СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на сцепленное с полом наследование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи на сцепленное с полом наследование»

Задачи на задачи сцепленное с полом наследование


1. У су­пру­гов Анны и Павла, име­ю­щих нор­маль­ное зре­ние, ро­ди­лись два сына и две до­че­ри. У пер­вой до­че­ри зре­ние нор­маль­ное, но она ро­ди­ла 3 сы­но­вей, 2 из ко­то­рых даль­то­ни­ки. У вто­рой до­че­ри и ее пяти сы­но­вей зре­ние нор­маль­ное. Пер­вый сын Анны и Павла — даль­то­ник. Две его до­че­ри и два сына видят нор­маль­но. Вто­рой сын Анны и Павла и чет­ве­ро его сы­но­вей также имеют нор­маль­ное зре­ние. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы всех ука­зан­ных род­ствен­ни­ков?

За­да­ние 28 № 11317

По­яс­не­ние.

1) Анна ХdXD, Павел XDY

2) Пер­вая дочь Анны и Павла ХdXD,

3) Вто­рая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сы­но­вей имеют нор­маль­ное

зре­ние.

4) Пер­вый сын XdY , его до­че­ри ХdXD , а его сы­но­вья XDY.

5) Вто­рой сын Анны и Павла и его дети имеют ге­но­ти­пы ХDУ.

2. У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зре­ни­ем, ро­ди­лись: 2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с нор­маль­ным зре­ни­ем и сын-даль­то­ник. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ные ге­но­ти­пы всех детей, ро­ди­те­лей,а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы де­ду­шек этих детей.

За­да­ние 28 № 11318

По­яс­не­ние.

1) Ро­ди­те­ли с нор­маль­ным зре­ни­ем: отец ♂ХУ, мать ♀ХdХ.

2) Га­ме­ты ♂ Х, У ; ♀ Хd, Х.

3) Воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей — до­че­ри ХdХ или ХХ; сы­но­вья: даль­то­ник

ХdУ и сын с нор­маль­ным зре­ни­ем ХУ.

4) Де­душ­ки или оба даль­то­ни­ки — ХdУ, или один ХУ, а дру­гой ХdУ.

3. У ма­те­ри, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена ге­мо­фи­лии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца ро­ди­лись 2 до­че­ри и 2 сына. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, если ген ге­мо­фи­лии яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой.

 

За­да­ние 28 № 11319

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХD ХD и ХdУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХD Хd и ХDУ;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вы.

4. Муж­чи­на с нор­маль­ным зре­ние же­нил­ся на жен­щи­не-даль­то­ни­ке (ре­цес­сив­ный ген d сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов и ге­но­ти­пов в потом­стве.

 

За­да­ние 28 № 11323

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХdХd, отца ХDУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: все до­че­ри яв­ля­ют­ся но­си­тель­ни­ца­ми гена даль­то­низ­ма — ХDХd, все сы­но­вья — даль­то­ни­ки — Хd У;

3) со­от­но­ше­ние боль­ных и здо­ро­вых детей — 1:1 или 50%:50%.

5. У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эм­бри­о­нов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жиз­не­спо­соб­ны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — жен­ский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потом­ства.

За­да­ние 28 № 11324

По­яс­не­ние.

1) ге­но­тип ро­ди­те­лей: ХА Ха, ХА У,

2) ге­но­тип потом­ства — ХА У — ку­роч­ка, ХА Ха , ХА ХА — пе­туш­ки, Ха У — ку­роч­ка не­жиз­не­спо­соб­ная,

3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потом­ства — 33%.

6. Жен­щи­на, но­си­тель­ни­ца ре­цес­сив­но­го гена ге­мо­фи­лии, вышла замуж за здо­ро­во­го муж­чи­ну. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а у ожи­да­е­мо­го потом­ства — со­от­но­ше­ние ге­но­ти­пов и фе­но­ти­пов.

 

За­да­ние 28 № 11325

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХН Хh и ХHУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Со­от­но­ше­ние ге­но­ти­пов 1:1:1:1

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­ца гена ге­мо­фи­лии, здо­ро­вая, а сы­но­вья — здо­ров, болен ге­мо­фи­ли­ей. Со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов 2 (де­воч­ки здо­ро­вы): 1 (маль­чик здо­ров) : 1 (маль­чик-ге­мо­фи­лик)

7. В семье, где ро­ди­те­ли имеют нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, сын – даль­то­ник. Гены нор­маль­но­го цве­то­во­го зре­ния (D) и даль­то­низ­ма (d) рас­по­ла­га­ют­ся в Х – хро­мо­со­ме. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, сына – даль­то­ни­ка, пол и ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей – но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

За­да­ние 28 № 11383

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — ХDХd, отец ХDУ;

2) ге­но­тип сына – даль­то­ни­ка — ХdУ;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма (ХDХd) — 25%.

8. У че­ло­ве­ка на­сле­до­ва­ние аль­би­низ­ма не сцеп­ле­но с полом (А – на­ли­чие ме­ла­ни­на в клет­ках кожи, а – от­сут­ствие ме­ла­ни­на в клет­ках кожи – аль­би­низм), а ге­мо­фи­лии – сцеп­ле­но с полом (XН – нор­маль­ная свёрты­ва­е­мость крови, Xh – ге­мо­фи­лия). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы, пол и фе­но­ти­пы детей от брака ди­го­мо­зи­гот­ной нор­маль­ной по обеим ал­ле­лям жен­щи­ны и муж­чи­ны аль­би­но­са, боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

За­да­ние 28 № 11388

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М)AAXHXH (га­ме­ты AXH); (О)aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);

2) ге­но­ти­пы и пол детей: (М)AaXHXh; (О)AaXHY;

3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

9. У че­ло­ве­ка ген карих глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым цве­том глаз (А), а ген цве­то­вой сле­по­ты ре­цес­сив­ный (даль­то­низм – d) и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным зре­ни­ем, отец ко­то­рой имел го­лу­бые глаза и стра­дал цве­то­вой сле­по­той, вы­хо­дит замуж за го­лу­бо­гла­зо­го муж­чи­ну с нор­маль­ным зре­ни­ем. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этой семье детей — даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми и их пол.

За­да­ние 28 № 11390

По­яс­не­ние.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

10. У че­ло­ве­ка ка­та­рак­та (за­бо­ле­ва­ние глаз) за­ви­сит от до­ми­нант­но­го ауто­сом­но­го гена, а их­ти­оз (за­бо­ле­ва­ние кожи) – от ре­цес­сив­но­го гена, сцеп­лен­но­го с Х-хро­мо­со­мой. Жен­щи­на со здо­ро­вы­ми гла­за­ми и с нор­маль­ной кожей, отец ко­то­рой стра­дал их­ти­о­зом, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну, стра­да­ю­ще­го ка­та­рак­той и со здо­ро­вой кожей, отец ко­то­ро­го не имел этих за­бо­ле­ва­ний. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

За­да­ние 28 № 12075

По­яс­не­ние.

Отец жен­щи­ны стра­дал их­ти­о­зом, зна­чит Xb она по­лу­чи­ла от него; отец муж­чи­ны не имел ка­та­рак­ты, зна­чит по пер­во­му при­зна­ку отец муж­чи­ны аа, муж­чи­на со­от­ветс­вен­но Аа, т.к. имеет ка­тарк­ту.

Мама — ааXВXb; папа — AaXВY

 

Р: ♀ ааXВXb x ♂ AaXВY

 

G: ♀: aXВ; aXb

♂: AXВ; aXВ; AY ; aY

 

F1: AaXВXВ — де­воч­ка с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

АаХВХb — де­воч­ка с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

ааХВХВ — де­воч­ка с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

aaXВXb — де­воч­ка с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

 

АаХВY — маль­чик с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

ааХВY — маль­чик с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

AaXbY — маль­чик с ка­та­рак­той и их­ти­о­зом

aaXbY — маль­чик с нор­маль­ным зре­ни­ем и их­ти­о­зом

 

В этой за­да­че про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков и при­зна­ка, сцеп­лен­но­го с полом.

11. Глу­хо­та — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм – при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.

За­да­ние 28 № 18225

По­яс­не­ние.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с даль­то­низ­мом, то оба эти при­зна­ка ре­цес­сив­ны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой ал­ле­ли, мать - ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку даль­то­ни­ма; отец здо­ров - зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

 

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

 

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пен­не­та.

Воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

маль­чик глу­хой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

де­воч­ки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD: 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDХD : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

 

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его ге­но­тип aaХdУ, пол — муж­ской (или маль­чик). Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

 

4) За­ко­ны на­след­ствен­но­сти: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком; сцеп­лен­ное с Х-хро­мо­со­мой по вто­ро­му при­зна­ку.

12. У че­ло­ве­ка ген нор­маль­но­го слуха (В) до­ми­ни­ру­ет над геном глу­хо­ты и на­хо­дит­ся в ауто­со­ме; ген цве­то­вой сле­по­ты (даль­то­низ­ма – d) ре­цес­сив­ный и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. В семье, где мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, а отец – с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен) даль­то­ник, ро­ди­лась де­воч­ка-даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, до­че­ри, воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей и ве­ро­ят­ность в бу­ду­щем рож­де­ния в этой семье детей-даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом и глу­хих. Какие за­ко­ны на­сле­до­ва­ния про­яви­лись в этой семье?

За­да­ние 28 № 19842

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет по усло­вию:

В – нор­маль­ный слух; b – глу­хо­та;

ХD – нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние; Хd – даль­то­низм (ген цве­то­вой сле­по­ты).

1) Опре­де­лим ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние – ♀bbХDХ?;

отец – с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен), даль­то­ник – ♂BBХdY.

Так как у них ро­ди­лась де­воч­ка-даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом (В?ХdХd), то одну га­ме­ту BХdона по­лу­чи­ла от отца, а дру­гую от ма­те­ри – bХd.

Мы можем опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри ♀bbХDXd и до­че­ри ♀BbХdХd.

2) Со­ста­вив схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ля­ем воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом 50 %, глу­хих – 0 %.

3) За­ко­ны: по вто­ро­му при­зна­ку (цве­то­вое зре­ние) – на­сле­до­ва­ние, сцеп­лен­ное с полом, так как при­знак сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой; между пер­вым и вто­рым при­зна­ком – не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние, так как ауто­сом­ные гены не сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в раз­ных го­мо­ло­гич­ных хро­мо­со­мах.

13. Форма кры­льев у дро­зо­фи­лы – ауто­сом­ный ген, ген раз­ме­ра глаз на­хо­дит­ся в Х-хро­мо­со­ме. Ге­те­ро­га­мет­ным у дро­зо­фи­лы яв­ля­ет­ся муж­ской пол.

При скре­щи­ва­нии двух дро­зо­фил с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми в потом­стве по­явил­ся самец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми гла­за­ми. Этого самца скре­сти­ли с ро­ди­тель­ской осо­бью. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и по­лу­чен­но­го самца F1, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F2. Какая часть самок от об­ще­го числа по­том­ков во вто­ром скре­щи­ва­нии фе­но­ти­пи­че­ски сход­на с ро­ди­тель­ской сам­кой? Опре­де­ли­те их ге­но­ти­пы.

За­да­ние 28 № 20177

По­яс­не­ние.

1. Опре­де­ля­ем какие при­зна­ки до­ми­нант­ные. Т.к. скре­сти­ли ге­те­ро­зи­гот, и в потом­стве по­лу­чи­ли при­знак, ко­то­ро­го не было у ро­ди­тель­ских форм, зна­чит А - нор­маль­ные кры­лья (до­ми­нант­ный ауто­сом­ный), а - за­кру­чен­ные кры­лья (ре­цес­сив­ный ауто­сом­ный); XB - нор­маль­ные глаза, Xb - ма­лень­кие глаза.

Га­ме­ту aXbсамец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми гла­за­ми по­лу­чил от ма­те­ри; aY -от отца; от­сю­да ге­но­ти­пы ро­ди­тель­ской пары: ♀AaXBXb; ♂ AaXBY

2. P ♀ AaXBXb x ♂ AaXBY, в F1 самец aaXbY

3. Те­перь этого самца скре­щи­ва­ем с ро­ди­тель­ской сам­кой

P ♀ AaXBXb x ♂ aaXbY

G ♀ AXB; Axb; aXB; aXb

G ♂ aXb; aY

F1 AaXBXb−нор­маль­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

AaXbXb−нор­маль­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

aaXBXb−за­кру­чен­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

aaXbXb−за­кру­чен­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

AaXBY−нор­маль­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

AaXbY−нор­маль­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

aaXBY−за­кру­чен­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

aaXbY−за­кру­чен­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

4. Фе­но­ти­пи­че­ски сход­на с ро­ди­тель­ской сам­кой (с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми) 1/8 часть самок от об­ще­го числа по­том­ков F2 (12,5%)

14. Муж­чи­на, стра­да­ю­щий глу­хо­не­мо­той и даль­то­низ­мом, же­нил­ся на жен­щи­не, нор­маль­ной по зре­нию и слуху. У них ро­ди­лись глу­хо­не­мой сын с нор­маль­ным зре­ни­ем и дочь – даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ре­бен­ка от этого брака? Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка, стра­да­ю­ще­го двумя ано­ма­ли­я­ми? Даль­то­низм – ре­цес­сив­ный сцеп­лен­ный с полом при­знак, а глу­хо­не­мо­та – ре­цес­сив­ный ауто­сом­ный при­знак.

За­да­ние 28 № 20375

По­яс­не­ние.

Дано:

А – ген нор­маль­но­го слуха

a – ген глу­хо­не­мо­ты

XD – нор­маль­ное зре­ние

Xd – даль­то­низм

Мать – А?XD X? — нор­маль­ная по слуху и зре­нию

Отец – ааXdY — глу­хо­не­мой даль­то­ник

Сын – аа XDY — глу­хо­не­мой, нор­маль­ное зре­ние

Дочь – А?XdXdдаль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом

 

 

Ре­ше­ние:

Чтобы от­ве­тить на по­став­лен­ные в за­да­че во­про­сы, сле­ду­ет опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри. Рас­суж­да­ем так: глу­хо­не­мой сын по­лу­ча­ет ре­цес­сив­ные ге­но­ти­пы (а) как от отца, так и от ма­те­ри, а дочь-даль­то­ник по­лу­ча­ет ре­цес­сив­ные гены (d) как от отца, так и от ма­те­ри. Сле­до­ва­тель­но ге­но­тип ма­те­ри – АаXDXd (ге­те­ро­зи­гот­на по обоим при­зна­кам).

Ответ: а) ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ре­бен­ка – 25%; б) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обо­и­ми ано­ма­ли­я­ми – 25%.

За­ко­но­мер­но­сти: ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние; сцеп­лен­ние с полом по при­зна­ку даль­то­низм; не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком.

15. У че­ло­ве­ка гла­у­ко­ма на­сле­ду­ет­ся как ауто­сом­но-ре­цес­сив­ный при­знак (а), а син­дром Мар­фа­на, со­про­вож­да­ю­щий­ся ано­ма­ли­ей в раз­ви­тии со­еди­ни­тель­ной ткани, — как ауто­сом­но-до­ми­нант­ный при­знак (В). Гены на­хо­дят­ся в раз­ных парах ауто­сом. Один из су­пру­гов стра­да­ет гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Мар­фа­на, а вто­рой ди­ге­те­ро­зи­го­тен по дан­ным при­зна­кам. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ребёнка. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?

За­да­ние 28 № 14095

По­яс­не­ние.

По усло­вию:

А — нет гла­у­ко­мы

а — гла­у­ко­ма

В — син­дром Мар­фа­на

b — нор­маль­ное раз­ви­тие со­еди­ни­тель­ной ткани.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

♀ aabb — гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Мар­фа­на

♂AaBb — нет гла­у­ко­мы, син­дром Мар­фа­на (ди­ге­те­ро­зи­го­тен по дан­ным при­зна­кам — по усло­вию)

 

2) Путем скре­щи­ва­ния опре­де­лим воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей.

P ♀ aabb → ♂AaBb

G ♀ ab ♂AB; Ab; aB; ab

F1

ге­но­тип — фе­но­тип

AaBb — нет гла­у­ко­мы, син­дром Мар­фа­на

Aabb — нет гла­у­ко­мы, нор­маль­ное раз­ви­тие со­еди­ни­тель­ной ткани

aaBb — гла­у­ко­ма, син­дром Мар­фа­на

aabb — гла­у­ко­ма, нор­маль­ное раз­ви­тие со­еди­ни­тель­ной ткани

 

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ребёнка — 25%

 

3) Закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков (III закон Мен­де­ля) при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!