причем замкнутые, поскольку притока извне уже не было, и представляли собой неотъемлемой часть Северо-Кавказской цивилизации






Современные казачьи сообщества


То что в современном обществе: так принято называть казачеством, и представляется неким монолит: с иерархией строгими правилами и четко! полувоенной организацией, на пене не является таковым. Все намного сложнее.

Современное российское казачество условно можно разделить на 3 различные группы:

национально-мыслящие казаки

Самоназвания: этнические казаки, природные казаки, казаки по национальности.

Представители этого сообщества идентифицируют себя казаками по этническому (казачий этнос), а кое -кто, и по гражданскому признаку (казачья нация). Обычно это потомки казаков по прямой, либо косвенной линии, воспитанные в казачьей среде, где не нарушена преемственность поколений, а дети воспитываются в среде, изначально насыщенной казачьими традициями и обычаями, где они перенимают склад мышления и казачью ментальность. Часто не сорганизованы в какие-либо формальные сообщества, как, например, общественные организации, объединяются в группу по признаку культуры и национальной самоидентификации. Нередко в общении между собой используют традиционные казачьи наречия, такие как донской гутар и кубанская балачка.

Самая малая по численности группа; ввиду репрессий советской власти и политики властей РФ, направленной на оказачивание пришлого элемента.


. "Cлуживые" казаки


Самоназвания: реестровые казаки, "официальные" казаки, государственные казаки.


Это казаки, идентифицирующие себя по принципу членства в "казачьих" общественных организациях, в-основном не казачьего происхождения, либо из казачьих потомков, которые, в подавляющем большинстве, не являются носителями казачьей ментальное™ по причине утраты связи поколений. Основными элементами самоидентификации для представителей этой группы являются форма, служба, членство в организации. К остальным элементам казачьей культуры применяется утилитарный подход.

Все сообщества, являющиеся частью данной социальной группы сорганизованы в общественные организации, подавляющее большинство которых внесено в т.н. "Государственный реестр казачьих обществ", и объединены в пирамидальные иерархические структуры (хуторские и станичные казачьи общества - окружные, отдельские и юртовые казачьи общества - войсковые казачьи общества). Деятельность данных сообществ регулируется Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Этот закон определяет:


фиксированную численность членов общества для регистрации различных видов казачьих обществ, что вынуждает недобросовестных атаманов искать способы искусственно завышать количество казаков.

"Служивое" казачество самая многочисленная на данный момент, группа Численность представителей данной группы, вероятно, достигла своего максимума, и теперь колеблется из-за "текучки кадров". Формальными неформальными лидерами данного сообщества предпринимаются меры

для рекрутированых новых членов, при помощи создания "казачьих" кадетских корпусов, школьных классов, институтов и даже детских садов. Так же ,я "казачьими" становятся разные сообщества со спортивным и патриот уклоном, которым лидеры "служивого" казачества обещают финансирование


Данная группа поддерживается госвластью и политической элитой на местах поскольку является очень удобной с точки зрения нескольких пунктов:


1)Позволяет сконцентрировать маргинальные, но патриотически настроек массы граждан, поставить их под некий контроль, занять их мнимой службой;

2) Дает возможность, объявить их исключительно служивым людом, и избежать их восстановления в имущественных и национальны; правах;

3) Является резервом "теплых мест", куда на оплачиваемые должности можно отправить отставных чиновников и офицеров;

4) Через реестровые казачьи сообщества отработаны схемы отмыванию денег и получение земли.

прослойка

Самоназвания: "казаки-общественники", "родовые казаки".


Состоит из потомков казачьих родов, где была утрачена преемственность поколений, где на каком то этапе члены семьи практически полностью ассимилировались в среде советского общества, утратили самоидентификацию, как казаков, чьи потомки, в-последствии, к этой самоидентификации вернулись. Так же к этой среде можно отнести часть т.н. верстаных казаков (не казачьего происхождения). Для этой группы характерно стремление к познанию традиций и обычаев казачества, но из-за изначального незнания оных, в этой среде часто существуют фейки и лже традиции, плод современности, а так же уродливая стилизация народной культуры, в просторечии именуемая "клюквой". Так же, условно к этой группе можно отнести некоторые околосектантские течения, а так же лиц, стремящихся к ношению формы и знаков различия, сходных с воинскими.



С каждым годом пропасть между тремя этими сообществами растет, и возможно, их все уже скоро нельзя будет назвать одним термином "российское казачество".





Заключение



Трудности, испытываемые современной Россией на пути к формированию правового и гражданского общества, сегодня достаточно очевидны. В обществе в целом, и во властных структурах, в частности, реально назрела потребность в воспитании гражданской ответственности, компетентной ориентации в различных сложных и противоречивых процессах и явлениях политической и социальной жизни, развитой культуры общения между должностными лицами, депутатами всех уровней, гражданами Российской Федерации. Отсюда вытекает четко выраженная потребность воспитания определенного уровня исторического сознания нации, без которого нет ни общества, ни государственности, ни Отечества.

Именно через историческое осознание идейного стержня русской нации, понимания, что развитие государства определяется духом нации, ее культурой и историей, сформировавшимися на протяжении веков, можно сохранить и укрепить демократический характер российской власти, одним из важнейших принципов которой является местное самоуправление.

Бесценным кладезем является исторический опыт, накопленный на Дону в огромном временном диапазоне от первого атамана до первого Губернатора. Переработка этого опыта - первейшая задача всех ветвей современной власти. Донское казачество, при всех противоречивых процессах, проходящих как во внутреннем, так и внешнем его оформлении в самобытную культурную и политическую общность людей, почти всегда являло собой остров стабильности, реально радеющей за государственные интересы южных границ страны.

История донского казачества, рассмотренная через призму становления публично-властных отношений, позволяет говорить о наличии на Дону еще в период раннего средневековья Руси прямой формы демократии. Она существовала в независимом государственном образовании - своеобразной казачьей республике.

Возврата к старым моделям государственного устройства нет. Здание новой государственности необходимо строить на хорошо забытых старых принципах, но с учетом современных объективных реалий. Качественно новое состояние реформируемых властных структур позволяет желать лучшего. Донское казачество, безусловно, не может претендовать на ту роль, которая отвадилась ему двести-триста лет назад. Однако, во многом именно донское казачество сею историческим опытом дает для познания большую массу материала, касающегося демократических преобразований в местном самоуправлении. Историю повторить невозможно, однако учиться на опыте и знаниях наших предшественников и лучше, и выгоднее, чем на собственных ошибках. Тем более, что современное местное самоуправление во многом повторяет своего предшественника вековой давности.

Современная Россия в последнем столетии стремиться в третий раз найти адекватную форму местного самоуправления. Становление и развитие местного самоуправления является необходимым условием развития Ростовской области и создания оптимальной системы взаимодействия с населением и государственной властью, что, в конечном счете, обеспечит улучшение условий жизни и политическую стабильность в регионе.

Не последнюю роль в создании стабильного государства призвана сыграть самобытная Донская земля.


Ее атаманы всегда пользовались авторитетом у московских князей и царей, внешних врагов России, успешно решали внутрихозяйственные задачи. Сильны традиции атаманских корней и сегодня. Факт того, что именно донской Губернатор является Председателем Ассоциации регионов Северного Кавказа - лучшее доказательство признания, как былых заслуг Дона, так и сегодняшнего реального веса области в решении проблем Юга России.






Список литературы:



  1. Алмазов Б.А.. Новиков ВТ., Манжола А.П. Казаки / Под ред. Б.А.Алмазова. - Санкт -Петербург «Золотой век» «Диамант», 2019


  1. Г. Астапенко «Быт, обычай, обряды и праздники донских казаков» -Ростов н/Д: «Приазовский край», 2018


  1. Круглов Ю.Н. Многоликий мир казачества: Учебное пособие. -Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2017


  1. Мовчан А.С. Казаки (быт и традиции). - Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2021


  1. Шумов В.В. История казачества (справочник казака), - Ростов н/Д: ООО «КСС», 2019





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!