СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волшебный мир пластилина "

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я- увлекающий человек, мне всё интересно.

Просмотр содержимого документа
«"Волшебный мир пластилина "»



« Волшебный мир пластилина»

 Я – увлекающийся человек, мне все интересно. Заинтересовалась я глиной. Я узнавала о глине  все больше и больше.  Постепенно у меня появилось много вопросов. Мои одноклассники так же знали о глине очень мало.  И я решила более подробно изучить эту тему.

Гипотеза: Собрав все свои знания о глине, я предположилачто месторождения глины встречаются повсеместно на территории Московской области, что люди очень давно используют глиняные изделия в быту, что в современном мире глина не имеет такого широкого  применения, как раньше.

Цель:   Изучить  полезное  ископаемое -  глину.

Задачи:

  1. Найти и собрать  информацию об истории использования глины человеком и области применения в наше время.

  2. Узнать места залегания этого полезного ископаемого на территории Московской области.

  3. Расширить знания моих сверстников о природных богатствах своей Родины.

  4.  Популяризировать народное ремесло – гончарство, приобщать детей к декоративно-прикладному  искусству  – лепка из глины.

Объект исследования: полезные ископаемые Московской области. 

Предмет исследования: глина.

Методы исследования:

- анкетирование

- изучение литературы;

- эксперименты;

- наблюдения;

- анализ и обобщение полученных данных.

     

  1. Глина – чудесное полезное ископаемое

Свое исследование я начала с того, что постаралась больше узнать о природном материале – глине. Я обратилась к энциклопедии и толковому словарю.

Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, с водой образует пластичное тесто, при высыхании способная сохранять приданную ему форму, а после обжига получать твёрдость камня.

При  взаимодействии  атмосферы на разнообразные горные породы, они  разрушаются или, как говорят, выветриваются, образуя новые минеральные вещества. Все минералы, имеющие в своем составе полевой шпат, при выветривании дают глину. Месторождения глин расположены, как правило, в нижних частях склонов оврагов, в бывших озерах, болотах.

Естественная окраска глин бывает чрезвычайно разнообразна; имеется глина цветов чисто белого, серого, голубоватого, сероватого, зеленоватого, всевозможных оттенков желтая, красная, темно-синяя, коричневая и совершенно черная. При обжигании цвет этот в зависимости от содержащихся в глине различных примесей изменяется.

Глины отличаются не только цветом. Их  делят  на следующие четыре класса: 1) огнеупорные глины (белая пластическая и непластическая), 2) плавкие глины (обыкновенная гончарная), 3) известковые, 4) охристые глины.

В природе встречаются глины с самыми разнообразными степенями пластичности. Глины с высокой пластичностью носят название глин "жирных", так как дают при осязании в замоченном состоянии впечатление жирного вещества. Глины непластичные или малопластичные носят название "тощих". Жирная  глина блестящая с виду и скользкая на ощупь. Глина тощая на ощупь шероховатая, в сухом состоянии имеет поверхность матовую и при трении пальцем легко отделяет мелкие землистые пылинки.

  1.  Месторождения глины.

В пределах Московской области многочисленны месторождения глин. Выделяется Ельдигинское месторождение близ посёлка Софрино. Запасы сырья  оцениваются в 30 млн кубометров. Ежегодная добыча до 600 тыс. кубометров. Огнеупорные белые глины встречаются в районе Гжели. Крупнейшим месторождением является Кудиновское близ города Электростали.

 Исторические факты

История глины начинается  с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины).  Когда учёные-археологи  проводят раскопки древних курганов, часто  они находят  обломки посуды, а иной раз и целые чаши, горшки. Они сделаны были первобытным  человеком из глины.  Древние  люди обнаружили, что обожжённая в огне глина  приобретала твёрдость. Быть может, это и побудило людей делать посуду из глины, в которой можно было варить пищу. Когда была изобретена письменность (около 4 тысяч лет до нашей эры), то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. В России в 80-х гг. 19 столетия лечение глиной применялось в клинике С. П. Боткина. Во время войны 1914-18 гг. французским солдатам добавляли в горчицу немного глины для профилактики дизентерии. Русские также употребляли глину вовнутрь.

 Гончарное производство

   Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

.

Гончарная керамика выглядит не так грубо, поскольку требует дополнительной обработки глазурью. Разнообразная гончарная керамика остается весьма популярной в наши дни. Мастера лепят пиалы, традиционные горшки и модернистские чашки, всяческие кувшины и прочую домашнюю утварь. Из предметов быта эти вещи постепенно превращаются в дизайнерские украшения интерьера современного жителя мегаполиса. И ценятся такие изделия гораздо больше, чем просто  посуда, даже фарфоровая или стеклянная.

Фарфор был известен в Китае уже в самые древние времена, а в Европе его стали изготовлять фабричным способом с 1710 года. Фарфор был получен при сильном прокаливании «обжиге» тонкой белой глины с "остеклованным" черепком. Как правило, обжиг производят дважды. Часто фарфор подвергают еще третьему обжигу после нанесения красок.

Фаянс, как и фарфор, белого или почти белого цвета, однако он мягче, так что сталь оставляет на нём царапины. В отличие от фарфора, он не просвечивает,  легче ломается, порист, поэтому его необходимо покрывать глазурью. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования, раковин, умывальников, а также для художественной керамики.

 Глиняные игрушки

Искусство глиняной игрушки – одно из наиболее древних и традиционных. Оно существует столько же, сколько и гончарство. После работы у гончара оставались небольшие кусочки глины, из которых он в свободное время лепил игрушки для своих детей. В некоторых местах России изготовление глиняных игрушек приобрело характер самостоятельного промысла. Это хорошо известные дымковские игрушки, каргопольские игрушки, филимоновские игрушки. У всех глиняных игрушек разных народов одинаковые  сюжеты: птица, курица, петух, баран, конь, конник, кукла, фигура человека.

Мои игрушки  - это моя фантазия на разные темы: персонажи сказок и мультфильмов, фигурки реальных людей, народные сюжеты, украшения для дома. Все они раскрашены яркими красками и выполнены в различной технике лепки. Всего в моей коллекции более 30 изделий из глины. Оказывается лепка из глины не только интересное, но и полезное занятие.


Лепка из глины помогает в развитии  ребенку. В процессе занятий с глиной у детей прекрасно развивается воображение, воспитывается чувство прекрасного, формируется творческое образное мышление. Ребенок приучается быть аккуратным, ведь на занятиях надо приготовить и убрать за собой рабочее место самому, тщательно вымыть руки, учится доводить начатое дело до конца. Глина не токсична, в отличие от пластилина. Она не вызывает аллергическую реакцию, легко отмывается и из нее можно изготавливать предметы, которыми  можно  пользоваться в доме. Работая с глиной, каждый ребенок развивает мелкую моторику, расслабляется, у него проходят разные страхи и напряжение: такие занятия даже рекомендуют детские психологи и невропатологи.   Во время занятия дети начинают видеть предмет в объеме. У ребенка  формируется чувство гордости, развивается трудолюбие, самостоятельность, эмоциональная  отзывчивость и умение радоваться чужим успехам.

 Свойства глины

      Когда я узнала так много интересного о глине, у меня возник вопрос: какие же свойства позволили этому «чудесному» материалу много тысяч лет оставаться на службе у человека и не утратить свою актуальность? Я решила исследовать опытным путем свойства глины.

Опыт № 1.  Из чего состоит глина.

Насыплем на бумагу песок и глину. Внимательно рассмотрим, из чего состоит песок и глина. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине мы видим слипшиеся, очень мелкие, частички.

 Глина состоит  из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

 Опыт № 2.  Влагоемкость. 

Возьмем кусочки сухой глины, раскрошим их,  поместим в емкость, нальем немного воды. Через некоторое время воды стало  меньше, а глина поменяла цвет (со светло-коричневого на темно-коричневый) и стала лепиться.

Значит,  глина впитывает в себя определенное количество воды и удерживает ее, становясь при этом пластичной.

Опыт № 3.    Пластичность. 

Пластичностью глины называется ее способность под воздействием внешних усилий принимать любую форму без разрыва сплошности и сохранять эту форму после прекращения действия усилий.

Слепим из глины шарик, затем длинную колбаску. Кусочек глины изменил свою форму три  раза. Оставим изогнутую колбаску сушить. После высыхания форма колбаски сохранилась.

Опыт № 4.  Способность пропускать воду.

Слепим из глины небольшую емкость и нальем в нее воды. Вода осталась в емкости и не проходит через глину.

Глина, которая набрала в себя определенное количество влаги,  воду не пускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти через них.

Опыт № 5. Воздушная усадка. 

Воздушная усадка представляет собой уменьшение размеров глиняного образца при его сушке и является одним из наиболее важных сушильных свойств  глины.

Слепим из влажной глины колбаску и измерим ее длину. Оставим изделие сушиться. Измерим длину колбаски после высыхания. Длина уменьшилась. Произошла воздушная усадка.

 Использование глины в современном мире

   Много веков назад люди познали свойства замечательного подарка природы – глины. Теперь же миллионы тонн глины перерабатываются на фабриках для получения сотен различных предметов, необходимых людям. В первую очередь это разные виды посуды: чайная,  столовая, кухонная, жаростойкая. Декор для украшения стола и интерьера, всевозможные сувениры. Но это лишь малая часть применения глиносодержащих материалов. Применение керамики в промышленности или как её ещё называют – техническая керамика занимает, как ни странно это звучит, одну из главных областей её применения. Керамика применяется в тяжёлой промышленности и машиностроении: уплотнения насосов, детали клапанов, в качестве режущего инструмента для никелевых сплавов и чугуна, вырубки угля; в  электротехнических  изделиях и даже в современной электронике, к примеру, в микрофоне.  Оказывается, это еще не все… Керамика применяется в информационных накопителях  – магнитные диски, ленты, платы. Так же в микроволновой технике, магнитах электродвигателей, настроечных приборах, видео- и звукозаписывающих головках. Бронежилеты для защиты человека состоят из керамических пластин, прикреплённых к алюминиевым подкладкам Зубная и ортопедическая имплантация используется для «ремонта» и замены костей у человека. Современные  фармацевтические компании США, Японии, Франции проводят широкие исследования   с целью включения глины в медицинскую практику. Глина используется в качестве лекарства в некоторых больницах Германии и Швейцарии.

     Да что там говорить: все здания, школы, дома, в которых мы живем, сделаны из глиносодержащих материалов! А вы знаете, как делают карандаш? Дерево, графит для стержня и…глина! Зачем глина карандашу? Ведь карандаш – не кирпич. Глина нужна, чтобы сделать графитный стерженёк прочнее и твёрже. Чем больше примешать к графиту глины, тем он будет твёрже писать. Оттого и указывают на карандашах буквы: М – мягкий, Т – твёрдый, ТМ – средний.

Выводы

 Заканчивая исследование, могу сделать выводы: Моя гипотеза подтвердилась частично. 

Да, человек использует глину очень давно. Археологи находят обломки глиняной посуды, которая служила первобытным людям. Глиняные таблички для письма были уже в 4 веке до нашей эры.

Да, на территории Московской области глина встречается повсеместно: небольшие залежи можно найти по берегам рек и озер, на склонах оврагов; большие месторождения есть во всех областях нашей страны.

Последняя часть моей гипотезы не подтвердилась.  В современном мире использование глины не только не уменьшилось, а стало еще более широким. Ведь из глины строят, лепят, ее используют в лечении заболеваний, применяют в машиностроении, электротехнике, современной электронике и т.д. Огромное количество современных изделий, начиная с простого карандаша и заканчивая ядерным реактором, сделаны  из глины с различными добавками.  Глина действительно является «чудесным» природным материалом, настоящим даром для человека.






  1. Список литературы

  1. Детская энциклопедия, том 1 «Земля» / Москва: Педагогика, 2003.

  2. Ожегов, С.и. Словарь русского языка / Ожегов С.И. – Москва: Русский язык, 2005.

  3. Сидорина, Т.В. Большая книга эрудита / Сидорина Т.В. – Москва: Росмэн, 2006.

  4. http://keramoblog.com/category/izdeliya-iz-keramiki/

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  6. http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika/106.htm/ Энциклопедический словарь юного техника




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!