СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостинная: «Стихи, опалённые войной»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аркалыкский район

 Акбулакская основная школа

учитель русского языка и литературы

Уразалиева Роза Сагингалиевна

 

Цель  мероприятия:  обзор  поэзии  времён Великой  Отечественной

                                         войны,  воспитание патриотических чувств, разви-

                                        тие у учащихся способностей эстетического восприя-

                                       тия , оценки произведений о войне и явлений, отра-

                                      женных в них

                                       Х О Д   М Е ОР О П Р И Я Т И Я Звучит мелодия «День Победы»

 

Ведущий:

         Добрый день, уважаемые дети, учителя, гости литературной гостиной! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем о  войне, о тех , кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя  мира и свободы.

    Вот уже  70 лет прошло со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа – труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в  строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература – это не только зеркало жизни, это сама жизнь.

 Ведущий:

                   Самый светлый, самый летний день в саду,

                   Самый длинный день двадцать второе

                   Спали дети, зрели яблоки в саду….

                   Вспоминаем , вспоминаем это…

Ведущий:

                    Вспоминаем эту ночь и этот час

                   Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

                  Сквозь повязки неумелые сочась,

                  Кровь народа заалела в том июне.

-   звучит песня «Тучи  в голубом» -  пары танцуют  вальс под  эту  музыку,.

  вдруг звучит  голос Левитана ( сообщение  о начале войны)- слайды

Ведущий:

                  Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

                   Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

                  Разве для смерти рождаются дети, Родина?

                 Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

                 (очень тихо) – Вставайте на помощь…. РО-ди-на….

- звучит  «Марш славянки».

Ведущий:

 Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали.  22 июня 1941 года.. Война! В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг. С краткими речами выступили Александр Фадеев, Александр Жаров, Владимир  Лебедев – Кумач(  портреты,  слайды) .

От имени Фадеева  говорит один ученик:

« Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером.(  отходит, садится за стол, нужен стол, листы бумаги, ручка.

Ведущий:

          Перо приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Над землёй  война металась,

По земле пожаром шла.

Землю  кровью пропитала

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

- звучит музыка  « С чего  начинается Родина?» под  мелодию эту читают стихотворение Б.Окуджавы «До свидания,  мальчики».( портрет)

Ведущий:

Говорят « У войны не женское лицо» , но женщины  уходили на фронт. Они помогали раненным, подносили снаряды, они  были снайперами, лётчиками….Они были солдатами. Солдатами были и поэтессы со своими стихами. Слово их тоже было оружием: Анна Ахматова, Ольга Бергольц., Юлия Друнина.. ( слайды – фото)

- Юлия Владимировна Друнина из московской интеллигентной семьи, стихи писала с детства -  слайд – фото.

- девочка в  военной форме говорит от имени  Юлии Друниной:

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена. Награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии

- читаем стихотворение Ю.Друниной «Я не плакала»( портрет)

Ведущий:

А любовь на войне? На войне чувства были ещё острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье…

Я не знаю у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая вспомню я опять,

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать…

-  ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди  меня» ( портрет)

Ведущий:

Много дней и ночей приходилось солдатам лежать в окопах и в снег, и в холод, и в грязь, и в слякоть… И много писем из дома они запоминали наизусть и верили, что дома их ждут, дома им верят, дома их любят…И в  малые минуты отдыха, в минуты тишины им вселяла веру тихие задушевные песни.

- песня «В землянке» А.Суркова( портрет) , слайд с историей  создания  данной песни.

-стихотворение  «Казахи под  Можайском» Бориса Слуцкого ( портрет)- краткая характеристика  истории создания стихотворения.

Ведущий:

Чашу страдания испив до дна, уходили из жизни молодые, старые и совсем ни в чём неповинные дети…. Жестокости и зверству на той войне не было предела. Вслушайтесь в эти строки:

- читает стих. «Варварство» - Муса Джалиль ( портрет) (слайд  «Расстрел мирных жителей»)

Ведущий:

Человеческая память..Время не властно над ней, И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе  -  звучит песня «Журавли»

- слайды  - фото Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Панфилова и т.д.»

Ведуший:

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби  ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий:

Литература о войне – это дань памяти подвигу советского народа, подвигу  советского солдата. Эту эстафету мы  должны передать следующим поколениям.

Художественное  слово:

- читаем  отрывок из «Реквием» Р.Рождественского ( портрет)

-  звучит музыка -  «Журавли»

- двое детей  рисуют , сидя за партой на свободную тему и затем один встаёт и читает.

- стих «Я рисую людей «  .

Я рисую людей, я рисую траву

Я рисую всё то, что вокруг наяву

Я рисую дома, и сады на луне

Я рисую всё то, что я вижу во сне

Не хочу рисовать я разрывы от бомб

Пусть  не плачет, никто

На рисунке моём.

Мы в обиду планету свою не дадим.

Да – цветущим садам,

НЕТ – войне говорим.

Дети  встают с места,  машут флажками, шарами и все хором  поют песню «Пусть всегда будет солнце» на  двух языках: на государственном и русском. (  запускают шары в небо)

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостинная: «Стихи, опалённые войной»»

Целиноградский район

Щалкарская средняя школ

учитель русского языка и литературы

Уразалиева Роза Сагингалиевна



Внеклассное мероприятие по литературе

Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я Г О С Т И Н А Я:

«СТИХИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»

Цель мероприятия: обзор поэзии времён Великой Отечественной

войны, воспитание патриотических чувств, разви-

тие у учащихся способностей эстетического восприя-

тия , оценки произведений о войне и явлений, отра-

женных в них

Х О Д М Е ОР О П Р И Я Т И Я Звучит мелодия «День Победы»



Ведущий:

Добрый день, уважаемые дети, учителя, гости литературной гостиной! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем о войне, о тех , кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.

Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа – труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература – это не только зеркало жизни, это сама жизнь.

Ведущий:

Самый светлый, самый летний день в саду,

Самый длинный день двадцать второе

Спали дети, зрели яблоки в саду….

Вспоминаем , вспоминаем это…

Ведущий:

Вспоминаем эту ночь и этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

- звучит песня «Тучи в голубом» - пары танцуют вальс под эту музыку,.

вдруг звучит голос Левитана ( сообщение о начале войны)- слайды

Ведущий:

Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

(очень тихо) – Вставайте на помощь…. РО-ди-на….

- звучит «Марш славянки».

Ведущий:

Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года.. Война! В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг. С краткими речами выступили Александр Фадеев, Александр Жаров, Владимир Лебедев – Кумач( портреты, слайды) .

От имени Фадеева говорит один ученик:

« Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером.( отходит, садится за стол, нужен стол, листы бумаги, ручка.

Ведущий:

Перо приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Над землёй война металась,

По земле пожаром шла.

Землю кровью пропитала

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

- звучит музыка « С чего начинается Родина?» под мелодию эту читают стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».( портрет)

Ведущий:

Говорят « У войны не женское лицо» , но женщины уходили на фронт. Они помогали раненным, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками….Они были солдатами. Солдатами были и поэтессы со своими стихами. Слово их тоже было оружием: Анна Ахматова, Ольга Бергольц., Юлия Друнина.. ( слайды – фото)

- Юлия Владимировна Друнина из московской интеллигентной семьи, стихи писала с детства - слайд – фото.

- девочка в военной форме говорит от имени Юлии Друниной:

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена. Награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии

- читаем стихотворение Ю.Друниной «Я не плакала»( портрет)

Ведущий:

А любовь на войне? На войне чувства были ещё острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье…

Я не знаю у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая вспомню я опять,

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать…

- ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня» ( портрет)

Ведущий:

Много дней и ночей приходилось солдатам лежать в окопах и в снег, и в холод, и в грязь, и в слякоть… И много писем из дома они запоминали наизусть и верили, что дома их ждут, дома им верят, дома их любят…И в малые минуты отдыха, в минуты тишины им вселяла веру тихие задушевные песни.

- песня «В землянке» А.Суркова( портрет) , слайд с историей создания данной песни.

-стихотворение «Казахи под Можайском» Бориса Слуцкого ( портрет)- краткая характеристика истории создания стихотворения.

Ведущий:

Чашу страдания испив до дна, уходили из жизни молодые, старые и совсем ни в чём неповинные дети…. Жестокости и зверству на той войне не было предела. Вслушайтесь в эти строки:

- читает стих. «Варварство» - Муса Джалиль ( портрет) (слайд «Расстрел мирных жителей»)

Ведущий:

Человеческая память..Время не властно над ней, И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе - звучит песня «Журавли»

- слайды - фото Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Панфилова и т.д.»

Ведуший:

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий:

Литература о войне – это дань памяти подвигу советского народа, подвигу советского солдата. Эту эстафету мы должны передать следующим поколениям.

Художественное слово:

- читаем отрывок из «Реквием» Р.Рождественского ( портрет)

- звучит музыка - «Журавли»

- двое детей рисуют , сидя за партой на свободную тему и затем один встаёт и читает.

- стих «Я рисую людей « .

Я рисую людей, я рисую траву

Я рисую всё то, что вокруг наяву

Я рисую дома, и сады на луне

Я рисую всё то, что я вижу во сне

Не хочу рисовать я разрывы от бомб

Пусть не плачет, никто

На рисунке моём.

Мы в обиду планету свою не дадим.

Да – цветущим садам,

НЕТ – войне говорим.

Дети встают с места, машут флажками, шарами и все хором поют песню «Пусть всегда будет солнце» на двух языках: на государственном и русском. ( запускают шары в небо)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!