СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для диагностического обследования обучающихся 2-4 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4  КЛАССОВ

Просмотр содержимого документа
«Задания для диагностического обследования обучающихся 2-4 классов»

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

1.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1.1.«Назови правильно» (слова с легкой слоговой структурой)

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»

С: сумка, автобус, снеговик;Сь: семь, письма, апельсин;

З: замок, ваза, звезда;Зь: зеленый, зебра, земляника;

Ц: цветы, пуговица, индеец; Ш: шахматы, мешок, шишка;

Ж: ежи, ножницы, жираф; Щ: чемодан, ключ, бабочка,

Ч: щука, овощи, щепки; Л: лампа, молоток, белка; Ль: лев, телефон, пальто;

Р: ведро, помидор, трактор;Рь: ремень, веревка, брюки;

Й: трамвай, платье, листья; К: конфета, индюк, кубик;

Г: голубь, иголка, попугай; Х: хлеб, хобот, холодильник.

1.2. «Повтори правильно».

Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Лампа упала со стола. У Маши новые шуба и шапка. У Раи на руке рана.

2.ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

2.1.Отраженное воспроизведение слоговых рядов.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».

Серии из трех слогов:-ба- па- ба; да -та- да; ца –са- ца; жа- ша- жа; - са- за- са; ша- жа- ша; зы- жи- ши; ща- ча- ша; ро- ло –ро.

2.2. Отраженное воспроизведение слов

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»

воск- лоск; полено- колено; тоска- доска; плоды- плоты; дочка- точка – кочка; бабушка – кадушка- подушка.

2.2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешанных в произношении (с опорой на картинки).

Инструкция: «Послушай и скажи, что нарисовано»

крыша или крыса; каска или маска; сабля или цапля; молоток или молоко;

деревня или деревья; трава или дрова; ворота или ворона; врач или грач;

усы или осы; крышка или крыша; куча или туча; кость или куст.

2.3. Дифференциация звуков в произношении (на слух)

2.4. Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»

(логопед произносит согласные звуки)

д-п-а-к-и-п-в-ф-н-п- и т.д.

3. ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

3.1. Выделение первого звука из слова.

Инструкция: «Скажи, какой первый звук в слове?»

Аист, мышка, дерево, рама, рак, дом.

3.2.Определение последнего согласного звука в слове.

Инструкция: «Скажи, какой последний звук в слове?»

Мак, дом, ключ, лук, рак.

3.3.Выделение звука из слов

Инструкция: «Будь внимательным, в каких словах есть звук…»

Звук «М» - мышка, соловей, дом, шар, рак, комната.

Звук «К» - зонтик, халат, мак, дрова нога, шкаф, удочка.

3.4.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Инструкция: «Где слышится звук?»

[Р]- ракета, арбуз, самовар, паркет морж.

[Ц] – цапля, огурцы, палец, цветок, крыльцо.

3.5 Определение количества звуков в слове.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты считай, сколько в слове звуков».

Дым, каша, рыба, шапка, собака, черемуха, тень.

3.6. Определить количество слогов в слове, произнесенным логопедом:

Мыть, кровать, поднос, ласточка.

Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются)

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, стол, карандаш, портфель, велосипед (логопед выбирает то или иное задание в зависимости от уровня подготовки ребёнка или его возможностей).

3.7. Определение количества слов в предложении.

Бабушка читает книгу. Солнце светит. Осенью часто льют дожди, зимой в поле уныло воет ветер.

3.8. Произнеси слитно слово:Т,о,к, р,у,к,а, м,а,к, д,о,м, к,р,о,т, п,о,л,к,а, ш,а,п,к,а

Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

А,р,ш, л,а,н,у, з,о,р,а, а,р,к.

3.9. Назови слово, которое начинается на звук [м, ш]

4.СФОРМИРОВАННОСТЬ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТИ СЛОВ

4.1. Отраженное воспроизведение слов.

Инструкция: «Послушай и повтори за мной слова »

Электричка, парикмахерская, рефрижератор.

4.2. Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности, как я».

Клала Клава лук на полку. Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Клара у Вали играла на рояле. Милиционер остановил велосипедиста.

Сыворотка из-под простокваши. Полполдника проболтали.

5. МОТОРИКА АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

5.1. Состояние мимической мускулатуры.

Для мышц лица: нахмурить брови «рассердится»; поднять брови «удивится»;

зажмурить глаза; спокойно открыть и закрыть глаза (несколько раз); последовательно закрыть правый, затем левый глаз; надуть щеки «толстячок»; втянуть щеки «худышка».

Для челюстей: рот широко открыть, закрыть; нижняя челюсть вправо- влево.

Для губ: «улыбка - трубочка» под счет до5-и.

Для языка: «широкий - узкий» под счет до 5-и; кончик языка поднять, опустить; «Маятник» вправо- влево; «Качели» (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю губу); «Лошадка» (цоканье); «Чашечка».

Для мягкого неба: произнести звук [а], широко открыв рот; широко открыть рот и зевнуть.

5.2. Артикуляционный аппарат

Губы, зубы, язык, твердое и мягкое неба, прикус, синкинезии.

6.ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

6.1. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида.

Инструкция: «Покажи, где…»

Девочка моет куклу. – Девочка вымыла куклу.

Девочка надевает туфли. – Девочка надела туфли.

Спортсмен поднимает гирю.- Спортсмен поднял гирю.

6.2. Инструкция: «Расскажи, что такое…».

Скворечник, тротуар, винегрет.

Имя существительное

а) Назови одним словом:

Продукты питания, Наземный транспорт, Инструменты, Бытовая техника,

Школьные принадлежности, Спортивные принадлежности, Ягоды, Птицы (дикие, домашние), Грибы, Рыбы (речные, морские), Головные уборы,

Профессии, Музыкальные инструменты, Насекомые, Оружие, Настольные игры.

б). «Назвать части предмета».

Автомобиль (фары, кузов, колеса, кабина).

Стул (сиденье, спинка, ножки).

в) Инструкция «отгадай, какой предмет задуман».

Круглый, зеленый, а разрежешь – красный, сладкий.

Покрыто перьями, летает.

Глагольный словарь

а). Назвать действие по предъявляемому предмету. «Что делает?»

Дятел, улитка, бабочка, черепаха.

Повар, врач, почтальон.

б). «Подбери ряд слов - действий».

Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет. А что делает…?

Ребенок

Мама

Снежинка

в). Назвать близкие по значению предметы. «Найди лишнее слово».

Варит, режет, печет.

Прилагательные

а). «Расскажи какой» (на каждое слово по 2-3 признак).

Лед, елка, мальчик.

б). «Говорящий Кот- Все Наоборот » (подбор антонимов).

Старый - молодой, чистый – грязный,

Далеко - близко, красивый – уродливый,

Жара - холод, говорить - молчать,

Медленно – быстро.

в). «Чей? Чья? Чье?» (притяжательные прил.).

Сумка мамы - мамина.

Кофта бабушки – бабушкина.

Газета папы - папина.

Нора лисы – лисья.

г). «Из чего сделано?» (относительные прил.).

стена сделана из бетона – бетонная

машинка сделана из пластмассы –

кофта связана из шерсти –

суп сварен из молока –

сок из яблок –

Словарь наречий

Инструкция: «На картинке мальчик (предъявляются картинки), мальчик смеется. Как он смеется? Он смеется весело, громко, радостно. А как… »

Разговаривают. Едет автомобиль. Спят дети.

7. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

7.1. Понимание предложно – падежных конструкций.

Инструкция: «Расскажи, где …» (употребление предлогов в речи)

Например: «Кот сидит на крыши».

7.2. Понимание предложений с причинно – следственной связью.

В лесу появилось много грибов потому, что…(прошел дождь).

На деревьях появились молодые листочки потому, что…(наступила весна).

7.3. Понимание изменения числа существительных в предложении.

«Расскажи, что нарисовано?»

Девочка читает. Девочки читают. и т.д.

7.4.Образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме. «Назови ласково»: стол, мяч, кровать, кукла, шкаф.

7.5. Словоизменения. Употребления существительных в косвенных падежах:

У меня есть …

У меня нет..

Я удивился…

Я вижу…

Я рисую…

Я говорю о

7.6. Изменение прилагательных по родам.

Инструкция: «Назови, какой (какая, какое?) по цвету предмет?»

Чайник

Ведро

Солнце

Платье и т.д.

7.7. Словообразование.

Образование названий детенышей животных

Инструкция: «У кошки котята, а у…»

Зайца…, медведя…, волка…., белки…. .

7.8. Проверка общего уровня языковой компетенции.

Инструкция: «Я буду читать предложения; если те заметишь, что я сказала не правильно, то поправь меня»

Я люблю мама. Мальчик рисовает красками. Петя ест спелый яблок.

В море плавают рыбка. Малыши построили много домов из песков.

7.9. Составить предложение из заданных слов.

8. ТОНКАЯ МОТОРИКА ПАЛЬЦЕВ РУК

8.1. Общая моторика: естественные движения; выполнение заданий.

8.2 Мелкая моторика: ведущая рука (скрестить руки на груди), ведущая нога (встать на одну ногу и попрыгать)

8.3. Оптико – кинестетическая организация движений:

-соединить большой палец с указательным (средним, безымянным, мизинцем) в виде кольца (одной рукой, затем двумя).

- вытянуть 2-й и 3-й пальцы, 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).

8.4. Кинетическая основа движений:

- поочередно сгибая и разгибая пальцы правой (левой) руки, начиная с большого (мизинца);

- « пальчики здороваются»;

- «игра на рояле»; (поочередно правой, левой руками и одновременно)(1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- «кулак- ребро - ладонь» (поочередно правой, левой руками и одновременно).

этот палец!» на контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках).

8.5. Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме 4-го (движения которого и у взрослых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говорим: «Подними только тот палец, до которого я дотронусь».

9. ЗРИТЕЛЬНО – ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС И ПРАКСИС

9.1. Инструкция: «Собери картинку так, чтобы получилась целая» (со зрительной опорой и без). В случаях затруднения проводится обучение

Собирает картинку из 5, 6 частей и более.

9.2.Конструирование из палочек (по образцу, по представлению).

9.3. Узнавание завуалированных изображений, не дорисованных картинок.

9.4. Проба Хэда зрительно- пространственная организация

«Показать правой рукой левое ухо».

«Покажи левой рукой правое ухо».

(показать правые и левые части тела напротив сидящего человека).

10. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

10.1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

10.2. Составление рассказа по сюжетной картинке.

10.3 Пересказ прочитанного текста (одновременно исследуется понимание прочитанного «О ком говорится в рассказе»)

11. ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

11.1. Знание букв (печатных рукописных, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованно, «зеркально»).

11.2. Завуалированные буквы

11.3. Наложенные друг на друга

11.4. Конструировать печатные и рукописные.

11.5. Понимание смысла прочитанного слова, предложения (самостоятельно ребенком с опорой на картинный материал)

12. ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА

12.1. Списывание (с печатного и рукописного текста).

12.2. Письмо под диктовку.

13. ТЕМП И ПЛАВНОСТЬ РЕЧИ

13.1. Указывается общий темп и плавность речи. При наличии запинок (заикания) проводится обследование на определение вида и степени выраженности заикания.

14. ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

14.1. Отмечается общая выразительность речи ребёнка.





Оценочные материалы

Критерии и нормы оценки состояния речевых,

неречевых функций и процессов у учащихся


Параметры обследования стартовых возможностей учащихся

1. Звукопроизношение.

2. Сформированность фонематического слуха.

3. Навыки звукового анализа и синтеза.

4. Сформированность слоговой структуры слова.

5. Состояние моторики артикуляционного аппарата.

6. Словарь.

7. Грамматический строй речи.

8. Состояние тонкой моторики пальцев рук.

9. Зрительно – пространственный гнозис и праксис.

10. Связная речь.

11. Сформированность навыка чтения.

12. Сформированность навыка письма.

13. Темп и плавность речи.

14. Интонационная выразительность речи.

  1. Звукопроизношение

7 – высокий

Нарушение звукопроизношения отсутствует, все звуки произносит правильно;

6 – оптимальный

Один - два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребёнок произносит эти звуки не правильно, но при указании на ошибку исправляет её;

5 – достаточный

Один – два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи произносит не правильно, при указании на ошибку, не исправляет её.

4 – средний

Мономорфное нарушение звукопроизношения и 1 – 2 звука недостаточно автоматизированы.

3 – удовлетворительный

Нарушение произношения 1 группы звуков.

2 – критический

Нарушение произношения двух – трёх групп звуков. Речь невнятная.

1 – низкий

Речь неразборчива или отсутствует.

  1. Сформированность фонематического слуха

7 – высокий

Все задания воспроизводятся точно.

6 – оптимальный

Задания воспроизводятся точно, имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, при этом слоговая пара воспроизводится точно.

5 – достаточный

Задания выполняются точно, встречаются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов, слов; слоговая пара воспроизводится точно, но задания выполняются в замедленном темпе.

4 – средний

Задания выполняются в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся не точно, но пары (слов) точны, некоторые ошибки исправляются самостоятельно.

3 – удовлетворительный

Задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся не точно, часть заданий недоступна.

2 – критический

Задания выполняются с трудом после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, большинство заданий недоступны.

1 – низкий

Неадекватные ответы, отказ от выполнения.

3. Навыки языкового анализа и синтеза

7 – высокий

Все задания выполнены верно.

6 – оптимальный

В основном все задания выполнены верно, но в ответах замечаются неуверенность, допущенные ошибки замечаются и исправляются самостоятельно.

5 – достаточный

В основном все задания выполняются верно, допущенные ошибки исправляются самостоятельно с указанием на неё, при выполнении заданий наблюдается неуверенность, темп выполнения замедлен.

4 – средний

Задания выполняются с ошибками, ошибки исправляются после уточняющего вопроса, темп выполнения задания замедлен.

3 – удовлетворительный

Задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью в виде уточняющих вопросов, часть заданий выполняется с помощью взрослого.

2 – критический

При выполнении заданий требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования образца.

1 – низкий

Ответы неадекватны, звуковой анализ, синтез не сформирован.

4. Слоговая структура слова и звуконаполняемость

7 – высокий

Все слова и предложения воспроизведены верно.

6 – оптимальный

Воспроизводит все слова и предложения, однако иногда допускает ошибки, но при замедленном произнесении ребёнок повторяет слово, предложение правильно.

5 – достаточный

Большинство слов, предложений воспроизводятся точно, отмечаются единичные ошибки даже при воспроизведении в замедленном темпе.

4 – средний

Некоторые слова воспроизводятся в замедленном темпе с запинками, ошибками.

3 – удовлетворительный

Слова воспроизводятся с запинками, 1 – 2 слова с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала.

2 – критический

Все слова, предложения воспроизводятся с искажением слоговой структуры.

1 – низкий

Отказ от выполнения задания.


5. Моторика артикуляционного аппарата

7 – высокий

Все движения доступны, выполнение точное, объём полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена.

6 – оптимальный

Все движения доступны, объём полный, темп выполнения и переключаемость несколько снижена, удержание позы свободное.

5 – достаточный

Все движения доступны, объём полный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1 – 2 движения выполняются со второй попытки.

4 – средний

При выполнении движений наблюдается некоторая неточность, замедленность, замена одних движений другими, объём движений недостаточно полный, при выполнении наблюдается нервозность.

3 – удовлетворительный

Движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижена, объём движений не полный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряжённое удержание позы, требуются повторные показы движений, могут проявляться синкинезии, содружественные движения (недостаточная иннервация речевого аппарата).

2 – критический

Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость, чрезмерно напряжение языка, тремор (дрожание кончика языка), сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются, при выполнении заданий наблюдаются синкинезии, добавление лишних движений, плохая иннервация речевого аппарата;

1 – низкий

Отказ от выполнения заданий, несформированность артикуляционной моторики; апраксия.

6. Состояние словаря (лексическое развитие)

Предметный словарь и обобщающие понятия.

7 – высокий уровень

Все слова из раздела «А» и «Б» правильно понимаются и употребляются в активном словаре, большое количество обобщающих слов.

6 – оптимальный уровень

Все слова из раздела «а» правильно понимаются и употребляются в активном словаре; слова «Б» правильно понимаются, но не всегда употребляются в активном словаре, также наблюдается незнание отдельных понятий. Знает большое количество обобщающих слов.

5 – достаточный уровень

Задания выполняет хорошо, при выполнении наблюдается неуверенность, замедленность; достаточное количество обобщающих слов, но при этом не знает название отдельных предметов или объектов и наоборот.

4 – средний уровень

Задания выполняются в замедленном темпе, ответ может даваться не сразу, встречаются смысловые замены (варежки – перчатки), недостаточное количество обобщающих слов, при этом не знает многих названий отдельных предметов или объектов и наоборот.

3 – удовлетворительный уровень

Наблюдается замедленность мыслительных операций, в ответах допускает ошибки, может в виде смысловых замен, небольшое количество обобщающих понятий при этом ребёнок может дать обобщающее понятие, а назвать предметы затрудняется и наоборот.

2 – критический уровень

При выполнении заданий требуется постоянная помощь в виде подсказок или наводящих вопросов, мало обобщающих понятий; наблюдаются замены близких в фонематическом оформлении слов (мышка – мишка и т.д.). Отмечаются ошибки, характерные для нарушения зрительного восприятия (неверное восприятие рисунка).

1 – низкий уровень

Затрудняется в выполнении заданий, обобщающих понятий нет, предметный словарь ограничен.

Глагольный словарь

7 – высокий уровень

Самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 5 лексем.

6 – оптимальный уровень

Самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 4 лексем.

5 – достаточный уровень

Самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов по 3 лексемы, иногда требуется помощь.

4 – средний уровень

На каждое слово может придумать по 2 лексемы, иногда требуется помощь.

3 – удовлетворительный

Требуется повторение, по каждому из первых 4-х слов придумана одна лексема самостоятельно, по каждому из 2-х последних слов – 1 лексема самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов.

2 – критический уровень

Требуется повторение, расширение инструкции; из предложенных 6-ти слов в большинстве случаев придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки, а самостоятельно выполнено 1-2 задания.

1 – низкий уровень

В случае отказа, придумывании вербальных замен («ребёнок» - «укачивать ребёнка можно»), слов – действий, не свойственных данным предметам; помощь не использует;

Словарь наречий

7 – высокий уровень

По каждому заданию придумано самостоятельно более 4-х слов;

6 – оптимальный уровень

По каждому заданию придумано более 3-х слов с помощью в виде побуждающих вопросов;

5 – достаточный уровень

По каждому заданию придумано по 3 слова с помощью в виде побуждающих вопросов;

4 – средний уровень

Требуется повторение инструкции, по каждому заданию придумано 2 – 3 слова с помощью в виде контекстной подсказки;

3 – удовлетворительный уровень

При выполнении задания требуется повторение инструкции, по каждому заданию придумано 1 – 2 слова с помощью в виде контекстной подсказки;

2 – критический уровень

С трудом понимает цель задания, по каждому заданию придумано 1 – 2 слова с помощью;

1 – низкий уровень

Невыполнение или замена слова показом («делает вот так …»), помощь не использует.

Подбор определений

7 – высокий уровень

Самостоятельно придумано к каждому слову из предложенных слов более 3-х определений;

6 – оптимальный уровень

Самостоятельно придумано к каждому слову из предложенных слов 2 определения;

5 – достаточный уровень

Самостоятельно придумано к каждому слову из предложенных слов 1 определение, а по 2 определения – с помощью;

4 – средний уровень

К каждому из предложенных слов придумано по 1 – 2 определению с помощью в виде побуждающих вопросов, повторение инструкции;

3 – удовлетворительный уровень

К каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов, повторение инструкции;

2 – критический уровень

К каждому из предложенных 3-х слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение инструкции;

1 – низкий уровень

Неадекватные ответы, замены, помощь не использует.

Словарь притяжательных местоимений

7 – высокий уровень

Все задания выполнены самостоятельно и верно;

6 – оптимальный уровень

Все задания выполнены самостоятельно, допуская одну ошибку, исправляет самостоятельно;

5 – достаточный уровень

При выполнении допускает 2 – 3 ошибки и самостоятельно их исправляет;

4 – средний уровень

Задания выполняется с 2 – 3 ошибками, которые исправляются после уточняющих вопросов;

3 – удовлетворительный уровень

Часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправляет с помощью взрослого;

2 – критический уровень

Часть заданий выполняет с ошибками, большую часть которых исправить не удаётся, несмотря на помощь со стороны взрослого;

1 – низкий уровень

Неадекватные ответы и отсутствие коррекции по всем заданиям;

Подбор синонимов и антонимов

7 – высокий уровень

По всем заданиям дан правильный ответ;

6 – оптимальный уровень

Допускаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно;

5 – достаточный уровень

Встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются после уточняющего вопроса;

4 – средний уровень

Половина заданий выполняется самостоятельно и с помощью уточняющих вопросов;

3 – удовлетворительный уровень

Большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

2 – критический уровень

Часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедленный, требуется повторение инструкции;

1 – низкий уровень

Неадекватные ответы, помощь не использует.

Дифференциация близких по смыслу понятий

7 – высокий уровень

Все задания выполнены самостоятельно и верно;

6 – оптимальный уровень

Все задания выполнены самостоятельно, в случае не правильного выполнения ребёнок допущенную ошибку исправляет самостоятельно;

5 – достаточный уровень

Большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса;

4 – средний уровень

Часть заданий выполнена самостоятельно, а часть с помощью взрослого с помощью уточняющего вопроса или с контекстной подсказкой;

3 – удовлетворительный уровень

Большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 – критический уровень

Все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;

1 – низкий уровень

Неадекватные ответы, помощь не используется.

7. Грамматический строй речи

Проверка уровня языковой компетентности

7 – высокий

Ребёнок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;

6 – оптимальный

Заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть с незначительной помощью;

5 – достаточный

Заметил большинство ошибок, остальные с незначительной помощью, задания выполняет в замедленном темпе.

4 – средний

Ошибки заметил после повторного воспроизведения материала, исправляет после уточняющих вопросов;

3 – удовлетворительный

Заметил некоторые ошибки после второго воспроизведения материала, но исправляет после уточняющих вопросов или с контекстной подсказкой.

2 – критический

Часть ошибок (1-2) замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки не замечены даже после повторного воспроизведения материала;

1 – низкий

Задания не принимает, в условиях обучения действует не адекватно или отказывается выполнять.

Проверка умения конструировать предложения

7 – высокий

Все предложения составлены самостоятельно, без ошибок.

6 – оптимальный

Предложения составлены самостоятельно, в некоторых допущены ошибки, которые исправлены самостоятельно;

5 – достаточный

В основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;

4 – средний

Задания выполняются в замедленном темпе, требуется повторное воспроизведение;

3 – удовлетворительный

Задания выполняются в медленном темпе после повторного воспроизведения, требуется постоянная помощь в виде уточняющих вопросов;

2 – критический

Требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;

1 – низкий

Задания не принимает, в условиях обучения действует не адекватно или отказывается выполнять.

Употребление существительных по падежам

7 – высокий

Все задания выполнены самостоятельно и без ошибок;

6 – оптимальный

Большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов либо с самокоррекцией;

5 – достаточный

Часть заданий выполнены самостоятельно, в некоторых случаях задания выполнялись с помощью уточняющих вопросов;

4 – средний

Задания выполняются в замедленном темпе с ошибками, ошибки исправляются после уточняющих вопросов;

3 – удовлетворительный

Задания выполняются в медленном темпе с ошибками, ошибки исправляются после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;

2 – критический

Задания выполняются с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки) иногда помощь не эффективна;

1 – низкий

Цель задания не понимает, помощь не использует.

Усвоение предложно – падежных форм существительных (предлоги)

7 – высокий

Все задания выполнены самостоятельно и верно;

6 – оптимальный

Отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно;

5 – достаточный

Задания выполняются, отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно и частично с помощью в виде уточняющих вопросов;

4 – средний

Половина заданий выполняются верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов.

3 – удовлетворительный

Часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);

2 – критический

Большинство заданий неверны, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);

1 – низкий

Задания не выполняет. Инструкцию не выполняет.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

7 – высокий

Все задания выполнены самостоятельно и верно;

6 – оптимальный

В основном все задания выполнены верно, допущенные ошибки исправляются самостоятельно;

5 – достаточный

Задания выполняются в основном правильно, ошибки исправляются самостоятельно и частично после уточняющих вопросов;

4 – средний

Половина заданий выполняются верно, ошибки исправляются после уточняющих вопросов;

3 – удовлетворительный

Большинство заданий выполняется с помощью, в некоторых заданиях отмечаются ошибки, которые не исправляются или исправляются после уточняющих вопросов;

2 – критический

При выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;

1 – низкий

Задания не выполняет.

Словообразование

7 – высокий

Все задания выполнены самостоятельно и верно;

6 – оптимальный

В основном все задания выполнены верно, ошибки исправляются самостоятельно.

5 – достаточный

Задания выполняются в основном правильно, ошибки исправляются самостоятельно и частично после уточняющих вопросов.

4 –средний

Половина заданий выполняется верно, ошибки исправляются после уточняющих вопросов.

3 – удовлетворительный

Половина заданий выполняется с помощью, в некоторых заданиях отмечаются ошибки, которые не исправляются или исправляются после уточняющих вопросов.

2 – критический

При выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;

1 – низкий

Задания не выполняет.

8. Тонкая моторика пальцев рук.

7 – высокий

Все задания выполняет правильно, без ошибок и синкинезий;

6 – оптимальный

Задания выполняются правильно, часть заданий выполняется в замедленном темпе;

5 – достаточный

В части заданий наблюдаются односторонние синкинезии, в некоторых заданиях темп выполнения замедлен.

4 – средний

В большей части заданий наблюдаются односторонние синкинезии, задания выполняются в медленно, неточно. Но ошибки исправляются самостоятельно.

3 – удовлетворительный

Правильно выполнено 5 – 7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки не замечаются и исправляются с помощью, так же наблюдаются синкинезии, неточность движений.

2 – критический

Выполнение заданий удаётся только с помощью другой роки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий), при выполнении пробы Хэда – эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих, ошибки исправляются после подсказки взрослого.

1 – низкий

Отказ от выполнения заданий или задания выполняются с большим трудом, при этом наблюдаются стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не исправляются.

9. Зрительно – пространственные функции (гинозис, праксис, восприятие)

7 – высокий

Все ответы правильны, безошибочно определяет своё местоположение среди предметов, собирает картинку из 8 частей.

6 – оптимальный

Все ответы верны, но встречаются ошибки, которые исправляются самостоятельно; может собрать картинку из 7 – 8 частей, узнаёт и называет предметы, конструирует изображение самостоятельно и по показу.

5 – достаточный

Конструирует предметы по образцу и по показу, собирает картинки из 5 – 6 частей; узнаёт несложные пунктирные изображения предметов, с недостающими деталями, зашумованные изображения, ориентируется в схеме собственного тела.

4 – средний

Правильно узнаёт и называет предметы, но при рассматривании перечерченных изображений может прибегать к вспомогательным приёмам: обводит контуры пальцами, комментирует предположение словами, или узнавание предметов затруднено, темп замедлен, собирает картинку из 4 – 5 частей с минимальной направляющей помощью взрослого.

3 – удовлетворительный

Самостоятельно собирает картинки из 3 – 4 частей, конструирует несложные предметы из палочек по показу; ребёнок ориентируется в сторонах собственного тела, но с трудом ориентируется в сторонах тела сидящего напротив, наблюдается зеркальность изображенных графических элементов; самостоятельно справляется только лишь с более лёгкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приёмам только после подсказки, в части повышенной трудности делает ошибки.

2 – критический

После организующей помощи эксперимента задания выполняются с ошибками, ребёнок затрудняется в ориентировке собственного тела и тела сидящего напротив, при выполнении задания требуется активная помощь взрослого, составляет картинки из 2 – 3 частей и конструирует после демонстрации образца и с помощью взрослого;

1 – низкий

Задания не принимает, не понимает целей задания.


10. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

7 – высокий

Выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, мотивирует адекватную оценкув поступках персонажей;

Пересказ составляет самостоятельно. Структура текста, последовательность не нарушена. Соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства. Передаётся основная мысль текста.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – ребёнок рассматривает картинки внимательно, с интересом. Серию раскладывает самостоятельно, без ошибок. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображённой ситуации, сохранены все смысловые звенья. Соблюдена последовательность, определены временные и причинно – следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка.

6 – оптимальный

Понимание смысла прочитанного: выделяет главных героев, понимает факты, события, описанные в тексе. При формулировке главной мысли и оценке поступков персонажей требуется незначительная помощь в виде уточняющих вопросов.

Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла. Недостаточная развёрнутость высказывания. грамматические нормы соблюдены. Основная мысль передается.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – картинки рассматривает внимательно, серию раскладывает самостоятельно, с ошибками. Ошибки замечает и исправляет самостоятельно. Рассказ составлен, в основном, самостоятельно, соответствует изображённой ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена. Временные и причинно- следственные связи определены. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки), недостаточная развёрнутость высказываний. Лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда – с помощью уточняющего вопроса.

5 – достаточный

Понимание смысла прочитанного - понимает действующие лица, факты, события, описанные в тексте. При формулировке главной мысли оценке поступков требуется помощь в виде уточняющих вопросов.

Пересказ составлен с помощью, в виде наводящих вопросов. Отмечаются трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания. Грамматические нормы несколько снижены, основная мысль передаётся.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – картинки раскладываются с учётом последовательности, в некоторых случаях требуется только первичный вид помощи. Рассказ составлен в основном самостоятельно. Иногда с помощью наводящих вопросов. Соответствует изображённой ситуации. Основные смысловые звенья практически сохранены (могут отмечаться иногда ошибки). Временные и причинно – следственные связи определены. Отмечаются нарушения связности повествования (паузы или заминки, связанные с подбором слов), недостаточная развёрнутость высказываний. Лексический запас снижен, в грамматическом оформлении допускает ошибки, которые исправляет с помощью уточняющих вопросов.

4 – средний

Понимание смысла прочитанного - действующих лиц выделяет с помощью уточняющих вопросов. Содержание понимает. Оценка поступков героев формулируется с помощью вопросов. Главная мысль понята недостаточно.

Пересказ – требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текса, без искажения смысла. Может нарушаться последовательность событий. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста практически не используется. Преобладают простые распространённые предложения, отмечаются аграмматизмы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – картинки раскладывает с учётом последовательности. Серию раскладывает с ошибками. При исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок. Рассказ, в основном, соответствует изображённой ситуации. Отдельные звенья пропущены. При составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь. Связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы. Лексический запас беден, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляются аграмматизмы.

3 – удовлетворительный.

Понимание смысла прочитанного – действующих лиц выделяет с помощью уточняющих вопросов, фактическое содержание понимает, отмечаются искажения смысла. Главная мысль понимается не до конца. Оценка поступков героев даётся после наводящих вопросов, подсказок.

Пересказ – составлен по вопросам, по подсказкам. Ответы односложные. Связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, сужение или расширение значения слов. Преобладают простые предложения. Иногда могут встречаться распространённые. Отмечается аграмматизм (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов. Ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными). Соскальзывание на побочные темы.

Составление рассказа по серии сюжетный картинок- - задание принимает при раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при исправлении ошибок нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения). Рассказ частично соответствует изображённой ситуации, не всегда раскрыты временные и причинно – следственные связи между событиями. Пропускает смысловые звенья, наблюдается искажения смысла.

2 – критический

Понимание смысла прочитанного – действующих лиц выделяет с трудом в виде подсказки, содержание понимает недостаточно хорошо. Отмечаются искажения смысла, оценка поступкам героев не даётся или даётся с помощью вопросов, подсказок.

Пересказ – с трудом понимает прочитанное, отвечает с помощью наводящих вопросов. Ответы односложные. Связное высказывание затруднено. Словарный запас беден. В основном, существительные и глаголы. Пользуется простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Множественные аграмматизмы, амнезии слов.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – задание принимает, но раскладывает без учёта ориентировки на последовательность событий, после оказания помощи не объединяет события в единый сюжет. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображённых на картинках. Помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, иногда не в тему. Словарный запас резко ограничен. Отмечаются множественные аграмматизмы. Составляет предложения из 2-х слов.

1 – низкий

Задания не принимает. В условиях обучения действует неадекватно или отказывается выполнять.

11. Обследование навыка чтения

7 – высокий

Навык чтения сформирован в полном объёме, смысл прочитанного понимает полностью.

6 – оптимальный

Чтение приближено к норме, возможны повторы при чтении, темп чтения замедлен, смысл прочитанного понимает.

5 – достаточный

Чтение замедленно, допускает ошибки, трудные слова читает по слогам, допущенные ошибки исправляются самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы.

4 – средний

Темп чтения замедлен, послоговое чтение с переходом на целые слова, при чтении допускает ошибки и исправляет их с помощью взрослого.

3 – удовлетворительный

Чтение замедленное, наблюдается ошибки (замены, пропуски, перестановки, недочитывание последних букв, слогов, добавление гласных), ошибки исправляются с помощью взрослого. Понимание на уровне фразы, предложения.

2 – критический

Чтение побуквенно – слоговое, при чтении допускает большое количество разнообразных ошибок, самостоятельно не исправляются, исправляются только с помощью взрослого. Путает буквы. Понимание на уровне слова.

1 – низкий

Навык чтения не сформирован, знает не все буквы, слить в слоги не может.

12. Обследование навыка письма (списывание, диктанты)

7 – высокий

Пишет диктанты и списывает без ошибок.

6 – оптимальный

Пишет диктанты (возможны помарки, самостоятельные исправления), списывает, допуская одну ошибку, исправляет самостоятельно.

5 – достаточный

Темп письма замедлен, в диктанте и при списывании допускает 1 – 2 ошибки. Почерк неровный.

4 – средний

Пишет тексты под диктовку, допуская ошибки 2 – 3 видов, ошибки не исправляет. При списывании ошибок нет. Может отмечаться моторная дисграфия.

3 – удовлетворительный

При списывании допускает ошибки, в диктанте на слух допускает множественные ошибки (замены, пропуски, перестановки, пропуски элементов), темп письма медленный. Письмо небрежное. Сложная дисграфия.

2 – критический

Под диктовку писать не может, при списывании допускает ошибки, темп написания очень медленный. Сложная дисграфия. Не знает все буквы. Трудности ориентировки в разлиновке тетради.

1 – низкий

Навыки письменной речи не сформированы.

13. Темп и плавность речи

7 – высокий

Темп и плавность не нарушены;

6 – оптимальный

Темп и плавность приближена к норме, речь понятна, но присутствуют запинки, остановки;

5 – достаточный

Темп и плавность приближены к норме, речь внятна, встречаются запинки, повторы слов, слогов, речь мало выразительна;

4 – средний

Темп и плавность речи несколько убыстрены или замедленна.

3 – удовлетворительный

Качество темпа и плавности речи снижены, тахилалия, брадилалия, присутствует сбивчивость речевого дыхания;

2 – критический

Тахилалия, брадилалия, резко выражена скандированная речь, заикание. Сбивчивость дыхания.

1 – низкий

Плавность речи нарушена, заикание тяжёлой степени, дизритмия.

14. Интонационная выразительность

7 – высокий

Речь интонационно выразительна.

6 – оптимальный

Речь эмоционально окрашена, тембр голоса звонкий, громкий.

5 – достаточный

Речь достаточно выразительна, голос истощается по мере говорения, тембр голоса звонкий.

4 – средний

Интонационная выразительность несколько снижена, недостаточная сила голоса (слабый, тихий, голос маломодулированный). Могут наблюдаться неправильные логические ударения и неправильные смысловые ударения;

3 - удовлетворительный

Речь мало или недостаточно выразительна, голос монотонный, сила голоса недостаточная (слабый, тихий) истощаемость по мере говорения, отклонения тембра голоса, глухой, сдавленный, хриплый.

2 – критический

Речь не выразительна, слабая выраженность или отсутствие голоса (напряжённый, прерывистый, дрожащий). Неправильное употребление ударений, пауз в потоке речи.

1 – низкий Речь не выразительна, монотонная, отклонение тембра голоса.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!