СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

  • диагностики;
  • педагогического наблюдения;
  • изучения результатов деятельности (работ учащихся);
  • диагностики познавательных интересов;
  • индивидуальных бесед с детьми и родителями;
  • анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся для выполнения заданий творческого характера.

 

Для определения способности к творческой деятельности применяю  различные методики.

 

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

  1. Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А. Крутецкого

Инструкция: ответьте на вопросы теста: не нравится «-», нравит­ся «+», очень нравится «+ +».

Нравится ли вам:

1. Решать логические задачи на сообразительность.

2. Много читать художественной литературы.

3. Петь, заниматься музыкой.

4. Заниматься спортом.

5. Работать в коллективе.

6. Изучать природу.

7. Заниматься хозяйственными делами.

8. Заниматься техникой.

9. Изучать иностранные языки.

10. Заниматься рисованием.

11. Играть в футбол, волейбол, баскетбол.

12. Руководить играми детей.

13. Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.

14. Ходить в магазины за продуктами.

15. Читать книги о технике, машинах.

16. Играть в игры с отгадыванием слов.

17. Сочинять истории, рассказы, стихи.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку.

19. Общаться с незнакомыми людьми.

20. Ухаживать за домашними животными.

21. Убирать в квартире.

22. Конструировать модели самолетов, кораблей.

23. Интересоваться историей и изучать ее.

24. Заниматься художественным творчеством.

25. Интересоваться по книгам и телепередачам спортом.



Вопросы

5 кл.

6кл

7 кл.

8 кл.

9 кл.

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»

1

Решать логические задачи на сообразительность.

5

5

5

9

7

10

2

8

4

3

2

Много читать художественной литературы.

6

4

7

7

10

8

3

7

3

4

3

Петь, заниматься музыкой.

7

3

6

8

6

12

4

6

2

5

4

Заниматься спортом.

3

7

8

6

14

4

4

6

5

2

5

Работать в коллективе.

10


13

1

14

4

8

2

7

0

6

Изучать природу.

6

4

10

4

10

8

3

7

2

5

7

Заниматься хозяйственными делами.

3

7

6

8

8

10

4

6

3

4

8

.Заниматься техникой.

2

8

5

9

6

12

3

7

4

3

9

Изучать иностранные языки

4

6

8

6

9

9

2

8

3

4

10

Заниматься рисованием.

2

8

8

6

6

12

3

7

2

5

11

Играть в футбол, волейбол, баскетбол.

4

6

9

5

14

4

6

4

5

2

12

Руководить играми детей.

5

5

10

4

11

7

3

7

3

4

13

Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.

3

7

7

7

7

11

3

7

2

5

14

Ходить в магазины за продуктами.

8

2

12

2

14

4

6

4

4

3

15

Читать книги о технике, машинах.

3

7

4

10

6

12

2

8

3

4

16

Играть в игры с отгадыванием слов.

4

6

5

9

9

9

5

5

5

2

17

Сочинять истории, рассказы, стихи.

5

5

6

8

9

9

5

5

1

6

18

Соблюдать режим дня, делать зарядку.

3

7

7

7

10

8

4

6

4

3

19

Общаться с незнакомыми людьми.

4

6

7

7

6

12

6

4

5

1

20

Ухаживать за домашними животными.

3

7

6

8

5

13

4

6

2

5

21

Убирать в квартире.

6

4

6

8

13

5

4

6

2

5

22

Конструировать модели самолетов, кораблей.

2

8

2

12

2

16

0

10

0

7

23

.Интересоваться историей и изучать ее.

4

6

8

6

14

4

5

5

2

5

24

Заниматься художественным творчеством.

5

5

7

7

11

7

5

5

2

5

25

Интересоваться по книгам и телепередачам спортом.

6

4

8

6

12

6

6

4

4

3



Доминирование там, где больше плюсов.

№ 1,8,15,22- математики и техника.

№ 2,9,16,23- гуманитарная сфера.

№ 3,10,17,24- художественная деятельность.

№ 4,11,18,25- спорт.

№ 5,12,19- коммуникативные интересы.

№6, 13, 20- природа, естествознание.

№7, 14,21- труд.





  1. Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)


Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Допустимы два варианта предъявления:

1) Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а

учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

2) Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель

просит их отметить все подходящие ответы1.

Вопросы анкеты:

1) Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень ; - нравится; - не нравится;

2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или

тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с

радостью;

3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить

всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в

школу или остался (осталась) бы дома?

- не знаю; - остался (осталась) бы дома; - пошёл (пошла) бы в школу;

4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится; - бывает по-разному; - нравится;

5) Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы; - не хотел (а) бы; - не знаю;

6) Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю; - не хотел (а) бы; - хотел (а) бы;

7) Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто; - редко; - не рассказываю;

8) Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю; - хотел (а) бы; - не хотел (а) бы;

9) У тебя в классе много друзей?

- мало; - много; - нет друзей;

10) Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся; - не очень; - не нравятся.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень

развития мотивации.


№ вопроса

Оценка


За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Уровни школьной мотивации:

1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.



Классы

Количество учащихся

25-30 баллов

20-24 балла

15-19 баллов

10-14 баллов

5 кл.

2

5

2

1

6 кл

4

6

3

1

7 кл.

5

7

5

2

8 кл.

2

6

1

1

9 кл.

1

3

2

1



  1. Характеристика ученика по А.И. Савенкову


Общая характеристика методики:

Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.

Ученик____________________
дата _____ класс ____


Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики:

1. Имеет необычно большой запас слов .
2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы .
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей .
4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе .
6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания .
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела .
3. Обычно прерывает других .
4. Прилагает усилия для завершения действия .
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей .
6. Упорный в отстаивании своего мнения .
7. Чувствителен к мнениям других .
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи .
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) .
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...) .
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению .
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден) .
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) .
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства .
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики:
1. Берет на себя ответственность .
2. Его любят одноклассники .
3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов:

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!