СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вспоминая войну

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено трудовой доблести жителей Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны

Просмотр содержимого документа
«Вспоминая войну»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ АГРАРНЫЙ ЛИЦЕЙ»







Методическая разработка патриотическо - литературного мероприятия, посвященного 77- летию Великой Победы «Вспоминая войну... Сибирская эпопея».


Автор: Погорельцева Ольга Васильевна,

преподаватель истории и обществознания











Г. Купино

2022


Пояснительная записка

Современные исследования показывают, что молодое поколение не знает положительных героев прошлого и современности, даже своих земляков. Это приводит к размыванию моральных понятий о добре и зле, о праве человека на жизнь, о Родине, о любви и верности, о чести, о трудолюбии, ответственности, долге. Поэтому сегодня на первый план выходит проблема воспитания гражданина — патриота России.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» ставит конкретные задачи: активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, повышение качества работы в области краеведения и воспитание чувства гордости за массовые подвиги народа, воспитание гордости и уважения к героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

Данная методическая разработка приурочена к 77-летию празднования Победы над фашисткой Германией. Познавательный интерес обучающихся при подготовке к мероприятию направлен на знакомство с историей родного края, трудовой жизнью сибирского села и г.Новосибирска в трагические годы военной поры.

Цель данного мероприятия: воспитание чувства уважения к людям, совершившим трудовые подвиги во благо Отечества, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Задачи: 

Образовательная: изучение трудовой истории Великой Отечественной войны, изучение вклада сибиряков в общее дело Победы в ВОВ, показать роль личности в исторических событиях ВОВ. Пропаганда среди обучающихся лицея знаний по истории Отечества, истории региона, истории трудовой славы земляков в годы Великой Отечественной войны.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство гордости за свою страну и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, силой трудовых подвигов Героев Великой Отечественной войны воздействовать на патриотические чувства обучающихся;

Развивающая: развитие навыков работы с историческими источниками, исторической литературой, интернет- ресурсами, развитие навыков работы в команде.

Возрастной контингент обучающихся: 16-18 лет.

Место проведения : конференц –зал.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, видео и аудиозаписи.

Правила игры: в игре принимают участие несколько команд. Команды одновременно отвечают на поставленные вопросы. Ответы команд (на ответ дается одна минута) принимаются жюри на карточках, где команды их записывают. За каждое выполненное верно задание команда получает 1 балл, если команда дает развернутый устный ответ (комментирует) команда группы способна заработать до трех баллов (на усмотрение жюри).













Сценарий мероприятия «Вспоминая войну… Сибирская эпопея»

Общий девиз нашего мероприятия .

Если забыл, то сейчас вспоминай,
если не знаешь, то запоминай.


Презентация «на начало»(Звучат песни военных лет)


Преподаватель:

Слайд 2. Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

Слайд 3.Во время Великой Отечественной войны не было ни одного фронта, где бы ни сражались сибиряки. Сибирские дивизии отстояли Москву, одними из первых вошли в Берлин. Но сегодня мы с вами Вспомним не только их .Мы вспомним тех, кто был надёжным тылом, тех кто своим героическим трудом приближали Победу: нашу сибирскую глубинку, наше натруженное сибирское село, подвиг нашего родного города Новосибирска, «Города трудовой доблести и славы". В Год памяти и славы - в год 77-летия Великой Победы ему было присвоено столь почетное и достойное звание. Потому и победили, что фронт и тыл жили одним дыханием

Слайд 4. Стихотворение Самковой Нияры- приложение 1 ( читает Климов Максим)


Слайд 4( включение музыки) Ведущий 1.Сибирское село…Остались старики да женщины с детьми-подростками, на плечи которых легли все тяготы военных лет. Уборка осенью 1941 года была трудной, но в ней еще участвовали мужчины, которых призвали на фронт позже, после уборки. А в зиму девушек 17-18 лет направляют на учебу в р.п. Чистоозерное на курсы трактористов и комбайнеров.

А следующий, 1942 год, в основном ложится на плечи стариков, подростков и женщин. Слайд 5. Труженики тыла вспоминают: «Всегда спины были мокрыми от тяжелой работы. Пахали в основном на конях, быках и коровах, косили пшеницу серпом, косили лобогрейками, сидя на которой надо было быстро-быстро сбрасывать вилами тяжелую массу пшеницы. Скошенную пшеницу подносили к скирдам на носилках, и эту тяжесть высоко подавали вверх.. Коней колхозных, крепких, хороших, отправили тоже на фронт, поэтому-то все работы и делали на быках, а если их не хватало, запрягали и коров. С ранней весны и до поздней осени люди жили на пашне, домой приезжали или приходили только в субботу, чтобы в бане помыться, и то не всегда, а наутро опять на работу. Женщины, которые имели детей, хотя бы ночью, но добирались с бригады в деревню, чтобы узнать, как дела дома, видя своих детей сонными. Днем дети находились на попечении стариков и детей постарше. Детей маленьких качали в зыбках да на печи укладывали спать, оттуда по недосмотру они падали, случалось, и калеками оставались. Но, если даже дети оставались сиротами, в детдома деревня в войну детей не отдавала, помогали соседи, помогал колхоз, хотя хлебнули горя тогда все вдоволь.

Слайд 6.И голодное, натруженное, бедное сибирское село наше в войну приняло, накормило и обогрело блокадников из Ленинграда: их привезли в Купино, а затем в каждую деревню распределили по семьям колхозников. После войны многие уехали домой, в Ленинград,

Слайд 7.Ведущий 2.Люди полностью отдавали себя работе в колхозе, и даже корову подоить некому бывало, дома дети малые да (не у всех) бабушка старенькая». Вспоминали труженики тыла, как маленькую 8-летнюю Валю Фирсову соседка- хромая Усенкова Прасковья Григорьевна - водила за ручку из двора во двор, и та доила коров у соседей в 3-4 дворах сразу, т.к жалко: орут коровы на всю улицу недоеные.

Вспоминают дальше: « Подростки 10-12 лет в мае уже не учились, они пасли отары овец, телят и коров. Из них же мальчиков забирали и на полевые работы: там они боронили пахоту или в уборку были погонышами (погоныш хворостиной, кнутом погонял лошадей, сидя впереди лобогрейки). А уже подростки 13-15 лет работали как взрослые наравне с женщинами, все были на пашне, и ночевали там, а днем таскали волокуши с сеном: срубят 2-3 деревца, запрягут быков и таскают на самодельных волокушах сено к стогам, где старшие скирдуют. Подростки же работали прицепщиками и штурвальными. Обувь, если была она у кого, летом не носили, берегли, а у кого и не было вовсе, наколют ноги по стерне до крови, а работать надо дальше. Все лето ходили в основном босиком по пахоте, на сенокосе, по жнитву. «Какие ноги! Подошвы были вечно, а не ступни…»

Слайд 8. Подросткам же приходилось выполнять работу, только мужчинам прежде посильную, но мужчин в войну в селе не было, и приходилось им копать могилы, даже зимой… Так женщины и ребятишки хоронили стариков, больных, вековой обычай не прерывая. Мальчиков-подростков отправляли с повозками на станцию, если в село возвращался кто-то раненный с фронта. И воспоминаний очевидца: «Приехал я забирать раненного Чудина Григория, а мне его вынесли из вагона забинтованного, скрючившегося от боли, везти было страшно»,- вспоминает один из них.

Весной на пахоте мальчишки были погонщиками на лошадях. Три лошади тянули ручной плуг, женщины напрягались за плугом, а дети погоняют лошадь – так со слезами от натуги и вспахивалась в ту годину земля. Но ни одно поле не заросло травой – все выдержали! Пахали и на коровах колхозных, а случалось, что и на своих.

Зимой работы на пашне тоже хватало. Каждый день собирались, садились на бричку и ехали на снегозадержание или молотить зерно. Люди вспоминали, что в войну в околках и в поле было страшно из-за волков: в одну из военных зим их было так много, что волки делали набеги на деревню, и люди даже овец забирали в избы – боялись, что волки их задерут. Со страхом слушали ночами волчий вой в деревне: волки забирались на крыши домов, занесенные снегом, садились около печных труб и выли.

Ведущий 1… На работы брали торбочку с едой: картошки в мундирах, хлебушка, капусты - кто что смог вырастить, вот и весь обед. Молоко редкостью было, а если и было, то оставляли его малым детям. Так и питались все тяжелое время: картошка (в неурожайные лета рады были и кожуре, запеченной в печи), лебеда, крапива, отруби, полевой лук. Но помногу (в бочках) солили грибов, огурцов, капусты, в колхозе понемногу давали растительное масло, главное, чтобы была картошка, и тогда были сыты. Из картошки была основная еда: ее добавляли в опару, когда пекли хлеб, из нее делали разную снедь (стряпню): оладушки, картоплянники, лепешки, галушки. Поэтому каждая семья закладывала большой огород под картошку (по 0,5 – 1 га), но как же тяжело она доставалась семьям: вскапывали землю чаще всего лопатами (многодетные семьи старались сами справиться, а другие по-соседски шли в «помочь» друг другу). Даже если пахали на корове или быке, пока вспахивали-перекапывали огород, какие мученья переносили и люди, и животные…».

Слайд 9. Еще воспоминания: «Зерно возили в Купино и в Баган на элеватор на лошадях, на коровах, на быках, колхозных и своих. А там нужно было зерно провеять и на помост высыпать - а какие силы у детей да полуголодных женщин…Но все делали, с ног валились, но не жаловались… Не знали, что надеть на себя и обуть, и полуголые шли на работу («ноги в стареньких калошах примерзали к подошве, пока бегу на ферму», «старую юбку замотало в барабан веялки, осталась голая – под юбку-то нечего было надеть - сняла с себя рядом женщина кофтенку, обмотала меня», «девчонке, мне на поле идти, полынь полоть, не в чем – мама и бригадир т.Мария Дзюба надели на меня домотканый половичок, дырку для головы вырезали, а бока тряпки нитками зашили» - и таких историй предостаточно у каждого, чьи детство и юность, сама жизнь пришлись на войну).

Но забота о фронте, о своих мужьях, отцах и детях придавала силы. Главное, что помнят из этого времени: в людях такая совесть открылась, и в такие суровые дни они оставались людьми, делились последней крошкой с односельчанами. Никто не думал о себе, не жалели себя, не жаловались.

Женщины военных лет вспоминали и это: «Но не только зерно, молоко и мясо отправляли на фронт. Летом сеяли табак, сушили, мельчили его и вместе с самошитыми кисетами от школьниц с вышивкой «Бойцу Красной армии» отправляли на фронт. Женщины, поголовно сами и дети все разутые, зимой пряли шерсть, которую давали из колхоза и вязали из нее тёплые вещи: носки, шарфы, рукавицы – тоже все на фронт, Сушили в печах после хлеба мелко нарезанную картошку, сухари. Затем всё это сносили в сельский совет, а там упаковывали посылки и отправляли их на фронт по адресу «Действующая армия». Кто получит эти посылки, женщины не знали, но знали, что какой-нибудь солдатик наденет их вещи, заботливо сделанные их руками, в передышке между боями закурит в окопе табак, выращенный ими. От этого радостно на душе становилось у тех, кто отправлял посылки далеко на фронт».

Слайд 10.М.Исаковский « Русской женщине…»- приложение 2( читает Матросова Настя)

Слайд 11. Преподаватель. Сегодня мы с вами ради героев труда и вместе с ними совершим марш – поход по трудовым дорогам Великой Отечественной войны, событиям, в которых отличились наши с вами земляки. А для того чтобы наш марш- поход был интересным, мы проведем его в духе соревнования между несколькими командами.

Орг момент. Слайд12.(представление жюри Геращенко С.А-зам директора поУР, Блахова Р.С- УВР, преподаватель ОБЖ Иващенко Ю.Л–слайд визитная карточка,

Слайд 13 Правила нашего познавательного похода просты- ответы команд (на ответ дается одна минута) принимаются жюри на карточках, где команды их записывают. За каждое выполненное верно задание команда получает 1 балл, если команда дает развернутый устный ответ (комментирует) команда группы способна заработать до трех баллов ( на усмотрение жюри). Итак, мы начинаем.

Слайд14.1.Внимание .вопрос. О каком народе ,депортированном в годы войны ведет речь в своей автобиографической повести «Берёзовая ёлка» (1977), вошедшей в трилогию «Светозары» сибирский писатель из села Новоключи Купинского района. Петр Павлович Дедов: Слайд 15. «В деревню привезли в крещенские морозы, то есть во второй половине января, и ребята увидели, как «шубы на возах зашевелились, из огромных мохнатых воротников стали то там, то здесь возникать лица — круглые, узкоглазые, с приплюснутыми носами. А по цвету желтые. Словом, обличьем эти неведомые люди напоминали казахов, которые испокон веков жили в нашей деревне, благо, район граничил с Казахстаном». Занимались животноводством, пасли и ухаживали за скотом. В годы войны жили крайне тяжело. «Когда их привезли в село, им совсем нечего было есть и они ловили сусликов и хомяков. Зимой замерзали, так как объездчики строго следили, чтобы они не заготавливали дрова. Приходилось топить печи кизяком, соломой и камышом».

Слайд 16Правильный ответ: калмыки

Комментарий. 28 декабря 1943 года является трагической датой для калмыцкого народа. В этот день вышло постановление «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», которое устанавливало порядок выселения целого этноса в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Калмыки были названы «врагами народа» и незаконно депортированы.

  Немало депортированных нашли принудительную прописку в Купинском районе. Тяжела была жизнь в краях, где все местные знали, что приехали калмыки – «враги народа».Незаслуженно обвиненные в пособничестве фашистам, переселенные в суровую Сибирь, получившие клеймо врагов народа…

  Как смогли эти люди выжить и не озлобиться после пережитого? Ответ очевиден: им протянули руку помощи наши земляки – сибиряки.

  В память о том непростом времени в Калмыкии, городе Элисте, на кургане установлен монумент «Исход и возвращение». У подножия кургана находится железнодорожный вагон, на котором перевозили калмыков в Сибирь. Вагон стоит на рельсах, в конце которых находится мемориальная табличка с отрывком из стихотворения Давида Кугультинова: «Я знал, что мой народ в лесах Сибири нашёл друзей и вновь душой окреп средь лучших русских, средь щедрейших в мире, деливших с нами и судьбу, и хлеб».

2. Слайд 17.Внимание , вопрос.Каким ценным подарком была награждена за трудовые свои успехи, в том числе и в военные годы свинарка колхоза имени Буденного с Рождественки Мария Лукьяновна Гладченко?

Слайд 18.Правильный ответ: машина «Победа»

Комментарий: Мария Гладченко за 33 года работы шесть раз участвовала в ВСХВ, была награждена 2 золотыми медалями. Ей удавалось получить по 28 поросят от каждой свиноматки в течение года, а также 1,3 тонны мяса.

3 Слайд 19..В конце ноября в Новосибирск из Одессы приходит состав с оборудованием кондитерской фабрики имени Розы Люксембург. Строительство шоколадной фабрики было стратегическим. Внимание ,вопрос Для кого выпускала свою продукцию шоколадная фабрика в годы войны? Назовите ее современное название?

Слайд 20. Правильный ответ.Она выпускала шоколад для военных лётчиков и моряков. Сейчас эта шоколадная фабрика называется «Новосибирская».

Комментарий. Шоколад входил в их рацион питания из-за своих энергетических свойств, которые способствуют восстановлению сил. Многие, наверное, ели ее шоколадные конфеты, но не знали, что поначалу это была военная кондитерская фабрика из Одессы.

Слайд 21.Отрывок из поэмы Твардовского «Василий Теркин»-приложение 3 ( читают Купин .Д, Резникова Д, Деев Д,Евсюков К,Солодухин В)

Слайд 22.4.На хранение в Новосибирск привезли в годы войны тысячи музейных экспонатов из государственных музеев Москвы, Ленинграда, Смоленска, Новгорода, Севастополя и других городов. Специализированный военный эшелон доставил в Новосибирск 12 000 картин и скульптур из Государственной Третьяковской галереи. Огромные ящики ввозили на лошадях в здание течение месяца. Ящики с наиболее ценными картинами (Рембрандт, Боттичелли, Рубенс, Суриков, Репин, Айвазовский, Тропинин, Шишкин, Левитан) и предметами из Янтарной комнаты для защиты были обиты цинком.

Внимание, вопрос . В каком здании хранились ценные экспонаты?

Слайд 23.Правильный ответ. В еще недостроенном здании театра оперы и балета.

Комментарий. В театре не было нужных условий для хранения музейных ценностей. Их создавали из подручных материалов. Например, для поддержания необходимой влажности ставили вёдра с водой, развешивали мокрые простыни. А для поддержания необходимой температуры Министерство обороны распорядилось ежедневно выделять вагон угля для отопления оперного театра.

Слайд 24.5. 179 завод Наркомата боеприпасов в годы войны становится самым крупным предприятием страны, производящим в огромных количествах артиллерийские снаряды, мины, торпеды, патроны, взрывчатку. Передовые рабочие завода модернизировали станки и производили продукции во много десятков раз выше нормы.

Внимание, вопрос. Назовите современное название завода

Слайд 25.Правильный ответ: Завод «Сибсельмаш»

Комментарий. На обанкротившемся ныне «Сибсельмаше» в годы войны был произведен каждый третий снаряд для фронта.

Слайд 26.6.Внимание,вопрос.Назовите героя , участника Великой Отечественной войны из Купинского района, волею судьбы, оборонявшего два тракторных завода –Сталинградский и Харьковский.

Слайд 27.Правильный ответ. Николай Ильич Смородин, уроженец с.Дружинино Купинского района

Комментарий. Входил в отряд 57 бессмертных, оборонявших Сталинградский тракторный завод, из которых в живых осталось только трое. В честь него была переименована улица Сенная 7 мая 1969 на улицу Смородина. Вернулся в родное село на протезах, передвигался плохо. После войны проживал в Чаинке.Стойкий , самоотверженный парень не смог оставаться дома- отремонтировал поломанную ржавую жатку, выдавал на ней по две нормы, некоторое время работал трактористом

Слайд 28.7.Внимание вопрос. Кто-то из представительниц слабого пола в военные годы встал у штурвала мощнейших предприятий? И что это за предприятия?

Слайд29.Правильный ответ: — Мария Кострикина, возглавила колхоз «Путь Сталина», а Евдокия Слуева — колхоз имени Буденного.

Слайд 30. 8.Внимание, вопрос. Кто автор мемориального комплекса «Героям фронта и тыла» ул. Советов, Привокзальная площадь. Когда он был открыт?

Слайд 31.Правильный ответ .Автор – скульптор Назаров А.И. Открыт 7 ноября 1978 г.

Комментарий. Мемориальный комплекс, представленный скульптурной группой «Герои фронта и тыла» и памятной стеной с именами 5508 воинов земляков, павших в годы Великой Отечественной войны, возведен по проекту новосибирского скульптора Назарова А.И. Первый камень мемориала заложен 9 мая 1975 г. В 2004 году проведены реставрационные работы под руководством скульптора Филоненко В.С. – были восстановлены утраченные металлические плиты с именами павших воинов.

Слайд32.Стихотворение «Я убит подо Ржевом»-приложение 4 (читает Купин Д)

Слайд 33.9.В феврале 2005 года при выполнении ремонтных работ храма евангелиста Луки, строители разобрали старую кровлю и увидели купол храма, а на нём фамилии с инициалами. Надпись, датированная 1943 годом, указывает, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагалась

Внимание, вопрос. Что располагалось в данном храме?

Слайд 34. Правильный ответ. Авиамоторная школа.

Комментарий Несмотря на прошедшие 66лет некоторые фамилии можно было ещё разобрать. Из сохранившихся 14 фамилий полностью можно было прочесть только 10: Пилипко Г.Н., Кандрашин П.С., Шидловский Б. М., Мыльников Б., Пивень Н., Плотников, Виноградов И., Идельман А., Фролов А., Чирков В.

Слайд 35.10)В годы войны машинистом инструктором ДЕПО станции Купино работал выдающийся человек. По воспоминаниям товарищей, его отличало большое трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность и доброе отношение к людям. За истинный героической труд по вождению тяжеловесных составов в годы войны и после военное время безаварийную работу, экономию денежных средств на ремонте паровоза многократно поощрялся различными наградами. За свою безупречную работу Указом от 1.08.1959 г был, награжден званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. Внимание, вопрос. О каком человеке идет речь?

Слайд 36. Правильный ответ. Александр Дорофеевич Парфенов

Слайд 37.11.В Новосибирске в годы войны на одном из заводов был произведен каждый третий истребитель в стране, всего 15 тысяч машин, выпускали до 33 самолетов в день – целый авиаполк! О каком заводе идет речь?

Слайд 38.Правильный ответ : завод им. Чкалова.

Слайд 39.12.До войны его называли» лучшим комбайнером Западной Сибири». Но в годы Великой Отечественной войны его фронтом– стало хлебное поле. «Хлеб - такое же оружие, как танки или бомбы. Без хлеба не может быть Победы. "Каждый собранный колос - удар по врагу»Эти слова принадлежат трактористу колхоза "Путь крестьянина " в селе Павловка Чистоозерного района ,выступившему с инициативой сбора сверхнормативного “Эшелона Победы" с хлебом для нужд фронта. За это он в 1942 г. был награждён высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Внимание вопрос, назовите имя этого человека –легенды.

Слайд 40.Правильный ответ. Иван Акимович Многолетний.

Комментарий. Еще до войны в октябре 1937 г. сузунская районная газета писала: "В Караканскую МТС прибыл из Чистоозёрного района лучший комбайнер Западной Сибири орденоносец Многолетний Иван Акимович со своими помощниками Игнатом Лютиком, Петром Небылицей и Павлом Черемных. На сцепе двух "Сталинцев"- С-65” они приступили к уборке урожая в колхозе Артамоновского сельсовета. За четыре дня они сцепом двух комбайнов убрали 220 гектаров, тем самым вывели колхоз из прорыва.

В 1936 г. И.А. Многолетнего по решению областного пленума переводят работать в Новосибирск заместителем председателя облисполкома. Но тоска по земле не оставляла Ивана Акимовича, и через год, отказавшись от высокой и почётной должности, он возвращается в род­ное хозяйство.

И уже в том же 1939 году новый трудовой подвиг: "тов. И.А. Многолетний впервые в нашей области работал на сцепе трёх комбайнов и убрал ими 3.004 гектаров”, - написано в книге "Большевики переделывают Сибирь”, изданной Новосибирским издательством в 1940 году.Сразу три комбайна! Такого ещё никто никогда не делал. Результат - Большая Золотая медаль ВДНХ за новаторский опыт земледелия .Его фотографии обошли газеты всего Советского Союза.

Слайд 41.13.Новосибирская область занимает третье место по количеству немцев среди всех регионов России. Здесь живет 30924 немца. Несмотря на то, что немцы — второй по количеству народ, населяющий область, своих районов у них нет, население раздроблено, Почти треть немецкого населения проживает в Новосибирске. Среди районов области по количеству немцев лидируют Баганский( (15 % населения района).

Внимание, вопрос. О каком трагическом событии истории, произошедшем в начале Великой Отечественной войны говорит данный факт, ведь немцы не являлись коренным населением Сибири.

Слайд 42.Правильный ответ: депортация немцев с Поволжья в августе 1941 года.

Более 400 тысяч немцев Поволжья было в считанные дни вывезено на восток. 

Комментарий. В степи Поволжья на дне высохшего моря в краю многовековых курганов, стерегущих опаленные огнем кости и мечи сарматов и позднее пришедших гуннов, выходцы из Германии и Соединенной Европы создали компактные поселения.
Автономия советских немцев была оформлена по инициативе В.И. Ленина 19 октября 1918 года. После ряда изменений в 1924 году она получила статус автономной республики, а в 1936 году напрямую вошла в состав РСФСР.

Уже в 1935 году, после ухудшения отношений между СССР и Германией, многие жители АССР НП подверглись репрессиям. По приказу руководства НКВД в 1937 году были арестованы все немцы, трудившиеся на объектах военной промышленности, а служивших в Советской армии офицеров просто уволили.

После начала войны автономная республика была ликвидирована решением властей СССР, вынужденных защищаться от фашистской агрессии. 28 августа 1941 года был принят указ советского правительства «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Лишь по причине своей этнической принадлежности в Казахстан, Сибирь и республики Средней Азии были насильственно депортированы порядка 440 тысяч человек. Потомки переселенцев из Германии, прибывших в Россию еще в екатерининскую эпоху, столкнулись с негативным отношением к ним со стороны миллионов жителей СССР, потерявших на войне своих родных.

Понадобилось долгих 23 года, чтобы в пресловутый Указ 1941 года внести давно напрашивающиеся изменения. Указ Президиума Верховного Совета СССР, который так и назывался: «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» №2820 от 29 августа 1964 года, стыдливо опубликованный несколько месяцев спустя лишь в «Ведомостях Верховного Совета СССР» был неожиданно для такого серьезного документа «цветист» и многословен: «В Указе Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в отношении больших групп немцев – советских граждан были выдвинуты обвинения в активной помощи и пособничестве немецко-фашистским захватчикам.
Жизнь показала, что эти огульные обвинения были неосновательны и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина. В действительности в годы Великой Отечественной войны подавляющее большинство немецкого населения вместе со всем советским народом своим трудом способствовало победе Советского Союза над фашистской Германией, а в послевоенные годы активно участвует в строительстве.

Слайд 43.14. Открытие Мемориала труженикам тыла в городе Карасук состоялось 7 мая 2015 г. Мемориал освещает две важные темы истории нашей страны и посвящён труженикам тыла времен Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и периода освоения целинных и залежных земель 1954 - 1965 гг

Внимание , вопрос. Какие механические приспособления и транспортные средства представлены на мемориале .Перечислить их.

Слайд 44.Правильный ответ: конный плуг, косилка, конные поперечные грабли.Вагон-теплушка, предназначенный для перевозки людей в годы войны, комбайн «Сталинец-6» ,трактор ДТ-54 и грузовой автомобиль ГАЗ-51.

Слайд 45.Стихотворение В.Высоцкий «Он вчера не вернулся из боя»( читает Койбасов Иван)

Слайд 46.15. Внимание , вопрос. В военные годы Новосибирск стал также центром музыкальной культуры Сибири. Назовите имена композиторов , эвакуированных в Новосибирск в годы войны.

Слайд47.В военные годы Новосибирск стал также центром музыкальной культуры Сибири. В сентябре 1941 года в город прибыла Ленинградская филармония, были эвакуированы композиторы Матвей БлантерГеоргий Свиридов, Оскар Фельцман, дирижеры Евгений МравинскийТомас Зандерлинг, музыковеды Иван СоллертинскийЮлиан ВайнкопМихаил Друскин и другие. В январе 1942 года было создано Сибирское отделение Союза композиторов.

Слайд 48.Музыкальное задание ( задание –сюрприз) За такое активное участие в музыкальном задании получаете 3 балла(«Нам нужна одна Победа»)

Слайд 49.16. Внимание , вопрос. Какие мужские профессии в нашей области освоили женщины в годы Великой Отечественной войны?

Слайд 50.Правильный ответ. В военные годы женщины освоили все мужские профессии и стали трактористами, плугарями. Наш район гордится женщинами – героинями труда: трактористками: Марией Великой, Софьей Стукан, Надеждой Лаписовой из Новосельской МТС; плугарями: Марией Колбасенко, Анастасией Коченёвой, Варварой Филатовой;

Житель деревни Дружинино Емельян Игнатьевич Паршенко также собрал с помощью родственников деньги на постройку боевого самолёта. Паршенко Емельян Игнатьевич за самоотверженный труд и за успешное руководство колхозом был награждён орденом Ленина. До 1959 года он более 20 лет возглавлял колхоз: «Новая жизнь» в родном селе Дружинино.

Стихотворение «Я-ватник» ( приложение 7, читает Евсюков .К)













Приложение 2

Вам, старожилы, помнятся всегда

Полуголодные и злые лихолетья,

Когда на плечи их легла беда,

Багрянцем, обозначившим столетие.

Разрывы бомб, сирот голодных рты,

Промѐрзлая картошка, как награда.

Солдаты раненые, вата и бинты

И непосильный труд, и слово «НАДО!»

Вся молодость отравлена войной

Потери все ничем неизмеримы.

И совершая подвиг трудовой,

Вы доказали, что непобедимы.

Взяв похоронку – прямо на поля,

Слезами, поливали землю нашу,

И ноги – в кровь, и руки – в волдырях,

И жижа на дороге жуткой кашей.

Воспоминаний мрачная гряда,

Победною историей осталась.

Надолго вам запомнилась беда,

Кровавою строкой в века вписалась.

Но отряхнув осколки, прах войны,

Слезами, потом землю поливая,

Трудились, поднимая дух страны,

Давая ей большие урожаи.

И только вечерами, у окна,

Уставшие глаза зальѐт слезою.

Вы вспомните, что сделала война

Что вам виски покрыла сединою

. Что не вернутся с боя сыновья,

Что хлеб от слѐз солонее и горше,

Что бомбами усеяна земля,

Но хлеба нужно дать как можно больше.

Ложась полуголодными в постель,

Вы письма перечтѐте, засыпая.

А в окна загулявшая метель

Рыдает, память с нами воскрешая

































Приложение 2



Михаил Исаковский

Русской женщине



…Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все — без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе — волей-неволей —
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.

Рубила, возила, копала —
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…





















  • Александр Твардовский

Приложение 3

Василий Теркин

Смерть и воин

За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
— Ну, солдат, пойдем со мной.

Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
— Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.

Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
— Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой да не жилец.

Моего не бойся мрака,
Ночь, поверь, не хуже дня...
— А чего тебе, однако,
Нужно лично от меня?

И со Смертью Человеку
Спорить стало свыше сил.
Истекал уже он кровью,
Коченел. Спускалась ночь...

— При одном моем условье,
Смерть, послушай... я не прочь...

— Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?

И как выйдут на крылечко,—
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
— Нет. Не дам...

Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.

— Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

Снег шуршит, подходят двое.
Об лопату звякнул лом.

— Вот еще остался воин.
К ночи всех не уберем.

И тут, хоть слабо,
Подал Теркин голос свой:
— Прогоните эту бабу,
Я солдат еще живой.

Смотрят люди: вот так штука!
Видят: верно,— жив солдат.

— Что ты думаешь!
— А ну-ка,
Понесем его в санбат.

...

— Не толкуй. Заждался малый.
Вырубай шинель во льду.
Поднимай.

А Смерть сказала:
— Я, однако, вслед пойду.

И подумала впервые
Смерть, следя со стороны:
До чего они, живые,
Меж собой свои — дружны.
Потому и с одиночкой
Сладить надобно суметь,
Нехотя даешь отсрочку.

И, вздохнув, отстала Смерть.







Приложение 4

Александр Твардовский
Я убит подо Ржевом



Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,—
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.

Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.

Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?

В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?

Ах, своя ли. чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу? Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне С честью дальше служить







































Приложение 5

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалось — будто из плена весна, —
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.











Приложение 6


Булат Окуджава

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Припев;
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.

Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Припев.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела...
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!









































Приложение 7

Андрей Лукин. Я -ватник


…Я ватник, я угрюмый колорад.

Моя любовь к стране необъяснима.

Я русский. Я татарин. Я бурят.

Я злой на вид, но вежливый солдат.

Я в том перед Европой виноват,

Что рад безмерно возвращенью Крыма.

Я вспоминаю крымскую весну,

И мне не стыдно за мою страну.

 

Я ватник, я упёртый патриот.

Я до последних дней сержант запаса.

Я разделённый натрое народ.

Во мне стучит и сердце в клочья рвёт

Горячий пепел русского Донбасса.

Когда Одесса корчилась в огне,

Она, сгорая, корчилась во мне.

 

Я ватник и меня не изменить.

Я ни наград, ни званий не имею.

Я, может быть, и не умею жить,

Но я умею Родину любить,

А предавать и хаять не умею.

И даже в самом сумрачном бреду

В одном ряду с фашистом не пойду.

 

Я ватник. Пусть меня не признают

Все те, кто рушит наши монументы.

Я праздник!

Я торжественный салют!

Я почести, что павшим отдают.

Я трепет на ветру гвардейской ленты.

Я в День Победы плакать не стыжусь.

Я не забыл!

Я помню!

Я горжусь!








Список использованных источников



1.Материалы краеведческого музея с. Рождественка Новосибирской области

2.https://elista.bezformata.com/listnews/samie-kreshenskie-morozi-mnogo/71909578/

3.https://poembook.ru/poem/251830

4.https://stihi.ru/avtor/bionas

5. https://www.culture.ru/poems/36495/russkoi-zhenshine

6. https://nsknews.info/materials/istoriya-novosibirskoy-shokoladki-kakao-vmesto-pushek-i-spasenie-pokryshkina-163889/

7. https://www.culture.ru/poems/51514/vasilii-terkin

8.https://kupinomuseum.ru/kalmyki-kupinskogo-rajona/

9.https://nsknews.info/materials/istoriya-novosibirskoy-shokoladki-kakao-vmesto-pushek-i-spasenie-pokryshkina-163889

10.http://bazhov.libnsk.su/9-dney-maya_1_6/

11. http://bsk.nios.ru/content/gody-voyny-novosibirsk-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-tyl

12. http://kupino-lib.nsk.muzkult.ru/smorodin 13.http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=1168

14. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13148

15. https://tass.ru/obschestvo/3241148

16. http://kraeved.ngonb.ru/node/5749

17. https://turizm.nso.ru/ru/page/369

18. https://moi-goda.ru/nasha-istoriya/sibir-sibir-zdes-nemtsi-prozhivaiut

19. http://bsk.nios.ru/content/ot-serdca-k-serdcu-muzykalnaya-kultura-novosibirska
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!