СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшие споровые растения. Мхи.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по биологии дает возможность учащимся в игровой форме изучить мхи. Урок соответсвует требованиям ФГОС ООО. 

Просмотр содержимого документа
«Высшие споровые растения. Мхи.»



Урок-исследование по биологии в 5в классе «Высшие споровые растения. Мхи»

(19.04. 2018)

  1. Организационный этап

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Добрый день, мои друзья!

Посмотрите на меня.

Посмотрите друг на друга.

Протяните соседу руку.

И скажите не тая, что все с вами мы друзья!

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.

Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Ребята, какой из этих способов вам более симпатичен? Почему? Эйнштейн говорил о природе и ее загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. 1) Это интересно 2) Это может принести пользу природе или человеку 3) Это может быть жизненно необходимо природе или человеку.

  1. Проверка домашнего задания (10 минут)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с удивительной группой симбиотических организмов – лишайники. Давайте проверим, что же вы о них уже знаете.

  1. Классификация лишайников и их характеристика (работа с картинками)

  2. Строение лишайников и симбиотические взаимоотношения (устный ответ)

  3. Тест «Лишайники» (интерактивная доска) На столах у вас листочки самоконтроля. В них ксть все вопросы и варианты ответов. Сначала вы отвечаете, а потом мы проверяем). В конце вы сами поставите себе оценки за работу.

  1. Объяснение нового материала

  1. Актуализация знаний

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое. Например, природу другой планеты. А вы верите в инопланетян? (Слайд 3)Давайте на 40 минут урока превратимся в инопланетян, прилетевших на Землю с целью изучить живые организмы Земли и отвезти их на новую планету Абио (безжизненный), которую они решили заселить самыми интересными и полезными видами существ с других планет. О каких царствах живых организмах, обитающих на планете земля, нам, инопланетянам уже известно? (Инопланетяне уже много знают о бактериях, грибах и растениях).

Теперь вам предстоит работа в парах. В течение двух минут решить, какие виды грибов нужно переправить на Абио, а какие нет и почему. Общее совещание утвердит выбранные экземпляры. На столах у вас листочки для самоконтроля – ставьте себе «+» за каждый верный ответ и «-» за неверный. (работа в группах, обсуждение результатов). (работа 2 минуты)

Итак через 5 минут образцы грибов отправятся на Абио. Поздравляю вас, коллеги.

Но на планете невозможна жизнь без растений. Почему? (они выделяют кислород)

На какие 2 группы по строению делятся все растения? (высшие и низшие)

Чем отличаются высшие и низшие растения?

- унизших:

  • тело – слоевище;

  • Нет органов и тканей

  • Бывают одноклеточные и многоклеточные.

- у высших

  • Многоклеточные организмы

  • Есть органы и ткани

Какие низшие растения на планете Земля мы уже изучили? (водоросли)

А теперь обсудите, какие водоросли нам пригодятся для заселения на планету? (работа в парах 2 минуты)

Молодцы. Образцы водорослей уже готовятся для отправки на планету Абио. Вы хорошо поработали.


2. Постановка проблемы.

Но, нашими исследователями была обнаружена еще одна группа растений, которые часто встречаются на планете Земля. Посмотрите (видеоролик про мхи)

Что это за растения, как вы думаете? (Это мхи)

На доске появляется тема урока

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии. (запись в тетради)

А что мы должны изучить о мхах, чтобы выяснить, какие из них нужны нам на нашей планете?

(строение, процессы жизнедеятельности, среда обитания, представители, значение).

На доске появляются цели урока

Молодцы, мы поставили перед собой цели и сегодня постараемся найти на них ответ.

Наши исследователи выяснили, что на планете Земля существует 2 группы мхов: печеночные и листостебельные.

Печеночные мхи

Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. К печёночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или уплощённый побег с листьями.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвлённого слоевища. При хорошем освещении риччия очень быстро разрастается, образуя подушки на поверхности воды.

Но листостебельные мхи заинтересовали наших исследователей в большей степени. Но где же мы будем искать мхи? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике.

Совершенно верно, мхи очень любят воду. Они встречаются повсеместно, где есть влага и даже на камнях. Но больше всего мхов в лесу. Вот туда мы с вами и отправимся.

Наши собратья повстречали в лесу старичка-лесовичка и спросили у него, какой из мхов можно было бы заселить на Абио? А он на вопрос ответил загадкой

У меня в лесу очень распространены два вида мха. Но только один из них я считаю хранителем лесных речек, а значит, и леса. Ответьте: какой же мох я люблю больше и почему?

Вот нам и предстоит выяснить, что это мхи и о каком их них он ведет речь.

3. Изучение нового материала.

Чтобы это сделать, давайте сначала выясним, о каких мхах идет речь и почему их называют листостебельные. Наши исследователи достали образцы этих мхов, чтобы мы с вами смогли их изучить. Посмотрите внимательно на гербарии, которые лежат у вас на столах. Скажите, какие мхи мы сегодня должны с вами изучить? ( кукушкин лен и мох сфагнум) Чтобы выяснить особенности внешнего строения этих растений, у вас на столах есть инструкционные карты и дополнительный материал на компьютерах. Время работы у нас ограничено. У вас 10 минут, чтобы выполнить все задания.

Лабораторная работа №1

Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений.

Цель: Найти признаки более высокой организации мхов по сравнению с водорослями. Оборудование: Экземпляры кукушкиного льна, сфагнума, лупа. Ход работы. 1. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на: -особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый) -строение листьев (узкие, более широкие) -Окраска (ярко зеленая или бледно-зеленая). 2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды. 3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами. Раскройте значение спор в жизни мхов. Обратите внимание на особенности строения коробочки (вытянутая или округлая) 4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля. 5. Заполните сравнительную таблицу по форме. Подпишите органы мхов.

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

не ветвистые

ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Где растет

В лесу

На болоте

6. Почему мхи – это высшие споровые растения? Сделайте вывод.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. На картинке изображено строение мха кукушкин лен. Какие же органы есть у него? (работа с интерактивной доской)

А теперь проверим заполнение вашей таблицы. (работа с интерактивной доской)

У обоих мхов мы обнаружили коробочки со спорами. Зачем нужны споры? (размножение)

Совершенно верно. У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках этих растений размещаются половые органы, в которых развиваются либо подвижные сперматозоиды – мужские половые клетки, либо яйцеклетки – женские половые клетки. Чтобы произошло слияние этих клеток необходима вода. Что образуется после слияния гамет? (зигота). Из зиготы на женских растениях образуются коробочки на ножках, в которых созревают споры. Споры высыпаются и прорастают, образуя новые растения мха. У сфагнума такой же процесс. Только растения у них обоеполые.

Так почему же мхи – это высшие споровые растения? (у них есть органы и ткани и размножаются спорами). Молодцы!

Мы изучили с вами особенности внешнего строения мхов, но можем ли мы дать ответ на загадку старичка-лесовичка?

У меня в лесу очень распространены два вида мха. Но только один из них я считаю хранителем лесных речек, а значит, и леса. Ответьте: какой же мох я люблю больше и почему?

Пока нет. Может вся тайна в листьях? У вас на столах есть инструкция, следуя ей, вы сможете заглянуть во внутрь мхов.

(на доске рисунки внутреннего строения листьев мхов)


Лабораторная работа №2

Тема: «Изучение внутреннего строения листьев мхов кукушкин лен и сфагнум»

Цель: сравнить внутреннее строение листьев мхов кукушкин лен и сфагнум»

Ход работы.

    1. Подготовьте микроскоп к работе.

    2. Возьмите предметное стекло и поместите на него капельку воды с помощью пипетки.

    3. Пинцетом аккуратно отщепите лист мха сфагнума и поместите в капельку воды.

    4. Изучите внутреннее строение. Рассмотрите много слоев клеток с хлорофиллом в листе кукушкина льна. Он имеет сложное строение. Рассмотрите слой клеток листа сфагнума, состоящих из 2 видов: воздухоносных и клеток с хлоропластами.


Строение листа кукушкина льна









Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

5. Сделайте вывод: каково значение воздухоносных клеток сфагнума используя учебник (стр. 109-110)

Сколь видов клеток в листе сфагнума? (2вида: воздухоносные и клетки с хлорофиллом)

Сколько клеток в листе кукушкина льна? (много слоев клеток, заполненных хлорофиллом)

Какой же вывод мы с вами можем сделать, изучив внутреннее строение листьев мхов?

Молодцы, а теперь после плодотворной работы давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для наших глаз, которые очень устали после работы с микроскопами.

(физминутка для глаз)

Может быть теперь мы сможем отгадать загадку старичка- лесовичка?

У меня в лесу очень распространены два вида мха. Но только один из них я считаю хранителем лесных речек, а значит, и леса. Ответьте: какой же мох я люблю больше и почему?

Сфагнум. Этот мох поселяется на почве и, столетиями накапливая влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес. (Демонстрация губки, напитанной водой и лежащей на краях фарфоровой чашки. Под губкой всегда будет вода. Если чашка переполнится водой, то потечет из болота ручеек, а ручейки соберутся в реки)

Но все ли свойства мхов мы с вами изучили? В этом вопросе нам поможет Никитцева Анна. Она подробно изучила мхи и сейчас представит нашему вниманию свою проектную работу по теме: «Значение мхов»

(проект)

Так какой же мох мы возьмем с собой на нашу планету? (сфагнум). Молодцы.


  1. Закрепление. (3 минуты)

Для закрепления материала предлагается тест. Из предложенных ответов выбрать правильный и занести его в таблицу.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?

А) бриология;

Б) эмбриология;

В) систематика

2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?

А) ризоиды;

Б) листья;

В) корни;

Г) стебель.

3. Как происходит размножение мхов?

А) семенами;

Б) с помощью спор;

В) корневищем.

4. Какое условие окружающей среды необходимо для размножения мхов?

А) вода;

Б) высокая температура;

В) низкое атмосферное давление.

5. Какой мох служит источником образования торфа?

А) сфагновый мох;

Б) кукушкин лён;

В) риччия.

6. При каком условии прекращается рост сфагнума?

А) при недостатке влаги;

Б) при переизбытке влаги;

В) при недостатке солнечного света.

Ответы

1

2

3

4

5

6

а

в

б

а

а

а

Рефлексия.

Учитель.

Итак, пора подвести итог нашей работы.

Вернёмся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? (высказывание на доске)

Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

Достигнуты ли цели исследования? Попробуй устно оценить работу групп. Каковы общие впечатления от нашей совместной работы?

Поставьте себе оценки за работу в пятибалльной системе, и сдать листы самооценки с таблицами сравнительной характеристики мхов.











Лист самооценки ____________________________________

  1. Тестовая работа. Оценка ___________

  2. Лабораторная работа (поставь знак «+» в той колонке, которая полностью отображает твою работу. В графе «Оценка» поставь себе оценку от 2 до 5 в зависимости от твоей активности)

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

 

 

 

2

Выбрать самое основное для таблицы

 

 

 

3

Оформить работу

 

 

 

 Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 


Инструкционная карта по теме: «Мхи»

Бриология – наука о мхах

Гаметофит – половое поколение

Спорофит – бесполое поколение

Сперматозоид – мужская половая клетка

Яйцеклетка – женская половая клетка

Зигота – клетка после слияния гамет

Л абораторная работа « Строение мхов». 1. _____________ 2. ______________ 3. _________________ 4. _________________

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли



Листья



Наличие ризоидов



Коробочка



Окраска растения



Где растет



Наличие воздушных клеток



Количество накапливаемой влаги




Вывод:


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!