СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по выявлению и развитию способностей учащихся»

Задания, способствующие выявлению и развитию творческих/интеллектуальных) способностей у учащихся (5-6 класс)



Задания можно использовать как при изучении системы языка на уроках, так и во внеурочной деятельности, например, при подготовке учащихся к предметным олимпиадам.

Задания при изучении раздела «Фонетика»:

1. Прочитайте (запишите) слова в обратной последовательности (не забывайте, что произносим звуки): лён (ноль), люк (куль), лоб (пол), код (ток).

2. Игра «Кто больше?». Дано слово конь. В каждом последующем слове заменяйте только один звук (гласный или согласный). Например: конь – кон – кот – рот – рой и т.д.

3. Загадки:

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь.)

В воде родится, а воды боится. (Соль.)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель.)

4. По краткому толкованию нужно отгадать слово, записать его, правильно поставив ударение.

1) часть улицы между двумя перекрёстками (квартАл); 2) скульптурное изображение человека (стАтуя); 3) тысяча метров (киломЕтр); 4) если ребёнку всё позволяют, значит, его… (балУют); 5) стол на кухне (кУхонный).

5. Метаграммы – слова, различающиеся одной буквой (звуком), например, быль – пыль.

Стихотворные метаграммы (творческое задание: составить собственные метаграммы по образцу):

Я живу в дупле в лесу,

Грызть орешки я люблю.

Если сменишь е на у,

Я твой голод утолю. (Белка – булка.)



С г я очень высока.

С н жилище для зверька. (Гора-нора.)

С буквой б я хвойный лес,

С в в чужой карман залез. (Бор – вор.)



С буквой в больных лечу,

С г весною прилечу. (Врач – грач.)



Задания при изучении раздела «Морфемика»:

На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой ПОД-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием? В чем ошиблись остальные? Аргументируйте свой ответ.

Вася

Миша

Костя

Неподвижно

неподкупный

подача

подвеска

подводный

подземелье

подмигнуть

подросток

подхватить

самоподготовка

Исподлобья

неподвластно

подданный

подмастерье

подтвердить

подчинительный

подъем

подыграть

преподнести

подражать

Поднос

бесподобный

подытожить

приподнятый

подоить

подчеркнуть

подтаять

подотчетный

подкармливать

подробности



Задания при изучении раздела «Орфография»:

Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными.

1) Поезд, идущий с большой скоростью и с остановками только на крупных станциях, называется _________________

2) Так называют человека исполнительного, соблюдающего во всем порядок, точность _________________

3) Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание - ______________

4) Высшее или среднее учебное заведение – это _____________

5) Острое вирусное заболевание - _________________

6) Площадка у железнодорожных путей на станциях для удобной посадки и высадки пассажиров – это ______________

7) Систематизированное собрание каких-либо предметов – это ________________

8) Дорога в парке с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам называется ______________________

9) Группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами – это _________________

10) Человек в транспорте - ____________________



Прочитайте текст орфографического правила

Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву ; если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву .

Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.



Словарная арифметика. Из букв данных слов составьте слова:

Уста+боб=? (суббота)

Квас+ом=? (Москва)

В школе. Составьте названия предметов, которые пригодятся в школе.

Масло+фетр=? (фломастер)

Даша+кран=? (карандаш)

Иней+лак=? (линейка)

Трон+трап+рис=? (транспортир)

Лоб+кожа=? (обложка)

Русский язык. Из букв данных слов составьте лингвистические термины.

Рама+маг+кит=? (грамматика)

Ферма+ом=? (морфема)

Трава+писк=? (приставка)

Мина+тон=? (антоним)

Оса+волос+чтение=? (словосочетание)

Апрель+енот+игла=? (прилагательное)



Палиндромы – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). Например: А роза упала на лапу Азора.

Творческое задание: в каждом из выписанных ниже предложений поставьте вместо многоточия одно или несколько слов, чтобы получился короткий палиндром. Попробуйте и сами составить такие задания.

1. … вестибюли. (И любит Сева вестибюли.)

2. … енот. (Тонет енот.)

3. … год. (Догу год.)

4. … баклажан. (Нажал кабан на баклажан.)

5. … не лют. (Тюлень не лют.)



Задания при изучении раздела «Лексикология»:

1. Из ряда прилагательных составьте как можно больше синонимических пар: древний, дырявый, зелёный зрелый, молодой, несвежий, сдержанный, сухой, тощий, убогий, худой, черствый, юный.


2. На каком основании могут быть объединены слова квадрат, четверг, квартет, тетрадь, квартал? Аргументируйте свой ответ.


3. Объясните, что означают выделенные слова в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Как называются эти слова?

И на первую седмицу

Братья едут в град-столицу,

Чтоб товар свой там продать

И на пристани узнать,

Не пришли ли с кораблями

Немцы в город за холстами

И нейдет ли царь Салтан

Басурманить христиан.


4. Определите исторически родственные слова (левый столбик в таблице) по описанному значению и форме. Запишите отгаданные слова в соответствующие поля ответов в начальной форме.

Искомое слово

Его значение

Форма и количество букв

А.

Тот, кто сначала

Порядковое числительное, 6 букв (Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете)

Б.

Отец отца отца или родственник в далёком прошлом

Существительное м.р., 6 букв

В.

Соотечественник из прежних поколений

Существительное м.р., 6 букв

Г.

Фартук

Существительное м.р., 8 букв

Д.

Название линии расположения войск действующей армии, непосредственно соприкасающихся с противником

Прилагательное (перешедшее в разряд существительных), ж.р., 9 букв


Игра в прятки. Дети играли в прятки. Лена и Коля спрятались в слова. Помогите найти эти слова (примечание: буквы, выделенные красным цветом пропущены).


Узкая полоса ткани

Л

Е

Н

Т

А

Поэтическое предание

Л

Е

Г

Е

Н

Д

А


Ступеньки

Л

Е

С

Т

Н

И

Ц

А


Канавка от колёс

К

О

Л

Е

Я


Вид оленя

К

О

С

У

Л

Я



Задания при изучении раздела «Морфология»:

Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую (1)лису. Во многих сказках рассказывается (2)олисе. Вот (3)лиса угощает (4)журавля. А вот она едет (5)на волке(6)безхвоста.Волк поверил (7)лисе и опустил (8)хвост (9)в прорубь. (10)Хвост и примёрз.


Одно в другом. Найдите слова, в которых спрятались числительные.


О

Д

И

Н



О

Д

И

Н



Родина, родинка






О

Б

А

Трущоба


Источники:

  1. Задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (школьный этап).

  2. Муравенко Е.В. Ярмарка слов. Словесные головоломки для детей и взрослых. М., 2022




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!