СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие - исследование по теме «Знакомьтесь: чай»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие - исследование по теме «Знакомьтесь: чай»»












Занятие - исследование по теме «Знакомьтесь: чай»





Интеграция предметов: физика и химия.


















Учитель физики: Щербакова Г.Г.


Учитель химии: Прибыткина Е.В.













Цель занятия: расширить знания учащихся о чайном дереве, чае, выяснить какие физические и химические явления сопровождаются в процессе чаепития, показать прикладной характер темы, мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное изучение темы.



Задачи занятия:



Образовательные - повторение и конкретизация знаний, выявление уровня сформированности знаний, решение качественных и количественных экспериментальных задач.



Развивающие - сформировать навыки сворачивания материала в виде презентации, развить коммутативные навыки при работе в группе.



Воспитательные- воспитать терпимость, чувство ответственности и взаимопонимания.



Вид занятия: исследование.



Методы: словесные наглядные, практические.



Форма: работа в группах.



Оборудование:


интерактивная доска, ноутбук, инструкционные карты, таблицы о качестве чая, калориметр, термометр, мерный стакан, чайник с горячей водой, весы учебные, разновесы, различные сорта чая, бюретка, настойка йода, крахмальный клейстер, стакан, различные виды заварников.

















Ход занятия.

Учитель физики:


Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать сегодня вас и наших гостей на занятии -исследовании, где в необычной обстановке вы узнаете для себя многого нового и интересного.

Ребята! Обратите внимание на высказывание ученого, философа Авиценны:

«Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет лень.»

В: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

В: О каких свойствах чая говорится в данном высказывании ?

Учитель химии: Сегодня вы узнаете о новых свойствах чая, о процессе приготовления этого напитка, познакомитесь с физическими и химическими явлениями, сопровождающими этот процесс.




Учитель физики:


Для нашей совместной работы вы объединились в группы по 5-6 человек в каждой. Каждой группе было дано задание: подготовить презентации по предложенным темам, используя дополнительные материалы. Проверим результаты совместной работы групп.

Прежде, чем приготовить чай, необходимо вскипятить воду в чайнике или самоваре. Интересно, почему самовар гудит и поет при кипении воды в нем? Я приглашаю представить презентацию первой группы по вопросу: Почему поет и гудит самовар? Презентацию представляет Комарчук Анна.


2.Презентация по теме: Почему поет и гудит самовар?


Учитель физики:


Вопросы для обсуждения:


1. Как вы думаете, почему, ставя кипятить чайник его закрывают крышкой?

2. Могу ли я обжечься, если возьмусь за пластмассовую ручку горячего чайника?

3. Каким простым способом можно повысилась температуру кипения воды чайнике?

4. Вода закипела, из носика вырвалась струя пара. Но ведь пар невидим! Что же мы видим в действительности?


3. Учитель химии:


Прежде, чем заварить чай кипяченой водой, надо определиться с заваркой. Какой же чай выбрать для заварки? Сейчас мы узнаем о происхождении и истории появления чая, а также об уникальных химических свойствах этого растения. Презентацию по теме: История чая. Химический состав чая подготовила вторая группа. Эту презентация нам представят Дериболот Олег и Касаткин Кирилл.


Презентация по теме: История чая. Химический состав чая.



Учитель физики:


Наступило время эксперимента. Попробуем провести исследование по определению качества разных сортов чая.

Учитель химии: На столах у каждой группы находится пачка чая ( черного, зеленого, красного).

Насыпьте ложечку чая на белый лист бумаги. Проведите анализ качества чая, используя предложенную таблицу.



Показатели

Требования к чаю

Название, качество чая(черный)

Название, качество чая(зеленый)

Название, качество чая(красный)



Цвет

Черный-

у черного чая. Зеленый –

у зеленого чая. Коричневый-

у красного чая.




Блеск

Высококачественный: неяркий отблеск переливчатый. Среднего качества: тусклый.




Однородность сырья

Высоко качественный: чаинки одной величины. Среднего качества: чаинки мелкие. Есть труха, пыль, обломки листьев.




Скрученность чаинок

Высококачественный: скручены сильно. Среднего качества: скручены рыхло.




Запах

Зеленого- травянистый.

У черного- цветочный

(сладкий).

У красного- земляной

( дымный).








Проверка задания- исследования осуществляется с помощью интерактивной доски. Представители каждой группы поочередно заполняют последнюю колонку таблицы.

Делают вывод о качестве данного чая. На выполнение этого задания отводится время 3-4 мин.


4.Учитель физики:


А теперь самый главный момент- как происходит процесс приготовления чая? Какой должна быть чайная утварь с точки зрения физики?

Презентацию по теме: Приготовление чая подготовила третья группа. Предоставим слово Ерыкаловой Елене.


Презентация по теме: Приготовление чая.


Учитель физики:


Вопросы для обсуждения:

1.Зачем в заварочном чайнике имеется дырочка?

Обращаю ваше внимание на то, что в крышке заварочного чайника должна быть дырочка, иначе чай будет задыхаться и терять свой вкус.

Носик чайника должен быть высоким и прилегать к чайнику под углом 30- 35 градусов. Если эти условия нарушены, то пользоваться этим чайником будет сущим мучением- вода из носика будет хлестать со страшной силой через край , его можно будет наливать только наполовину.

2.В каком чайнике лучше заваривать чай; металлическом или фарфоровом?


Лучшим материалом для приготовления чайных чашек является фарфор, глина, фаянс, стекло. Из тонкостенных фарфоровых чашек хорошо пить чай летом, а из глиняных толстостенных- зимой.

3.А для чего у чашек сделаны ручки?

4.Влияет ли подстаканник на качество чая?



5.Учитель физики:


Следующим этапом работы будет выполнение экспериментального задания по группам.

Задание вы найдете на столах. В инструкционных картах описан порядок его выполнения. Оборудование помещено на столах. В ходе выполнения эксперимента заполняется таблица.

Время выполнения задания 5 мин. После выполнения исследования каждая группа озвучивает свои результаты.


Экспериментальное задание.


Инструкционная карта группы №1


Задание: Сколько чая должна закупить на год семья, состоящая из четырех человек, если каждый из них использует по одному пакетику два раза в день?

Оборудование: весы учебные, разновесы, ножницы, пакетик чая.

Инструкция:

1.Разрежьте пакетик чая и высыпьте его содержимое на чашку уравновешенных весов.

2.Определите массу чая в одном пакетике.

3.Рассчитайте массу чая, которую употребляет семья в день.

4.Расчитайте массу чая, которую употребляет семья за год.

5.Заполните таблицу:


Масса одного пакетика, гр.

Масса чая, расходуемого за день, гр.

Масса чая, расходуемого за год, гр.








6.Сделайте вывод.


Инструкционная карта группы №2


Задание: Определите содержание витамина «С» в пакетированном чае.

Оборудование: пакетированный чай, стакан с кипятком, коническая колба, крахмальный клейстер, раствор йода, бюретка для титрования, мензурка.

Инструкция:

1.Взять пакетик чая и залить его 50 мл кипящей воды, дать настояться 2 мин .

2.Отмерить 20 мл настоя и поместить в коническую колбу.

3.Добавить в колбу 2 мл крахмального клейстера.

4. Провести титрование йодной настойкой, тщательно перемешивая. Капля йода окрасит раствор в синий цвет. Окраска не исчезнет в течение 2- 3 минут.

5.Запишите показания бюретки.

6.произведите расчеты витамина «С» по формуле:

Масса витамина = 0,875 х объем раствора, потраченного на титрование.

7.Заполните таблицу:


Наименование чая, сорт чая

Объем йодной настойки, пошедшей на титрование, мг.

Масса витамина «С», мг.








8.Сделайте вывод.





Инструкционная карта группы №3


Задание: Определите количество теплоты, которое отдает горячая вода массой 200 г, остывая до комнатной температуры.

Оборудование: термометр, калориметр, чайник с горячей водой.

Инструкция:

1.Измерьте температуру воздуха в классе.

2.Налейте горячую воду массой 200 г в калориметр.

3.Измерьте температуру горячей воды.

4.Рассчитайте количество теплоты, которое отдает горячая вода, остывая до комнатной температуры.

5.Заполните таблицу. Сделайте вывод.


Масса горячей воды, кг

Начальная температура горячей воды, градус

Температура воздуха в классе, градус

Количество теплоты, отданное горячей водой, Дж









6.Учитель физики:


Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы применили свои знания к немного необычным, но в тоже время к самым обычным ситуациям. Будет очень хорошо, если каждый из вас чаще станет задумываться над окружающими явлениями и постарается объяснить их с точки зрения разных наук. А к теме о электрических самоварах и чайниках мы еще вернемся на уроках физики, когда будем вести речь о работе и мощности электрического тока, рассчитывая разные электрические

параметры этих приборов

Ребята! Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться, откиньте спину на спинку стула, сядьте поудобнее и подумайте: что нового для себя вы открыли на нашем занятии?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!