РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А. Крутецкого
Инструкция: ответьте на вопросы теста: не нравится «-», нравится «+», очень нравится «+ +».
Нравится ли вам:
1. Решать логические задачи на сообразительность.
2. Много читать художественной литературы.
3. Петь, заниматься музыкой.
4. Заниматься спортом.
5. Работать в коллективе.
6. Изучать природу.
7. Заниматься хозяйственными делами.
8. Заниматься техникой.
9. Изучать иностранные языки.
10. Заниматься рисованием.
11. Играть в футбол, волейбол, баскетбол.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.
14. Ходить в магазины за продуктами.
15. Читать книги о технике, машинах.
16. Играть в игры с отгадыванием слов.
17. Сочинять истории, рассказы, стихи.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку.
19. Общаться с незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашними животными.
21. Убирать в квартире.
22. Конструировать модели самолетов, кораблей.
23. Интересоваться историей и изучать ее.
24. Заниматься художественным творчеством.
25. Интересоваться по книгам и телепередачам спортом.
№ | Вопросы | 5 кл. | 6кл | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
«+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» |
1 | Решать логические задачи на сообразительность. | 5 | 5 | 5 | 9 | 7 | 10 | 2 | 8 | 4 | 3 |
2 | Много читать художественной литературы. | 6 | 4 | 7 | 7 | 10 | 8 | 3 | 7 | 3 | 4 |
3 | Петь, заниматься музыкой. | 7 | 3 | 6 | 8 | 6 | 12 | 4 | 6 | 2 | 5 |
4 | Заниматься спортом. | 3 | 7 | 8 | 6 | 14 | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 |
5 | Работать в коллективе. | 10 | | 13 | 1 | 14 | 4 | 8 | 2 | 7 | 0 |
6 | Изучать природу. | 6 | 4 | 10 | 4 | 10 | 8 | 3 | 7 | 2 | 5 |
7 | Заниматься хозяйственными делами. | 3 | 7 | 6 | 8 | 8 | 10 | 4 | 6 | 3 | 4 |
8 | .Заниматься техникой. | 2 | 8 | 5 | 9 | 6 | 12 | 3 | 7 | 4 | 3 |
9 | Изучать иностранные языки | 4 | 6 | 8 | 6 | 9 | 9 | 2 | 8 | 3 | 4 |
10 | Заниматься рисованием. | 2 | 8 | 8 | 6 | 6 | 12 | 3 | 7 | 2 | 5 |
11 | Играть в футбол, волейбол, баскетбол. | 4 | 6 | 9 | 5 | 14 | 4 | 6 | 4 | 5 | 2 |
12 | Руководить играми детей. | 5 | 5 | 10 | 4 | 11 | 7 | 3 | 7 | 3 | 4 |
13 | Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения. | 3 | 7 | 7 | 7 | 7 | 11 | 3 | 7 | 2 | 5 |
14 | Ходить в магазины за продуктами. | 8 | 2 | 12 | 2 | 14 | 4 | 6 | 4 | 4 | 3 |
15 | Читать книги о технике, машинах. | 3 | 7 | 4 | 10 | 6 | 12 | 2 | 8 | 3 | 4 |
16 | Играть в игры с отгадыванием слов. | 4 | 6 | 5 | 9 | 9 | 9 | 5 | 5 | 5 | 2 |
17 | Сочинять истории, рассказы, стихи. | 5 | 5 | 6 | 8 | 9 | 9 | 5 | 5 | 1 | 6 |
18 | Соблюдать режим дня, делать зарядку. | 3 | 7 | 7 | 7 | 10 | 8 | 4 | 6 | 4 | 3 |
19 | Общаться с незнакомыми людьми. | 4 | 6 | 7 | 7 | 6 | 12 | 6 | 4 | 5 | 1 |
20 | Ухаживать за домашними животными. | 3 | 7 | 6 | 8 | 5 | 13 | 4 | 6 | 2 | 5 |
21 | Убирать в квартире. | 6 | 4 | 6 | 8 | 13 | 5 | 4 | 6 | 2 | 5 |
22 | Конструировать модели самолетов, кораблей. | 2 | 8 | 2 | 12 | 2 | 16 | 0 | 10 | 0 | 7 |
23 | .Интересоваться историей и изучать ее. | 4 | 6 | 8 | 6 | 14 | 4 | 5 | 5 | 2 | 5 |
24 | Заниматься художественным творчеством. | 5 | 5 | 7 | 7 | 11 | 7 | 5 | 5 | 2 | 5 |
25 | Интересоваться по книгам и телепередачам спортом. | 6 | 4 | 8 | 6 | 12 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 |
Доминирование там, где больше плюсов.
№ 1,8,15,22- математики и техника.
№ 2,9,16,23- гуманитарная сфера.
№ 3,10,17,24- художественная деятельность.
№ 4,11,18,25- спорт.
№ 5,12,19- коммуникативные интересы.
№6, 13, 20- природа, естествознание.
№7, 14,21- труд.
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Допустимы два варианта предъявления:
1) Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а
учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
2) Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель
просит их отметить все подходящие ответы1.
Вопросы анкеты:
1) Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень ; - нравится; - не нравится;
2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или
тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с
радостью;
3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить
всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в
школу или остался (осталась) бы дома?
- не знаю; - остался (осталась) бы дома; - пошёл (пошла) бы в школу;
4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится; - бывает по-разному; - нравится;
5) Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел (а) бы; - не хотел (а) бы; - не знаю;
6) Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю; - не хотел (а) бы; - хотел (а) бы;
7) Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто; - редко; - не рассказываю;
8) Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю; - хотел (а) бы; - не хотел (а) бы;
9) У тебя в классе много друзей?
- мало; - много; - нет друзей;
10) Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся; - не очень; - не нравятся.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень
развития мотивации.
№ вопроса | Оценка |
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Классы | Количество учащихся |
25-30 баллов | 20-24 балла | 15-19 баллов | 10-14 баллов |
5 кл. | 2 | 5 | 2 | 1 |
6 кл | 4 | 6 | 3 | 1 |
7 кл. | 5 | 7 | 5 | 2 |
8 кл. | 2 | 6 | 1 | 1 |
9 кл. | 1 | 3 | 2 | 1 |
Характеристика ученика по А.И. Савенкову
Общая характеристика методики:
Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.
Ученик____________________
дата _____ класс ____
Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.
Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».
Учебные характеристики:
1. Имеет необычно большой запас слов .
2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы .
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей .
4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе .
6. Показал быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания .
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела .
3. Обычно прерывает других .
4. Прилагает усилия для завершения действия .
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей .
6. Упорный в отстаивании своего мнения .
7. Чувствителен к мнениям других .
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи .
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) .
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...) .
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению .
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден) .
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) .
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства .
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Лидерские характеристики:
1. Берет на себя ответственность .
2. Его любят одноклассники .
3. Лидер в нескольких видах деятельности.
Обработка результатов:
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа.
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).