СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные задачи урока физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как же начать современный урок, чтобы настроиться на слаженную и плодотворную работу? Какова роль учителя на уроке? 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные задачи урока физики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Гимназия»









Доклад на тему «Воспитательные задачи урока физики»













Подготовил

Учитель физики высшей категории

Чиркова Александра Владимировна





В основных направлениях программы воспитания общеобразовательной и профессиональной школы новый социальный заказ общества. Он предусматривает формировать всесторонне развитую личность ребёнка, а также обеспечить условия для реализации его одарённости в той или иной области. Гармоничное развитие личности ученика предполагает воспитание молодого человека, способного успешно трудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности и перспективы общественного развития.

К достижению поставленных целей направлена вся системе школьного обучения и воспитания. В этой системе важное место принадлежит уроку – основной форме учебных занятий.

Как же начать современный урок, чтобы настроиться на слаженную и плодотворную работу? Думаю, что дата имеет смысл. Например, подобрать, что происходило 20 марта. 20 марта 1907 года родился Дмитрий Владимирович Зернов, советский ученый в области электроники. Впервые в стране построил газосветные лампы с парами натрия и исследовал их светоотдачу. Надо сказать, что ребята может и не запомнят эту информацию, но настроятся на продолжение урока.

Начать современный урок по теме «Реостаты», 8 класс можно с демонстрации опыта. На столе учителя собрана электрическая цепь, содержащая источник питания, демонстрационный реостат, амперметр, выключатель. Учитель предлагает внимательно пронаблюдать явление, широко используемое в технике, и показывает опыт, который не сопровождается пояснением. Классу даёт задание: начертить схему установки, собранной на столе учителя, и пояснить назначение каждого из приборов данной цепи, описать наблюдаемое явление по плану. План предлагает следующее: рассказать, что наблюдают в данном опыте; что влияет на изменение величины силы тока; объяснить, как использовать закон Ома и зависимость сопротивления проводника от его длины в данных условиях. Опыт, который анализируют ученики, демонстрируется впервые. Для его объяснения они применяют знания, которые были получены ранее на предыдущих уроках. Следовательно, для них очевидно, что изученный материал необходим им в дальнейшей работе. Учитель, подводя итог ответам учеников, может помочь ребятам поставить задачу данного урока. Таким образом, рассмотренный нами первоначальный этап урока выполняет одновременно несколько функций. Здесь синтезируется контроль знаний и применение их в конкретной ситуации. На примере фрагмента урока, видно, что работа учителя по открытию нового знания, ученика по применению знаний и класса по самоконтролю за усвоенными знаниями осуществляются в тесном единстве. Новизна заданий и их практическая значимость обусловливает активную работу класса.

В ходе урока физики можно выделить следующие воспитательные аспекты:

Нравственный;

Патриотический;

Эстетический;

Личностный;

Здоровьесберегающий;

Экологический.

Обращаю внимание на личностный аспект и здоровье сберегающий. Воспитывать – значит, прежде всего, вовлекать детей в полезную и познавательную деятельность, т.е. организовывать жизнь на уроке.

Мы обязаны формировать у детей осознание связи с обществом, необходимость согласовывать своё поведение с нормами и интересами окружающих; осознание практической значимости рассматриваемых научных открытий для цивилизации; воспитание уважения к учёным и их трудам. Яркий пример тому – научные революции в астрономии Н.Коперник, в механике – Г. Галилей, И. Ньютон, в электродинамике М.Фарадей, Д. Максвелл, в физике макромира – А.Эйншнейн, в физике микромира- Н.Бор, В. Гейзенберг. В процессе обучения нельзя упускать тот факт, что за каждой формулой или физическим законом стоит история выдающейся личности. На уроке обязательно рассматривается индивидуальная работа заинтересованных детей, которые подготовили сообщение или интересные факты об открытии законов, явлений и выдающихся учёных.

Формирование личности ученика, его мировоззрения и качества личности на уроке физики хорошо реализуются на практике. При выполнении лабораторных работ групповая форма способствуют воспитанию чувства ответственности, сплоченности и причастности к общему делу. В процессе выполнения задания в парах, группах, обучающиеся обсуждают ход работы, решают спорные ситуации, развивают свои коммуникативные навыки. Для увлечённых детей можно предложить домашние лабораторные работы. Эти работы оригинальные, безопасные, легко воспроизводимые и посильные для любого любознательного ребёнка. Темы для учеников 7,8,10 классов «Тепловые и оптические явления». Например, «Мутнеющее зеркало», «Аномальная плотность», «Чистый лёд на грязной луже».

Роль учителя – незаметно регулировать процессы формирования умений и навыков. Главное создать на уроке проблемную ситуацию. Например, в 7 классе по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление» Ситуация. Над нашей планетой довлеет огромный воздушный океан. А на человека воздух давит с силой более 10 тонн. Представь, что на тебя навалился грузовик, — вот какой это вес! Но этот «грузовик» никогда не раздавит человека. Почему?

Физика 8 класс. Тема. Электричество. Как сделать безопасную электропроводку? На этот вопрос однозначный ответ дать нельзя, но попробовать найти ответ можно продолжая индивидуальный проект по теме.

Безопасно можно отремонтировать электропроводку или розетку в доме. Для этого повторяем основные законы физики, тем самым сберегаем здоровье себе и близким людям при работе с электрооборудованием.

[1] Из опыта моей работы по реализации задач воспитания через школьный урок «Тепловые явления», 8 класс. (опубликовано на сайте МКУ ШР ИМОЦ, раздел «направления деятельности»)

Пословицы – краткие изречения, выражающие законченную мысль и обобщение многовековой опыт народа. Они относятся к речевым жанрам и употребляются в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословицы говорится: «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», «Без пословицы не проживёшь». В пословицах – кратких изречениях, поучениях – проявляются мировоззрение, национальная история, быт людей. Данные пословицы из двухтомника Владимира Даля «Пословицы русского народа»: «Много снега – много хлеба», «Гвоздём (шило) моря не нагреешь», «Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги», «Весной дождь парит, осенью мочит» – верны с точки зрения физики.

«Строение вещества», 7 класс.

Многие пословицы из двухтомника Владимира Даля «Пословицы русского народа»: «С гуся вода, а с меня, молодца, не былые слова», «Он сух из воды выйдет», «Без сала дегтя на отмоешь», «В которой посудине деготь побывает – огнем не выжжешь», «С ним говорить – что решетом воду носить» – повествуют о физических явлениях.

«Звук», 9 класс.

«Как аукнется, так и откликнется», «Шумит, как ветер в пустую трубу», «От того телега запела, что давно дегтю не ела», «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется» – повествуют о физических явлениях.

Вопросы по пословицам 7-9 класс.

1. В чём житейский смысл пословиц?

2. Какие ещё пословицы о рассматриваемых физических явлениях вы знаете?

3. Какие рисунки к пословицам нарисовали бы вы?

4. Какие пословицы больше всего понравились? Почему?



[2] «Электромагнитные волны», 9 класс.

«Тепловыми глазами» змеи пользуются, когда ночью охотятся и когда нормальные глаза бесполезны. Да и не глаза, это вовсе, а две ямки, находящиеся между носом и глазами, покрытые тончайшей мембраной. Мембрана пронизана многочисленными нервными окончаниями, отвечающими на малейшее изменение окружающей температуры нервными импульсами. Чувствительность этого термолокатора ниже 0,005°С.

Тепловые «глаза» змеи, получившие название «лицевые ямки», представляют собой специализированные органы, чувствительные к инфракрасному излучению внешних объектов. Лицевые ямки, как правило, расположены впереди обоих глаз змеи, а их число зависит от вида змеи и может достигать 26. Почувствовав на расстоянии 15 см излучатель тепла, например, мышь, змея настораживается, бесшумно подкрадывается и убивает жертву. Таким образом, гремучая змея охотиться на грызунов, спящих птиц, мелких зверьков. Может среагировать и на руку спящего человека.

1. Как вести себя при встрече со змеёй?

2. Разработай памятку по безопасности при встрече со змеёй.

Решить все воспитательные задачи за короткий промежуток времени – урок – нельзя, поэтому необходима систематическая работа учителя. Результат этой работы определяется целенаправленной деятельностью учителя, его умелым раскрытием перед учениками ценностей физических знаний.

[3] Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться, т.е. умение приобретать знания и пользоваться ими. Учителю необходимо и расширять свои познания в постоянно меняющихся технологиях и инженерных достижениях, и быть личностью с высокими человеческими ценностями, быть дружелюбным, честным и добрым.

Источники:

  1. сайте МКУ ШР ИМОЦ https://drive.google.com/file/d/1s4BKD4OyVg5FUH7X0lUH8PUcSpZ4gtRA/view

  2. Нестандартные физические задачи. Интересные факты. https://dokumen.pub/2-k-3438455.html

  3. Профессиональный стандарт педагога












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!