СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал уроков литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлена разработка мастер-класса для учителей литературы

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал уроков литературы»

Воспитательный потенциал уроков литературы

Прежде, чем начнем, мне хотелось бы показать вам эпизод из одного старого советского фильма про учителей (демонстрируется отрывок из кинофильма «Это мы не проходили» (реж. И. Фрэз, 1975 г., https://www.youtube.com/watch?v=YSiiNPyZAdw , эпизод 9.37 – 12.39 – 3 минуты).

Надеюсь, что ситуация, на которую мы сейчас посмотрели, произойдет в ваших школах, к вам придут новые молодые учителя, практиканты, которые, как и мы с вами, столкнутся с двумя проблемами, кстати, заявленными и в этом эпизоде. Какими? Что это за проблемы, что это за вопросы, извечно стоящие перед учителями? Можно прямо цитатой или своими словами.

  1. «Учить детей теперь совсем невозможно»

  2. «Воспитание – отдельный предмет», «Мы в 4 классе только мужество и доброту проходим, а честность в 5м классе проходить будем!»



Совершенно верно: 2 проблемы - образование и воспитание, воспитание и образование. Что первично, что вторично, что важнее, чей, в конце концов, это функционал – любого учителя-предметника, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, советника по воспитанию, родителей?



Мы сегодня спорить об этом не будем. Очевидно, что все участники образовательного процесса вносят свою лепту в воспитание учеников. Давайте остановимся на возможностях именно уроков литературы. А они необычайно обширны. Обширны настолько, что некоторые учителя-предметники уверены, что воспитание – это именно прерогатива учителей-словесников. Встречались с таким мнением? Кстати, в фильме, отрывок из которого мы посмотрели, тоже звучит такое мнение: будущий учитель физики говорит: “Разумное, вечно не про меня. Я типичный предметник. Буду сеять закон Бойля-Мариотта и правило буравчика”. Знакомо?

Поэтому примирившись с тем, что воспитательная функция действительно в основном лежит на нас, филологах, попробуем разобраться, какие у нас с вами есть для этого инструменты. Вернемся к просмотренному отрывку из кинофильма. Вообще вас он заинтересовал? Захотелось посмотреть фильм? (Да). А между прочим, этому фильму почти 50 лет, он был снят в 1975 году, но мы с вами, тем не менее, нашли его интересным и занимательным. Почему? (затронул современные проблемы)

Вот это – найти что-то, что будет близко и интересно современным школьникам – как мне кажется, один из самых действенных инструментов, чтобы сделать произведения классической литературы близкими и понятными современному школьнику, а значит служили главной задаче – воспитанию. Расскажу, чем пользуюсь я.



  1. Как говорится, самое важное трудное – начать. Я на данном мастер-классе зашла с козырей: советские фильмы про школу в нашей учительской аудитории, как правило, заходят на ура, сразу возникают оживление, заинтересованность. Наши дети – другое дело, другое поколение, и средства вовлечения тоже должны быть другие. Как вы думаете, для современной молодежи какое популярное интернет-явление является важным средством общения, источником информации, способом выразить свои эмоции при этом в юмористическом ключе? Конечно, это мем - единица культурной информации, им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания.

Например, вводный урок литературы в 10-11 классах можно начать вот с такой забавной картинки (слайд 3). Несмотря на, казалось бы, несерьезность формы, здесь три литературоведческих термина, вспоминаем, что они означают, приводим примеры, находим закономерности.

  1. Аватарки, посты, статусы – это то, чем живут наши ученики. А если представить, что русские классики живут в современном мире и так же постят, лайкают, делают селфи. В интернете можно найти много забавных картинок, разнообразив ими уроки о жизни и творчестве классиков (слайды 5-7).

А можно предложить ученикам в качестве творческой работы заполнить страницу в ВК от имени литературного героя: придется основательно поработать с текстом, чтобы вытащить оттуда всю информацию: о себе, деятельность, увлечения, сообщества и т.д.



  1. Но, конечно, главным инструментом воспитания на уроках литературы являются тексты произведений русских писателей. Удачно можно организовать работу с текстами произведений малых жанров: на уроке можно успеть прочитать рассказ, обсудить на уровне и формы, и содержания, увидеть авторскую позицию. Такую работу я провожу с учениками всех классов, особенно важным мне это представляется в 9-10 классах, когда по программе ученики изучают в основном произведения крупных жанровых форм, а навык комплексного анализа текста необходимо развивать.

Предлагаю обратиться к такому произведению – рассказу А.П. Чехова «Радость». Конечно, наше все на уроках литературы – это технология смыслового чтения: вопросы до чтения, во время чтения и после чтения текста.

До: «О чем этот рассказ?», «Кто радуется?», «Почему человек радуется? Предположите». Обращаем внимание на автора – Антон Павлович Чехов – мастер короткого юмористического рассказа, умеющий в лаконичной форме сказать о важном, многом. Можно напомнить другие известные ученикам рассказы этого писателя – «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», названия которых не однозначны, может, и с радостью все будет не так просто.

Во время чтения: «Что является основным содержанием текста – описание, реплики, рассказ о событии?», «Какие чувства, эмоции выражает герой?», «Почему так много восклицательных предложений?», «Счастлив ли герой? Как это дает понять автор?»

После прочтения рассказа: «Чему же радуется герой рассказа?», «Ожидали вы такой развязки?», «Какого поведения вы ожидаете от человека, про которого будет написана подобная заметка?», «Веселый это рассказ или грустный? Почему?», «Как вы думаете, радуются ли вместе с Митей его мамаша и папаша?», «Изменили бы вы заголовок рассказа?».

Размышление над этими вопросами заставляет детей еще раз обратиться к тексту, внимательно перечитать отдельные эпизоды, пораздумывать над значением некоторых слов, проанализировать лексические и синтаксические приемы, использованные автором, и постепенно увидеть чеховскую иронию, уловить тот невеселый смысл, который прячется за, казалось бы, искрометным смехом.

Литература как предмет гораздо шире других дисциплин по социальному и нравственному наполнению. Это дает возможность связывать материал с жизнью, выбирая методы, связанные с остросоциальными или личностно важными вопросами.

Обратимся к тому же рассказу Чехова: кто такой герой рассказа Чехова Митя Кулдаров? «Коллежский регистратор» - низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII—XX веков, мелкий чиновник, «маленький» человек - с маленькими же мыслями, мечтами, представлениями о чести, достоинстве и славе. Известность любой ценой, «не быть, а слыть», выдавать себя за более значительную фигуру. Рассуждаем с ребятами: «А в наше время современные технологии и средства коммуникации позволили бы Мите Кулдарову прославиться быстрее?». И ребята сами припомнят и Тик-ток, и ВК с их фильтрами, эффектами, лайками, которыми современный человек пользуется, часто представляя себя при этом более значительным лицом, чем он есть. Почти полтора столетия нас отделает от эпохи Чехова, а человеческие слабости те же: тщеславие, жажда славы, глупость.

Вообще произведения русской литературы можно рассматривать как уникальные тексты, культурные «коды», которые через десятилетия и века несут важную информацию – о культуре, духовных ценностях, языке, и если эту информацию понять и правильно интерпретировать, человеку откроется важное, сокровенное знание, он сможет идентифицировать себя как представитель русской нации.

Вот что мне представляется важным: научить наших детей «считывать» это информацию, распознавать культурный код и, например, улыбнуться, увидев на Патриарших этот знак (слайд 12).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!