Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
А что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.
Безусловно, урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же наиболее полно этому способствуют предметы русского языка и литературы. Они ненавязчиво и порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Работая впервые в этом году по новым стандартам, я стараюсь делать акцент на личностное развитие ученика, чтобы он получил предметное образование, познал что-то новое, организовал самого себя, приобрёл коммуникативные умения и навыки.
Одним из результатов моей работы в этом году и требованием ФГОС является составление технологической карты уроков. Это своеобразный сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере составления карты.
Я заметила, что четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.
Не буду останавливаться на всех 9 пунктах классической технологической карты, затрону в качестве примера лишь некоторые из них.
На уроках важен психологический климат, который проявляется в эмоциональном настрое педагога и учащихся. Поэтому организационный момент я начинаю часто с приёма графической рефлексии. Этот приём воспитывает у учащихся самоопределение, умение планировать своё сотрудничество с одноклассниками и учителем.
На этапе мотивации часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением или текстом. Анализ текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным материалом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.
На этапе актуализации знаний я стараюсь создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. В связи с этим предлагаю проблемные задания в виде загадок, пословиц, сказок, афоризмов, притч, которые обладают огромным воспитательным потенциалом при условии их тщательного подбора и учёта возрастных и психологических особенностей класса.
При изучении новой темы мною часто даётся задание исследовательского характера, работа над ним осуществляется в парах, что опять-таки является неотъемлемой частью воспитательного процесса на уроке.
При получении новых знаний обучающиеся имеют возможность сами, без участия учителя, выявить новое, а затем помочь друг другу применить новые знания на практике.
Я это называю мини-исследованием. Если материал сложный, ученик может использовать схему построения рассуждения, подсказку – опору из слов, помогающих выстроить логику мыслей.
Хорошо, если результаты полностью совпадают с содержанием параграфа.
Это вселяет в детей уверенность, укореняет мысль – «Я могу!». Это и есть воспитание личности, понимающей, что происходит, осознающей ответственность за сказанное и сделанное на уроке.
На этапе рефлексии ученики не только учатся подводить итоги и контролировать себя, но и осознавать свою значимость в процессе проделанной работы. Успех рождает желание проявить творчество, предложить помощь, поработать в группе.
Если в полном объёме проанализировать технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, то можно заметить, что весь урок направлен не только на образование ученика, но и на его разностороннее воспитание. Это осуществляется не только посредством личностных УУД, но и предметных и метапредметных (таких как планирование сотрудничества, анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, самооценка, коррекция, развитие самостоятельности и др).
Уроки литературы всегда были и остаются местом, где можно использовать различные виды творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир, максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.
Так, в 5 классе после прочтения художественного произведения наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев произведения, места происходящих событий. В эту пору дети рисуют охотно. Иногда достаточно бывает самого легкого стимула: выставка работ, созданных детьми, возможность высказать свое мнение по поводу написанного или изображенного. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции.
Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.
В своей деятельности для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.
Также практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве.
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам.
Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Большую помощь оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, презентации и тесты. Все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Современный урок несет детям гораздо больше информации. Он делает учеников свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина – личность, способную к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации
Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное воспитание учащихся да и самого учителя.