Экологический проект для детей второй младшей группы «Волшебные семена». Целью данного проекта является формирование у детей представлений о разнообразии растений на примере выращивания их из семян.
Экологический проект для детей второй младшей группы «Волшебные семена»
Воспитатели группы: Калинина Ирина Александровна, Симанова Елена Александровна
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта:
По срокам реализации 1 месяц
По составу участников – групповой
Актуальность проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о растениях.
Цель данного проекта: формирование у детей представлений о разнообразии растений на примере выращивания их из семян.
Задачи:
1. Показать детям как выглядят семена разных растений;
2. Научить высаживать семена в грунт;
3. Объяснить детям, что необходимо для роста растений (свет, тепло и вода);
4. Провести наблюдение за ростом растений;
5. Научиться ухаживать за растениями;
6. Обогащение словарного запаса;
7. Поощрять у детей инициативу, любознательность;
8. Развивать навыки исследовательской деятельности. Учить сравнивать, делать выводы.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны ознакомиться с разнообразием растительного мира. Научиться различать семена и сами растения между собой;
2. Дети должны получить представление о том, как выращивают растения, приобрести навык ухода за ними;
3. Дети должны усвоить знания об условиях для благоприятного роста растений.
Используемые ресурсы:
Семена различных растений (огурцы, тыква, кедровый орехи, садовые цветы, укроп, петрушка, помидоры, редиска, перец, горох, фасоль)
Грунт и поддоны для посадки семян
Наборы пакетов и мультифор для создания дидактических игр и каталога растений
Наборы для аппликации: картон с зарисовкой, пластилин зеленого цвета, горох.
Наборы для лепки: пластилин зеленого цвета.
Механизм реализации проекта:
Проект будет проходить в 3 этапа:
1.Подготовительный (12 – 16 марта)
2.Основной (19 марта – 9 апреля)
3.Заключительный (10 - 13апреля)
На подготовительном этапе мы, совместно с родителями, произвели закупку семян растений, грунта, поддонов для посадки, леечек для полива;
Оформили дидактическую игру «Чьи семена?»;
Подготовили литературу для совместного чтения с детьми: русская народная сказка «Колосок», С. Могилевская «Машенька и горошинка», стихи и загадки про растения;
Подготовили наглядные пособия для бесед с детьми по теме;
Оформили основы для поделок с детьми;
При подготовке к проекту мы использовали модель трех вопросов:
— что знаемо о растениях? (Что они растут на даче и на улице, что они зеленые, что растения надо поливать).
— что хотим узнать? (откуда берутся растения, как они растут).
— как узнать? (спросить у мамы, почитать книжку).
Перед разработкой проекта мы проинформировали родителей о том, что планируем провести совместный экологический проект «Волшебные семена». Родители поддержали идею и стали активно принимать участие в организации проекта.
Наосновном этапе была проведена экспериментальная деятельность по проращиванию семян различных растений: укропа, гороха, фасоли, садовых цветов, семян подсолнечника (см приложение № 1). Сначала мы вместе с детьми замочили семена гороха и фасоли и в течение нескольких дней наблюдали, как из семян прорастают корешки. Затем мы посадили проросшие фасоль и горох в подготовленный грунт. После этого мы показали детям, что семена бывают разные (большие и маленькие, круглые и овальные, убедились в том, что каждый вид семян имеет свой цвет). Затем мы посадили все семена в землю и научились правильно, аккуратно, поливать нежные росточки.
В ходе выполненной работы мы поговорили с детьми о том, что необходимо растениям для благоприятного роста: вода, свет и тепло.
В результате бережного ухода за растениями, на нашем подоконнике выросло большое количество ростков разных растений. С детьми мы поговорили о том, что из разных семян вырастают разные растения. Еще раз посмотрели, как выглядят семена и какие разные росточки растут на наших грядках
В течение нескольких недель мы, на примере одной горошины, наблюдали так же и за ростом корней. Аккуратно выкапывали горошинку из-под земли и убеждались, что растет не только росточек над землей, но и корни под землей.
Кроме этого, мы разработали и провели с детьми дидактическую игру «Чьи семена» (см приложение №2):задачей игры является подбор семян для каждого растения изображенного на картинке.
В ходе проекта мы изготовили поделки на тему:
«Горошек» - из пластилина, «Горох на грядке» - из природного материала, «Редиска» - аппликация-мозаика из рваных кусочков цветной бумаги. Во время проведения проекта мы так же выполнили коллективную поделку «Во саду ли, в огороде»- из пластилина (см приложение №3).
Большой интерес у наших ребятишек вызвало чтение подобранной нами литературы по теме: русс. нар. Сказка «Колосок» и С Могилевская «Про Машеньку и горошинку». Кроме этого, мы читали детям стихотворения и разгадывали все вместе загадки по теме проекта. (см прил № 4)
Совместно с родителями организовали и провели выставку поделок из семян различных растений (см. приложение №5).
На заключительном этапе мы
Оформили картотеку семян (см. приложение №6);
Оформили уголок природы «Деревенька» (см. приложение №7);
Сделали стенгазету для родителей (см. приложение №8).
Вывод: В ходе работы над проектом, дети узнали, что многие растения растут из семян. Что из разных семян растут разные растения. Дети убедились в том, что для роста растений нужны: солнце, вода и тепло.
На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками. В нашем «зеленом уголке» появились ростки многих растений: фасоли, гороха, садовых цветов, томата, лука, редиски и т.д.
У ребятишек сформированы навыки заботливого, бережного отношения к живой природе.
Приложение №1
Замачиваем фасоль.
Рассматриваем проросшие корни фасоли. Сажаем её в грунт
Рассматриваем семена. Осуществляем посадку.
Посадка семян редиса, укропа ,петрушки.
Рассматриваем проросшие горошинки.
Приложение №2
Дидактическая игра "Чьи семена?"
Приложение № 3
Поделки.
Приложение № 4
Стихи и загадки про овощи, которые растут у нас на нашем «зеленом подоконнике»
Выпрыгнули из стручка,
Напугали паучка,
Стали на усах качаться,
Кувыркаться, баловаться
В брызгах утренней росы.
Хорошо, когда у папы
Есть длиннющие усы!
Н. Горюнова
А у нас взошёл горох,
Лиза восклицала: "Ох!
Его надо поливать!
Травку с корнем вырывать!
Поухаживать за ним,
А потом его съедим!!!"
Стихи про тыкву:
Н. ДовженкоТыква наша растолстела,
Раздуваются бока.
К сентябрю позолотела
Стала цвета медяка.
Арбуз
Кругло пузо у арбуза,
Полосатые рейтузы,
Полосатый пиджачок,
А на маковке - крючок.
А. Богдарин
Баба сеяла горох
За селом у двух дорог,
Ох-ох-ох.
Баба сеяла горох,
Ох-ох-ох.
Лук взошел, а не горох,
Ох-ох-ох.
Да еще чертополох,
Ох-ох-ох.
Баба руки развела,
Ох-ох-ох.
Видно память подвела,
Ох-ох-ох.
В. Кудлачев
Укроп
По тропинке топ-топ-топ -
Я в саду ищу УКРОП.
Он зелёныёй, он душистый,
А еще УКРОП пушистый!
Укроп
Т. Шорыгина
Укроп добавляют
В рассол, в маринад,
Душист и приятен
Его аромат.
Огурчик соленый
Так крепок на вид,
Он пахнет укропом
И вкусно хрустит!