Прощание с «Букварём».
Действующие лица:
Ведущая - учитель начальных классов.
Буквы - учащиеся 1 класса.
Букварина.
Оборудование. Плакат.
«Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться».
Букварь, алфавит в картинках, рисунки ребят к прочитанным сказкам.
Презентация.
Цель: - прививать любовь к чтению, к книге;
- развивать интеллектуальные способности;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный урок. Мы закончили первую школьную книгу-«Букварь». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Первая ступенька на лесенке знаний - это общий труд. Как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьёзной победой!
1.Мы собрали пап и мам.
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
2.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
3.Разбудите меня ночью.
В самой серединочке -
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4.Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
5. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
6. Мы простимся с Букварь,
И рукой помашем.
И спасибо мы сейчас
Дружно хором скажем!
Спасибо. (хором)
Входит Букварина.
Букварина.
А вот и я, мои друзья1
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет?
Ведущий.
Уважаемый Букварина.
Принимай парад от А до Я.
Букварина.
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте вряд.
Я – командир, вы – мой отряд.
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита
А узнать её легко
Ноги ставит широко.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли
Проезжих поджидая.
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
На дворе – какая жалость,
Наша лестница сломалась.
Наша лестница сломалась
Буква Е зато осталась.
Е и Ё – родные сёстры
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Посмотри-ка буква Ж
На жука похожа,
Потому, что у неё
Шесть жучиных ножек.
З На эту букву посмотри,
Она совсем, как цифра три!
Чтобы Й не спутать с И
Сверху галочку пиши.
Букву Й зовут и краткой
Й как И в твоей тетрадке.
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула
К правой ножке пристегнула.
Сигнальщик держит два флажка .
С флажками он, как буква К.
Люди, видите слона? Л
Хобот есть. Нога видна.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Там я букву Н найду,
Там гамак висит в саду.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Буква Р – на мачте парус.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Буква Т стоит на крыше.
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Всем известно без подсказки,
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
X все ходит, ходит, ходит,
Места, что ли не находит?
Вот какая буква Ц
С коготком на конце.
Коготок - царапка.
Как кошачья лапка.
Да, вы правильно решили.
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша.
Потому, что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик - твердый знак,
Чтобы не облиться
Как мы пишем Ъ знак?
Твердый знак мы пишем так.
Колесо и спичка
Позади косичка.
А бедняга буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой.
Вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
Буква Э на С дивится
Словно в зеркало глядится,
Сходство есть наверняка.
Только нету языка.
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось, -
Получилась буква Ю.
Я - бродяга с рюкзаком,
Путешествую пешком.
Букварина.
За ребят я очень рада!
Вижу: научились всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Хором:
Тридцать три!
Песенка о буквах
Ведущий:
- А знаете ли вы, когда был напечатан на Руси первый букварь?
В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» - первый на Руси печатный букварь. В этом году «Азбуке» исполняется 440 лет. Напечатал её Иван Фёдоров. Название книга получила от названия двух первых букв: «аз» и «буки». Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и науки».
Букварина.
Ребята, как вы подросли ,повзрослели. Многому научились. Я уже вам больше не нужна.
Ведущий . С тобой мы сегодня прощаемся, ты остаёшься в первом классе. А мы отправляемся дальше по дороге знаний и открытий.
Ведущий:
-Дорогие, гости! С первых дней учёбы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем?
1.Ученик:
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
2. Ученик:
Нельзя на уроке,-
Послушай, дружок,
Жвачку жевать
И кусать пирожок.
3.Ученик:
Парта-это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
4.Ученик:
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит- надо встать.
Когда он сесть позволит- сядь.
А сейчас поиграем в игру: «Это я, это я! Это все мои друзья».
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто мороза не боится
На коньках летит как птица?
Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей?
Кто из вас не ходит хмурый
Любит спорт и физкультуру?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядки
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто домашний свой урок
Исполняет точно в срок?
А сейчас я предлагаю отправимся в небольшое путешествие по страницам Букваря.
Ребята, что мы с собой возьмём? (друзей, знания, умения).
Ведущий. Сегодня книжные герои не смогли прибыть на наш праздник.
Они прислали нам телеграммы. Все поздравляют нас с праздником.
Но забыли поставить подписи.
-Кто прислал эти телеграммы?
1. А, это ты – та самая мышка, которая ест кошек? (кошка, сказка Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»)
2. Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеленым. Ступай и перекрасься. (лягушки, Г. Цыферов «Зеленый заяц»)
3. Мартышка! Удав передавал тебе привет! (слоненок, Г. Остер «Привет мартышке»)
4. Дорогие гости, помогите,
Паука – злодея погубите. (муха, К. И. Чуковский)
5. Дай Яшке горошку! Дай Яшке горошку! (ворон, Е. Чарушин «Яшка»)
Ведущий. Не зря говорят: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Сейчас буквы будут загадывать загадки родителям, а мамы и папы постараются отгадать.
А - лягушку проглотил-- аист
Л - тележку покатила--- лошадь
Д - откроем и войдём-- в дверь
Ш - на ёлке мы найдём- шишка
О - жужжит и больно жалит оса
П - по лесу деревья валит-- -пила
В - чирикает на ветке-- -воробей
Т - рычит на нас из клетки-- -тигр
М – спасается от кошки-- -мышка
Ц – горшочке на окне-- -цветок
Н – приятный любит запах- --нос
К – на мягких ходит лапах--- кошка
Щ – усердно чистит зубы- -щётка
З – велит надеть нам шубы-- -зима
Ч – собою домик тащит-- -черепаха
Э – откликнется из чащи-- -эхо
С – по шёрстке мы погладим-- -собака
Ё – мы к празднику нарядим-- --ёлка
И в лесу на курьих ножках-- -избушка
Г – лежит у нас в лукошке--- грибы
Ф – мерцает огоньком-- -фонарь
Ю – завертится волчком--- юла
Е – в лесу с куста мы ели-- ежевика
Р – вокруг луны летели--- ракета
Х – к обеду на столе--- хлеб
Я – на каждом корабле --- якорь
Ведущий. Кто написал эти замечательные строчки.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
Но для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
(С. Маршак «Ты эти буквы заучи»)
Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
(Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»)
У меня зазвонил
Телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего…
(К.И. Чуковский. Телефон)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось это брюки.
(С.Я.Марша. Вот какой рассеянный)
Вот как это было.
Принцесса была прекрасная,
Погода была ужасная.
(Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или все наоборот. »)
Ведущий: Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. (отвечать хором)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? … (Буратино).
. Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной,
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно,
Он зовётся … (Чиполлино).
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит-
Это доктор … (Айболит).
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете,
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно –
Эта милая мордашка И зовётся … (Чебурашка).
. Живёт спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (Черепаха).
. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались?- Это Гена,
Это Гена … (Крокодил).
Сценка: Мышонок Мыша и медвежонок Миша.
Ведущий: Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину.
Мыша: Давай сочинять стихи! Слушай, что я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы тведим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
Миша (кричит): Малины!
Мыша (растерян): Да при чём здесь «малина»? Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы!»
Миша: Правильно! А теперь я сочиню. А про что? (чешет затылок).
Мыша: Ну вот про тот мухомор.
Миша: Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
Мыша (испуган): Что ты! Что ты! Мухоморы есть нельзя. В больницу попадёшь. Вот слушай стихи про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем рыжий бойкий …
Миша: Айболит!
Мыша: Муравей! Айболит лечит зверей, а муравей – лес!
Миша (с удивлением): Откуда ты всё знаешь?
Мыша (важно): Кто много читает, тот много знает. (Раскрывает книгу.
Ведущий: Действительно: грамоте учиться всегда пригодится!
Наше маленькое путешествие по страницам Букваря завершилось.
Ведущий: Сейчас все дети нам прочитают клятву учащихся.
1. Ученик:
-Я на пять учиться стану, с буквами уже знаком,
Научусь читать- и к лету запишусь в библиотеку!
Клянусь!(хором)
2. Ученик:
-Устный счёт поизучаю,
Всё вокруг пересчитаю!
Клянусь!(хором)
3. Ученик:
-Хоть лепить и рисовать трудно,
Должен вам сказать,
Но терпенья наберусь,
В этом тоже я…
Клянусь!
4. Ученик:
-Мы в большом и малом деле
С другом радости разделим,
С дружбою не поступлюсь,
В этом я друзья…
Клянусь!
1.Ученик
Букварь прочли до корки,
Нам по чтению- «пятёрки»!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
А теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
2.Ученик
-Спасибо, друг, за всё,
Что сделал ты для нас!
За слово первое твоё, за стих,
За первый твоё рассказ.
3.Ученик
Нас научил читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда!
Букварина
-Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радостей и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости!
Ученик:
Мы-хотим-сказать-тебе-спасибо,(хором)
Мы-тебя-за-всё-благодарим!
Говорим-тебе-мы-–-до-свидания!(хором)
(хором)Здравствуй!–-новой-книге-говорим.
Букварина:
До свидания! Счастливого пути!
Учитель. Вы одержали первую победу в своей жизни, хотя маленькую, но очень важную. Мы награждаем вас пока сертификатами , надеемся, что эта награда будет не последней.
(Вручение сертификатов, подарков)
Учитель: Наш урок подходит к концу, но путешествие в страну знаний продолжается.
И в завершении песня.
Песня. «Прощай, Букварь».