Аркалыкский район
Акбулакская основная школа
учитель русского языка и литературы
Уразалиева Роза Сагингалиевна
Цель мероприятия: обзор поэзии времён Великой Отечественной
войны, воспитание патриотических чувств, разви-
тие у учащихся способностей эстетического восприя-
тия , оценки произведений о войне и явлений, отра-
женных в них
Х О Д М Е ОР О П Р И Я Т И Я Звучит мелодия «День Победы»
Ведущий:
Добрый день, уважаемые дети, учителя, гости литературной гостиной! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем о войне, о тех , кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.
Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа – труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература – это не только зеркало жизни, это сама жизнь.
Ведущий:
Самый светлый, самый летний день в саду,
Самый длинный день двадцать второе
Спали дети, зрели яблоки в саду….
Вспоминаем , вспоминаем это…
Ведущий:
Вспоминаем эту ночь и этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
- звучит песня «Тучи в голубом» - пары танцуют вальс под эту музыку,.
вдруг звучит голос Левитана ( сообщение о начале войны)- слайды
Ведущий:
Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
(очень тихо) – Вставайте на помощь…. РО-ди-на….
- звучит «Марш славянки».
Ведущий:
Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года.. Война! В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг. С краткими речами выступили Александр Фадеев, Александр Жаров, Владимир Лебедев – Кумач( портреты, слайды) .
От имени Фадеева говорит один ученик:
« Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером.( отходит, садится за стол, нужен стол, листы бумаги, ручка.
Ведущий:
Перо приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.
Над землёй война металась,
По земле пожаром шла.
Землю кровью пропитала
И расплавленным металлом
На три метра пролила.
- звучит музыка « С чего начинается Родина?» под мелодию эту читают стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».( портрет)
Ведущий:
Говорят « У войны не женское лицо» , но женщины уходили на фронт. Они помогали раненным, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками….Они были солдатами. Солдатами были и поэтессы со своими стихами. Слово их тоже было оружием: Анна Ахматова, Ольга Бергольц., Юлия Друнина.. ( слайды – фото)
- Юлия Владимировна Друнина из московской интеллигентной семьи, стихи писала с детства - слайд – фото.
- девочка в военной форме говорит от имени Юлии Друниной:
В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена. Награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии
- читаем стихотворение Ю.Друниной «Я не плакала»( портрет)
Ведущий:
А любовь на войне? На войне чувства были ещё острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье…
Я не знаю у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Умирая вспомню я опять,
Девушку, которую люблю
Ту, что не успел поцеловать…
- ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня» ( портрет)
Ведущий:
Много дней и ночей приходилось солдатам лежать в окопах и в снег, и в холод, и в грязь, и в слякоть… И много писем из дома они запоминали наизусть и верили, что дома их ждут, дома им верят, дома их любят…И в малые минуты отдыха, в минуты тишины им вселяла веру тихие задушевные песни.
- песня «В землянке» А.Суркова( портрет) , слайд с историей создания данной песни.
-стихотворение «Казахи под Можайском» Бориса Слуцкого ( портрет)- краткая характеристика истории создания стихотворения.
Ведущий:
Чашу страдания испив до дна, уходили из жизни молодые, старые и совсем ни в чём неповинные дети…. Жестокости и зверству на той войне не было предела. Вслушайтесь в эти строки:
- читает стих. «Варварство» - Муса Джалиль ( портрет) (слайд «Расстрел мирных жителей»)
Ведущий:
Человеческая память..Время не властно над ней, И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе - звучит песня «Журавли»
- слайды - фото Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Панфилова и т.д.»
Ведуший:
Нет, время не властно над нами
Нашей скорби ему не убить.
Омоем ваш прах мы слезами
Учась благодарными быть.
Ведущий:
Литература о войне – это дань памяти подвигу советского народа, подвигу советского солдата. Эту эстафету мы должны передать следующим поколениям.
Художественное слово:
- читаем отрывок из «Реквием» Р.Рождественского ( портрет)
- звучит музыка - «Журавли»
- двое детей рисуют , сидя за партой на свободную тему и затем один встаёт и читает.
- стих «Я рисую людей « .
Я рисую людей, я рисую траву
Я рисую всё то, что вокруг наяву
Я рисую дома, и сады на луне
Я рисую всё то, что я вижу во сне
Не хочу рисовать я разрывы от бомб
Пусть не плачет, никто
На рисунке моём.
Мы в обиду планету свою не дадим.
Да – цветущим садам,
НЕТ – войне говорим.
Дети встают с места, машут флажками, шарами и все хором поют песню «Пусть всегда будет солнце» на двух языках: на государственном и русском. ( запускают шары в небо)
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостинная: «Стихи, опалённые войной»»
Целиноградский район
Щалкарская средняя школ
учитель русского языка и литературы
Уразалиева Роза Сагингалиевна
Внеклассное мероприятие по литературе
Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я Г О С Т И Н А Я:
«СТИХИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»
Цель мероприятия: обзор поэзии времён Великой Отечественной
войны, воспитание патриотических чувств, разви-
тие у учащихся способностей эстетического восприя-
тия , оценки произведений о войне и явлений, отра-
женных в них
Х О Д М Е ОР О П Р И Я Т И Я Звучит мелодия «День Победы»
Ведущий:
Добрый день, уважаемые дети, учителя, гости литературной гостиной! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем о войне, о тех , кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.
Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа – труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература – это не только зеркало жизни, это сама жизнь.
Ведущий:
Самый светлый, самый летний день в саду,
Самый длинный день двадцать второе
Спали дети, зрели яблоки в саду….
Вспоминаем , вспоминаем это…
Ведущий:
Вспоминаем эту ночь и этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
- звучит песня «Тучи в голубом» - пары танцуют вальс под эту музыку,.
вдруг звучит голос Левитана ( сообщение о начале войны)- слайды
Ведущий:
Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
(очень тихо) – Вставайте на помощь…. РО-ди-на….
- звучит «Марш славянки».
Ведущий:
Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года.. Война! В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг. С краткими речами выступили Александр Фадеев, Александр Жаров, Владимир Лебедев – Кумач( портреты, слайды) .
От имени Фадеева говорит один ученик:
« Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером.( отходит, садится за стол, нужен стол, листы бумаги, ручка.
Ведущий:
Перо приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.
Над землёй война металась,
По земле пожаром шла.
Землю кровью пропитала
И расплавленным металлом
На три метра пролила.
- звучит музыка « С чего начинается Родина?» под мелодию эту читают стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».( портрет)
Ведущий:
Говорят « У войны не женское лицо» , но женщины уходили на фронт. Они помогали раненным, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками….Они были солдатами. Солдатами были и поэтессы со своими стихами. Слово их тоже было оружием: Анна Ахматова, Ольга Бергольц., Юлия Друнина.. ( слайды – фото)
- Юлия Владимировна Друнина из московской интеллигентной семьи, стихи писала с детства - слайд – фото.
- девочка в военной форме говорит от имени Юлии Друниной:
В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена. Награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии
- читаем стихотворение Ю.Друниной «Я не плакала»( портрет)
Ведущий:
А любовь на войне? На войне чувства были ещё острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье…
Я не знаю у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Умирая вспомню я опять,
Девушку, которую люблю
Ту, что не успел поцеловать…
- ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня» ( портрет)
Ведущий:
Много дней и ночей приходилось солдатам лежать в окопах и в снег, и в холод, и в грязь, и в слякоть… И много писем из дома они запоминали наизусть и верили, что дома их ждут, дома им верят, дома их любят…И в малые минуты отдыха, в минуты тишины им вселяла веру тихие задушевные песни.
- песня «В землянке» А.Суркова( портрет) , слайд с историей создания данной песни.
-стихотворение «Казахи под Можайском» Бориса Слуцкого ( портрет)- краткая характеристика истории создания стихотворения.
Ведущий:
Чашу страдания испив до дна, уходили из жизни молодые, старые и совсем ни в чём неповинные дети…. Жестокости и зверству на той войне не было предела. Вслушайтесь в эти строки:
- читает стих. «Варварство» - Муса Джалиль ( портрет) (слайд «Расстрел мирных жителей»)
Ведущий:
Человеческая память..Время не властно над ней, И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе - звучит песня «Журавли»
- слайды - фото Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Панфилова и т.д.»
Ведуший:
Нет, время не властно над нами
Нашей скорби ему не убить.
Омоем ваш прах мы слезами
Учась благодарными быть.
Ведущий:
Литература о войне – это дань памяти подвигу советского народа, подвигу советского солдата. Эту эстафету мы должны передать следующим поколениям.
Художественное слово:
- читаем отрывок из «Реквием» Р.Рождественского ( портрет)
- звучит музыка - «Журавли»
- двое детей рисуют , сидя за партой на свободную тему и затем один встаёт и читает.
- стих «Я рисую людей « .
Я рисую людей, я рисую траву
Я рисую всё то, что вокруг наяву
Я рисую дома, и сады на луне
Я рисую всё то, что я вижу во сне
Не хочу рисовать я разрывы от бомб
Пусть не плачет, никто
На рисунке моём.
Мы в обиду планету свою не дадим.
Да – цветущим садам,
НЕТ – войне говорим.
Дети встают с места, машут флажками, шарами и все хором поют песню «Пусть всегда будет солнце» на двух языках: на государственном и русском. ( запускают шары в небо)