СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен для выступлений на педагогических советах, семинарах, методических объединениях учителей русского языка языка и литературы. В нем описывается воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«педсовет»

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов

И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой


Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.


По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

А что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.

Безусловно, урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же наиболее полно этому способствуют предметы русского языка и литературы. Они ненавязчиво и порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Работая впервые в этом году по новым стандартам, я стараюсь делать акцент на личностное развитие ученика, чтобы он получил предметное образование, познал что-то новое, организовал самого себя, приобрёл коммуникативные умения и навыки.

Одним из результатов моей работы в этом году и требованием ФГОС является составление технологической карты уроков. Это своеобразный сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере составления карты.

Я заметила, что четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.

Не буду останавливаться на всех 9 пунктах классической технологической карты, затрону в качестве примера лишь некоторые из них.

На уроках важен психологический климат, который проявляется в эмоциональном настрое педагога и учащихся. Поэтому организационный момент я начинаю часто с приёма графической рефлексии. Этот приём воспитывает у учащихся самоопределение, умение планировать своё сотрудничество с одноклассниками и учителем.

На этапе мотивации часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением или текстом. Анализ текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным материалом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

На этапе актуализации знаний я стараюсь создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. В связи с этим предлагаю проблемные задания в виде загадок, пословиц, сказок, афоризмов, притч, которые обладают огромным воспитательным потенциалом при условии их тщательного подбора и учёта возрастных и психологических особенностей класса.

При изучении новой темы мною часто даётся задание исследовательского характера, работа над ним осуществляется в парах, что опять-таки является неотъемлемой частью воспитательного процесса на уроке.

При получении новых знаний обучающиеся  имеют возможность  сами, без участия учителя, выявить новое, а затем помочь друг другу применить новые знания на практике.

Я это называю мини-исследованием. Если материал сложный, ученик может использовать схему построения рассуждения, подсказку – опору из слов, помогающих выстроить логику мыслей.

Хорошо, если результаты полностью совпадают с содержанием параграфа.

Это вселяет в детей уверенность, укореняет мысль – «Я могу!». Это и есть воспитание личности, понимающей, что происходит, осознающей ответственность за сказанное и сделанное на уроке.

На этапе рефлексии ученики не только учатся подводить итоги и контролировать себя, но и осознавать свою значимость в процессе проделанной работы. Успех рождает желание проявить творчество, предложить помощь, поработать в группе.

Если в полном объёме проанализировать технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, то можно заметить, что весь урок направлен не только на образование ученика, но и на его разностороннее воспитание. Это осуществляется не только посредством личностных УУД, но и предметных и метапредметных (таких как планирование сотрудничества, анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, самооценка, коррекция, развитие самостоятельности и др).

Уроки литературы всегда были и остаются местом, где можно использовать различные виды творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир, максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.

Так, в 5 классе после прочтения художественного произведения наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев произведения, места происходящих событий. В эту пору дети рисуют охотно. Иногда достаточно бывает самого легкого стимула: выставка работ, созданных детьми, возможность высказать свое мнение по поводу написанного или изображенного. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции.

Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.

В своей деятельности для решения гражданственного, духовно­-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

Также практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве.

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам.

Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Большую помощь оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, презентации и тесты. Все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Современный урок  несет детям гораздо больше информации. Он делает учеников свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина – личность, способную к   самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации

Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное воспитание учащихся да и самого учителя.









































Просмотр содержимого презентации
«приложение»

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов   Доклад учителя русского языка и литературы Крыловой С.В.

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов

Доклад учителя русского языка и литературы

Крыловой С.В.

И воспитание, и образование не раз- делимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.     Л.Н.Толстой

И воспитание, и образование не раз- делимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н.Толстой

Портрет выпускника основной школы – любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; – осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Портрет выпускника основной школы

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; – уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; – осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; – ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Бедность словаря  Ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций  Употребление однозначных слов  Отсутствие навыков логического анализа  Ограниченность кругозора
  • Бедность словаря

  • Ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций

  • Употребление однозначных слов

  • Отсутствие навыков логического анализа

  • Ограниченность кругозора
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам . Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
  • Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам .
  • Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

.

Структура технологической карты

Структура технологической карты

  • 1 этап. Организационный момент.
  • 2 этап. Мотивация к учебной деятельности.
  • 3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  • 4 этап. Выявление места и причины затруднения.
  • 5 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
  • 6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • 7 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».
  • 8 этап «Включение в систему знаний и повторения
  • 9 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)».
Организационный этап Приём графической рефлексии: на листках успеха учащиеся выбирают картинку, соответствующую настроению  Хорошо   Безразлично    Тревожно

Организационный этап

Приём графической рефлексии: на листках успеха учащиеся выбирают картинку, соответствующую настроению

Хорошо

Безразлично

Тревожно

Этап мотивации Прочитайте текст.         Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.                                                                                И. Э.Грабарь - Какие слова вам показались волшебными, необычными? - Они-то и будут сегодня гостями нашего урока, мы познакомимся с новыми понятиями, но сначала повторим изученное.

Этап мотивации

Прочитайте текст.

        Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. 

                                                                              И. Э.Грабарь

- Какие слова вам показались волшебными, необычными?

- Они-то и будут сегодня гостями нашего урока, мы познакомимся с новыми понятиями, но сначала повторим изученное.

Этап актуализации знаний  Послушайте внимательно отрывок из «Маленького фантастического романа» и ответьте на вопрос: «Что в нем необычного с точки зрения правописания?»

Этап актуализации знаний

Послушайте внимательно отрывок из «Маленького фантастического романа» и ответьте на вопрос: «Что в нем необычного с точки зрения правописания?»

  • Черной- черной ночью под желтой – желтой луной по маленькой речонке в утлой лодчонке плыл черт в шортах с парчовым ридикюлем и багажом. За ним тихо двигался челн. В нем лежал холщовый мешок с крыжовником и сидел мышонок. Было свежо. Причалили. Глухая чащоба. Тонкой ручонкой чопорный черт достал шомпол, провел на земле две черточки, бечевкой выложил кружок и развел костер. Пламя горячо трещало. Черт ожег руку и подул на нее. Ожог прошел.
«Разбор с препятствиями»  Какими членами предложения являются выделенные слова  1. Руки он держит в карманах.  2. Этот человек- солдат войны  3. По городу идёт мальчик с новенькими коньками.  4. Они отсчитывают целебные капли простуженной зиме.  5. Жить - Родине служить.

«Разбор с препятствиями» Какими членами предложения являются выделенные слова 1. Руки он держит в карманах. 2. Этот человек- солдат войны 3. По городу идёт мальчик с новенькими коньками. 4. Они отсчитывают целебные капли простуженной зиме. 5. Жить - Родине служить.

Мини - исследование У каждого на столе лежит  текст-описание. Познакомьтесь с ним. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Сделайте вывод об употреблении слов в переносном значении. - А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Мини - исследование

  • У каждого на столе лежит  текст-описание. Познакомьтесь с ним.
  • Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
  • Сделайте вывод об употреблении слов в переносном значении.

- А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Рефлексия  Карточка для этапа рефлексии

Рефлексия

Карточка для этапа рефлексии

  • Я понял(а) изученную тему ____________________________
  • Я понял(а) то, как ___________________________________.
  • Я умею приводить примеры __________________________.
  • В самостоятельной работе у меня  а) все получилось, б) допустил много ошибок, в) были недочеты.
  • Я понял(а) / не понял(а) причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе.
  • Я доволен (довольна) / недоволен (недовольна) своей работой на уроке.
  • Я считаю, что сегодня  лучше всех поработал (а) __________.

УУД на этапах урока

  Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты:

-самоопределение (Л);

  Метапредметные результаты:

- анализ объектов с целью выделения признаков (П);

-планирование

Метапредметные результаты:

-самостоятельный анализ условия и пути достижения цели (Р);

сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

  -самооценка и коррекция(Р);

-управление поведением партнёра (К);

-анализ объектов с целью выделения признаков(Р);

-контроль (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-аргументация мнений(К);

-оценка (Р).

-логическое мышление (Л).

-умение слушать партнёра (К

-оценивание партнёра по работе (К);

  Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты

- постановка и решение проблемы(П);

-аргументация своего мнения в коммуникации(К).

  Метапредметные результаты

-планирование (Р);

-анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей(П)

-целеполагание (Р);

-прогнозирование (Р);

  Метапредметные результаты

Метапредметные результаты:

-действие по аналогии (П);

-постановка вопросов (К);

-сотрудничество в поиске и выборе информации.

-совершенствование операций анализа и классификации(П);

-умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

-оценивание усвояемого содержания(Л).

 

 

 

Темы сочинений Как часто люди делают добро? Стоит ли его делать? Большая душа никогда не бывает одинока. (Р.Роллан) Что делать, если ты обидел маму? Традиции моей семьи Как я выбираю друзей? Чего в другого мне любишь, того и сам не делай!

Темы сочинений

  • Как часто люди делают добро? Стоит ли его делать?
  • Большая душа никогда не бывает одинока. (Р.Роллан)
  • Что делать, если ты обидел маму?
  • Традиции моей семьи
  • Как я выбираю друзей?
  • Чего в другого мне любишь, того и сам не делай!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!