СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«физкультурно - оздоровительная работа с детьми летом посредством реализации адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Летний период традиционно считается оздоровительным. Условия летнего времени благоприятны для осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение физического и психического самочувствия дошкольников и ведущих к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества жизни. Природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей детей.

Программой определены основные формы работы с детьми в разделе «Физическое развитие» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Вся работа вынесена в ОО «Здоровье» и «Физическая культура», а так же в подразделы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей», «Воспитание кгн», «Формирование представлений о здоровом образе жизни». Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Авторами освещены важные на современном этапе вопросы формирования ЗОЖ, раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая направленность в подборе физических упражнений. Но программа «От рождения до школы», как многие и другие современные образовательные программы для дошкольников, не учитывает специфики организации воспитательного процесса в детском саду летом.

Количество групп сокращается. Дети посещают детский сад не весь летний период, а его часть в зависимости от отпуска родителей. Следовательно, состав групп детей меняется. Часто такие объединения бывают разновозрастными: группы детей до 3 лет, с 3 до 5 лет, с 5 до 7 лет. Большинство сотрудников ДОУ находятся в отпуске, поэтому педагогический и обслуживающий персонал непостоянен. Конечно, смена партнеров по играм, общение с новыми взрослыми, незнакомая обстановка групповой комнаты вызывают стрессовые переживания у детей.

Алямовская В. Г., автор программы «Здоровье», в лекционном курсе «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» доказывает, что ослабить степень стрессорного воздействия отрицательных факторов и оптимизировать воздействие положительных можно при помощи проявления со стороны взрослых внимания и заботы к детям, профессиональной организации общения детей со взрослыми и сверстниками, обеспечения свободы движений и достаточной двигательной нагрузки.

Поэтому необходимо организовать цикл взаимосвязанных специфических видов детской деятельности, обеспечивающий сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в летний период посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.

Цель:

  • создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей.

Задачи:

  • обеспечить психоэмоциональный комфорт дошкольников,
  • обучать детей уходу за своим телом,
  • оптимизировать двигательную деятельность детей,
  • способствовать закаливанию организма дошкольников;
  • развивать личность ребенка, раскрывать его способности, включать детей в коллективную и индивидуальную деятельность.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии органического сочетания различных средств оздоровления и развития дошкольников: коммуникативные игры, рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия), самостоятельные игры детей, выстроенная с учетом индивидуальных особенностей детей повседневная деятельность на участке детского сада (игры, труд, наблюдения).

Рациональность режима летом обеспечивается образовательной программой, но для того, чтобы смягчить стрессовые переживания детей, оказавшихся в обстановке незнакомой группы, чтобы облегчить знакомство дошкольников друг с другом, можно включить в распорядок дня ежеутренние коммуникативные игры. Такие игры лучше организовывать перед утренней гимнастикой.

Исследования Алямовской В. Г. подтверждают, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т. п. Естественно, обеспечить чистоту тела, одежды ребенка один воспитатель не может, поэтому для родителей подготовила и разместила в родительском уголке консультацию «Культурно-гигиеническое воспитание дошкольников». Это помогло добиться того, что каждый ребенок утром приносил свежий носовой платок. Так как по правилам, пользоваться носовым платком можно только один раз, родители помогли приобрести для детей несколько упаковок одноразовых платочков.

Основным средством оздоровления дошкольников являются физкультурные занятия в сочетании с закаливанием.

Всем известно, что воздушные и солнечные ванны на открытом воздухе относятся к активным формам закаливания. Основным действующим фактором, обуславливающим методику и дозировку, является температура воздуха: не ниже 20 и не выше 32°. Проведение воздушных ванн в тени деревьев, сочетая их с массажем стоп на специальной дорожке, имитирующей пляж с песком и галькой. Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом оздоровления, вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, область носа. Так как одним из принципов закаливания является систематичность, для родителей подготовить и разместить в родительском уголке консультации, например «Закаленный иммунитет» – с тем, чтобы и выходные дни использовались для закаливания детей.

Разновозрастность группы детей, с одной стороны усложняет организацию занятий, досугов, так как они должны быть интересны и посильны всем, с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

В этом году, летний оздоровительный период был насыщенным и разнообразным. Считаю, что реализация программы кружковой работы физкультурно-спортивной направленности «В гостях у лета» отличный вариант для работы с детьми в летний оздоровительный период.

Варианты проведения физкультурных занятий чередуются, чтобы обеспечить их оздоровительный эффект.

1. Занятия обычного типа. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, включаются в содержание дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы. В течение 5–6 минут предоставлять детям возможность позаниматься на спортивном оборудовании

 

2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Включают в  содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, большая часть игр включает бег, как универсальное циклическое движение.

3. Сюжетно-игровые занятия с условным названием, например: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т. п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т. п.

 

4. В дождливую погоду в зале проводятся занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включала музыкально-ритмическую разминку, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.

5. Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также с переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. Такие занятия очень нравятся детям. В содержание этих занятий включается разминка, привал (большая пауза, приводящая пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие.

6. Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное их содержание – бег.

7. Самостоятельные физкультурные занятия, смысл которых заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. В оздоровительном плане ценность этих занятий – прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни. На занятиях этого типа после традиционных разминки, оздоровительного бега и паузы, приводящей пульс в исходное состояние, дети разбирают карточки, на которых в определенной последовательности указаны (нарисованы) задания, которые они должны выполнить. Выполнение заданий рассчитано на 15 минут. Затем дети выбирают игры и сами организуют их.

Для развития познавательных способностей детей в коллективной и индивидуальной деятельности разрабатывается понедельный план работы на три летних месяца. Можно включить тематические недели и дни: день радостных встреч, день природы, день сказок, день народных традиций, день безопасности и включает работу с детьми по всем направлениям: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, музыкально-театральное, физкультурно-оздоровительное. Насыщенная яркими впечатлениями разнообразная деятельность поддерживала у детей в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни среди друзей.

Создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей невозможно без помощи родителей. Стремясь пробудить их интерес к проблеме оздоровления детей, нужно проводить индивидуальные беседы с ними, подготавливать консультации в информационный уголок, газеты, буклеты.  Ежедневно размещала в родительском уголке информацию о том, как провели день ребята в детском саду, оформлять фото-выставки по проведенным мероприятиям.

Привлекать пап к оборудованию природных дорожек здоровья на участке, ремонту малых форм, оформлению участка и обновлению выносного материала, а так же  пап и мам  к участию в прогулках-походах, в оздоровительных досугах и спортивных праздниках.

Благодаря систематичности и целенаправленности такой работы, у детей в течение всего лета будет поддерживаться устойчивое положительное настроение, что является свидетельством их позитивного психического состояния. Дети  будут меньше болеть простудными заболеваниями не, стабильно посещать детский сад.

Просмотр содержимого документа
««физкультурно - оздоровительная работа с детьми летом посредством реализации адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий»»


МКОУ Губаревская СОШ

Дошкольные группы









Доклад

«физкультурно - оздоровительная работа с детьми ЛЕТОМ

ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ

К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



















Подготовила: Воспитатель


Соколова Ольга Ивановна


Губарёво 2023 год


Летний период традиционно считается оздоровительным. Условия летнего времени благоприятны для осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение физического и психического самочувствия дошкольников и ведущих к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества жизни. Природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей детей.

Программой определены основные формы работы с детьми в разделе «Физическое развитие» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Вся работа вынесена в ОО «Здоровье» и «Физическая культура», а так же в подразделы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей», «Воспитание кгн», «Формирование представлений о здоровом образе жизни». Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Авторами освещены важные на современном этапе вопросы формирования ЗОЖ, раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая направленность в подборе физических упражнений. Но программа «От рождения до школы», как многие и другие современные образовательные программы для дошкольников, не учитывает специфики организации воспитательного процесса в детском саду летом.

Количество групп сокращается. Дети посещают детский сад не весь летний период, а его часть в зависимости от отпуска родителей. Следовательно, состав групп детей меняется. Часто такие объединения бывают разновозрастными: группы детей до 3 лет, с 3 до 5 лет, с 5 до 7 лет. Большинство сотрудников ДОУ находятся в отпуске, поэтому педагогический и обслуживающий персонал непостоянен. Конечно, смена партнеров по играм, общение с новыми взрослыми, незнакомая обстановка групповой комнаты вызывают стрессовые переживания у детей.

Алямовская В. Г., автор программы «Здоровье», в лекционном курсе «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» доказывает, что ослабить степень стрессорного воздействия отрицательных факторов и оптимизировать воздействие положительных можно при помощи проявления со стороны взрослых внимания и заботы к детям, профессиональной организации общения детей со взрослыми и сверстниками, обеспечения свободы движений и достаточной двигательной нагрузки.

Поэтому необходимо организовать цикл взаимосвязанных специфических видов детской деятельности, обеспечивающий сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в летний период посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.

Цель:

  • создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей.

Задачи:

  • обеспечить психоэмоциональный комфорт дошкольников,

  • обучать детей уходу за своим телом,

  • оптимизировать двигательную деятельность детей,

  • способствовать закаливанию организма дошкольников;

  • развивать личность ребенка, раскрывать его способности, включать детей в коллективную и индивидуальную деятельность.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии органического сочетания различных средств оздоровления и развития дошкольников: коммуникативные игры, рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия), самостоятельные игры детей, выстроенная с учетом индивидуальных особенностей детей повседневная деятельность на участке детского сада (игры, труд, наблюдения).

Рациональность режима летом обеспечивается образовательной программой, но для того, чтобы смягчить стрессовые переживания детей, оказавшихся в обстановке незнакомой группы, чтобы облегчить знакомство дошкольников друг с другом, можно включить в распорядок дня ежеутренние коммуникативные игры. Такие игры лучше организовывать перед утренней гимнастикой.

Исследования Алямовской В. Г. подтверждают, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т. п. Естественно, обеспечить чистоту тела, одежды ребенка один воспитатель не может, поэтому для родителей подготовила и разместила в родительском уголке консультацию «Культурно-гигиеническое воспитание дошкольников». Это помогло добиться того, что каждый ребенок утром приносил свежий носовой платок. Так как по правилам, пользоваться носовым платком можно только один раз, родители помогли приобрести для детей несколько упаковок одноразовых платочков.

Основным средством оздоровления дошкольников являются физкультурные занятия в сочетании с закаливанием.

Всем известно, что воздушные и солнечные ванны на открытом воздухе относятся к активным формам закаливания. Основным действующим фактором, обуславливающим методику и дозировку, является температура воздуха: не ниже 20 и не выше 32°. Проведение воздушных ванн в тени деревьев, сочетая их с массажем стоп на специальной дорожке, имитирующей пляж с песком и галькой. Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом оздоровления, вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, область носа. Так как одним из принципов закаливания является систематичность, для родителей подготовить и разместить в родительском уголке консультации, например «Закаленный иммунитет» – с тем, чтобы и выходные дни использовались для закаливания детей.

Разновозрастность группы детей, с одной стороны усложняет организацию занятий, досугов, так как они должны быть интересны и посильны всем, с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

В этом году, летний оздоровительный период был насыщенным и разнообразным. Считаю, что реализация программы кружковой работы физкультурно-спортивной направленности «В гостях у лета» отличный вариант для работы с детьми в летний оздоровительный период.

Варианты проведения физкультурных занятий чередуются, чтобы обеспечить их оздоровительный эффект.

1. Занятия обычного типа. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, включаются в содержание дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы. В течение 5–6 минут предоставлять детям возможность позаниматься на спортивном оборудовании


2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Включают в содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, большая часть игр включает бег, как универсальное циклическое движение.

3. Сюжетно-игровые занятия с условным названием, например: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т. п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т. п.


4. В дождливую погоду в зале проводятся занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включала музыкально-ритмическую разминку, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.

5. Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также с переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. Такие занятия очень нравятся детям. В содержание этих занятий включается разминка, привал (большая пауза, приводящая пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие.

6. Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное их содержание – бег.

7. Самостоятельные физкультурные занятия, смысл которых заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. В оздоровительном плане ценность этих занятий – прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни. На занятиях этого типа после традиционных разминки, оздоровительного бега и паузы, приводящей пульс в исходное состояние, дети разбирают карточки, на которых в определенной последовательности указаны (нарисованы) задания, которые они должны выполнить. Выполнение заданий рассчитано на 15 минут. Затем дети выбирают игры и сами организуют их.

Для развития познавательных способностей детей в коллективной и индивидуальной деятельности разрабатывается понедельный план работы на три летних месяца. Можно включить тематические недели и дни: день радостных встреч, день природы, день сказок, день народных традиций, день безопасности и включает работу с детьми по всем направлениям: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, музыкально-театральное, физкультурно-оздоровительное. Насыщенная яркими впечатлениями разнообразная деятельность поддерживала у детей в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни среди друзей.

Создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей невозможно без помощи родителей. Стремясь пробудить их интерес к проблеме оздоровления детей, нужно проводить индивидуальные беседы с ними, подготавливать консультации в информационный уголок, газеты, буклеты. Ежедневно размещала в родительском уголке информацию о том, как провели день ребята в детском саду, оформлять фото-выставки по проведенным мероприятиям.

Привлекать пап к оборудованию природных дорожек здоровья на участке, ремонту малых форм, оформлению участка и обновлению выносного материала, а так же пап и мам к участию в прогулках-походах, в оздоровительных досугах и спортивных праздниках.

Благодаря систематичности и целенаправленности такой работы, у детей в течение всего лета будет поддерживаться устойчивое положительное настроение, что является свидетельством их позитивного психического состояния. Дети будут меньше болеть простудными заболеваниями не, стабильно посещать детский сад.


Список литературы


1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002.

2. Алямовская В. Г. Организация питания в детском саду. М., 1995.

3. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Профилактика психоэмоционального напряжения детей. М., 2002.

4. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.

5. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. В.Г. Алямовской. Н.Новгород, 2002.

6. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

7. Рунова М., Гронец И. Занятия-игры по физической культуре в летнее время. «Дошкольное воспитание» № 6, 2004

8. Рунова М. Прогулки-походы. «Дошкольное воспитание» № 8, 10, 2004

9. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость

движения, постижения. – Харьков: Веста: изд. Ранок, 2004.- 64 с. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья дошкольников - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.

10. «Все, что тебя касается». Методическое пособие по программе

формирования навыков здорового образа жизни у детей». «Здоровая Россия». Москва, «Просвещение», 2007.

11. М.Е. Сысоева, «Организация летнего отдыха детей». Москва.: ВЛАДОС,

2011.

10. С.А. Куватова, Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д. Феникс, 2011.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!