СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8–9 классов по теме «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8–9 классов по теме «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»

Цель: формирование у обучающихся представления о роли педагога в

становлении личности каждого человека; формирование у обучающихся

чувства благодарности и уважения к родителям, педагогам и наставникам;

представления о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать

наставником.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, социальное служение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и

цитат с последующим обсуждением.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролики,

− презентационные материалы.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вводное слово педагога. Демонстрация видеоролика и последующее

обсуждение качеств учителя, педагога, наставника. Раскрытие значения

понятия «наставник».

Часть 2. Основное содержание занятия

Знакомство с наставнической ролью известного советского педагога

Антона Семеновича Макаренко. Обсуждение роли спортивных тренеров в

становлении и судьбе своих воспитанников.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия. Выражение благодарности родителям,

педагогам, наставникам.

3

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, я хочу начать наш сегодняшний разговор с показа

видеоролика. Он построен так, что только в его завершении раскрывается,

кому он посвящен. Но вы наверняка сможете понять это и раньше. Я попрошу

вас для себя отметить, в какой именно момент вы догадались, о ком идет речь.

Демонстрация видеоролика «Я учитель» (дикторский текст).

Даже представить себе не можете, насколько захватывающая у меня

работа. Я редактор и хореограф, нападающий, программист, бас-гитарист,

исследователь и экспериментатор, руководитель, психолог и немного

доктор. Я все время учусь. Я был в жизни каждого из вас, и рано или поздно

вы приведете ко мне своих детей. Потому что я… Я учитель.

Учитель. Ребята, какие у вас были версии в начале сюжета? В какой

момент вы догадались, что речь идет о профессии учителя?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Почему учителю недостаточно знать только свой предмет?

Почему важно, чтобы учитель был и немного психологом, актером,

исследователем, экспериментатором?

Как вам кажется, заканчивается ли работа учителя после звонка с

последнего урока? Почему?

Быть учителем – это профессия или призвание? Почему?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Ребята, вы наверняка слышали, что 2023 объявлен Президентом

Российской Федерации В. В. Путиным Годом педагога и наставника, открытие

которого состоялось накануне нашего занятия.

Демонстрация плаката «Год педагога и наставника».

Учитель обращает внимание обучающихся на логотип Года педагога и

наставника.

Учитель. Ребята, какая птица выбрана символом Года педагога и

наставника?

4

Учитель. Почему именно пеликан стал символом Года педагога и

наставника, как вы думаете?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Пеликан - символ

милосердия, самопожертвования и родительской любви. Эта птица, кормящая

своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года

России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана.

Учитель. Педагога и наставника. Почему именно в такой формулировке,

как думаете? В чем разница между педагогом и наставником? Что общего?

Наставник – это обязательно учитель, педагог? Кто еще может выполнять

функции наставника?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель, обобщая мнения обучающихся, резюмирует, что наставник –

это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное

влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни:

поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.

Учитель рассказывает обучающимся о проектах, в которых ребята могут

как попробовать себя в роли наставника, так и встретить своего наставника

(«Лига вожатых», «Россия – страна возможностей», Российское движение

детей и молодежи «Движение Первых»», «Орлята России», «Навигаторы

детства», Российское общество «Знание») – см. презентацию в

дополнительных материалах.

5

Учитель. Наставником может стать человек любой профессии, но чаще

всего таковыми в нашей жизни являются педагоги, которых принято еще

называть Учителями с большой буквы.

Именно о них, великих педагогах, сегодня наш разговор.

Учитель. Ребята, а кто знает, почему именно 2023 год объявлен Годом

педагога и наставника?

Юбилей какого величайшего русского педагога мы отмечаем в этом году?

Ответы обучающихся.

Учитель. В этом году 3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения

основоположника российской педагогики, родоначальника научного подхода

К. Д. Ушинского.

Молодой педагог Константин Ушинский мечтал о времени, когда все дети

будут обучаться грамоте и любить свой родной язык. Он хотел изменить мир

школы. И ему это удалось.

Ушинский заменил бездумное заучивание на настоящее преподавание и

обучение, создал комфортную и свободную учебную атмосферу. Благодаря

Ушинскому учитель стал человеком, который не наказывает, а направляет

ученика и прививает ему любовь к знаниям.

Константин Дмитриевич заботился о том, чтобы учитель был умным,

добрым наставником для каждого своего ученика. Он писал для учителей

книги, в которых рассказывал, как успешно учить детей, как воспитывать в

них качества настоящих людей – справедливость, трудолюбие, отзывчивость,

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.

Константин Дмитриевич также повлиял на сокращение длительности

урока и введение школьных каникул.

Почти 150 лет назад Ушинский создал удивительный учебник «Родное

слово», написанный простым, понятным русским языком, и потому его до сих

пор любят и читают в начальной школе. Его книги для детей, учителей и

родителей выдержали десятки переизданий.

Часть 2. Основная.

Учитель. К числу великих русских педагогов, Учителей с большой буквы

относят и Антона Семеновича Макаренко.

Предлагаю посмотреть и обсудить небольшой сюжет, посвященный

Антону Семеновичу.

Демонстрация видеоролика «А. С. Макаренко» (дикторский текст).

6

Леонид Конисевич – руководитель детского дома на станции Паратунка

на Камчатке.

Григорий Супрун – инженер танковой бригады в годы Великой

Отечественной войны.

Лев Салько – инженер по испытанию самолетов и планеров.

Александр Чевелий – летчик, сражавшийся с фашистами в боях Великой

Отечественной войны.

Но их жизни могли сложиться иначе, если бы они не попали в коммуну

Антона Семеновича Макаренко.

Беспризорники и малолетние преступники в прошлом, они выросли и

стали известными и уважаемыми людьми.

Один из воспитанников Макаренко – Алексей Землянский – отмечал, что

педагог создал место, где каждый чувствовал себя человеком. «Кредо

Макаренко было максимально простым и ясным: хочешь жить здесь –

работай, учись, будь честным, уважай весь коллектив».

Антон Семенович воспитал более 3000 детей с изломанными судьбами, и

каждый нашел свою дорогу в жизни.

Вопросы для обсуждения видеоролика1

:

− Сюжет довольно интересно построен. Сначала мы видим очень

успешных, состоявшихся в жизни людей, а затем узнаем историю их

детства. Могла ли их жизнь сложиться по-другому?

− Как вам кажется, за счет чего Антон Семенович смог помочь ребятам с

неблагополучным прошлым «выйти в люди», стать успешными?

− Какими качествами нужно обладать, чтобы суметь сделать то, что удалось

Макаренко?

− Можно ли считать Макаренко наставником для своих воспитанников?

Почему?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. В продолжение нашего разговора предлагаю обсудить цитату

советского поэта, драматурга, журналиста, военного корреспондента Михаила

Аркадьевича Светлова.

Демонстрация цитаты:

«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а

тот, кто помогает тебе стать самим собой».

1 Учитель может выбрать вопросы в зависимости от интереса и уровня подготовки обучающихся.

7

Вопросы для обсуждения цитаты:

− Как вы понимаете высказывание М. А. Светлова?

− Настоящий учитель – тот, кто помогает тебе стать самим собой, это

основная мысль цитаты М. А. Светлова. А что это значит для человека –

стать самим собой? Как учитель может помочь человеку стать самим

собой?

− Можно ли сказать, что Антон Семенович Макаренко – тот, кто помог

своим ученикам стать самими собой? Почему?

Дополнительно учитель может предложить обучающимся в свободное

время посмотреть фильм Виталия Якушева «Учитель с „железным“

крестом» (2011), посвященный А. С. Макаренко и его любимому ученику

Семену Калабалину, а также предложить подборку фильмов об Учителях с

большой буквы (см. дополнительные материалы).

Учитель. Наша страна славится высокими спортивными достижениями,

спортсменами мировой величины. Но жизнь каждого из них могла бы

сложиться иначе, не окажись на их жизненном пути того самого человека,

который стал для них больше, чем тренер.

Предлагаю посмотреть и обсудить сюжет, в котором российские

олимпийские чемпионы рассказывают о своих знаменитых наставниках,

тренерах с большой буквы и их роли в своей судьбе. При просмотре обратите

внимание на то, какие личностные качества тренеров-наставников спортсмены

считают наиболее значимыми, и за что они им особо благодарны.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

Ирина Александровна Винер

главный тренер сборной России по художественной гимнастике,

президент Всероссийской федерации художественной гимнастики

Алина Кабаева, олимпийская чемпионка 2004 года по художественной

гимнастике. Ирина Александровна – это моя семья. Да, это моя семья, и я

ей благодарна, во-первых… за все я ей благодарна. За то, что она воспитала

меня, за то, что она сделала из меня, не побоюсь этого слова, великую

спортсменку.

Евгения Канаева, двукратная олимпийская чемпионка 2008 и 2012 года

по художественной гимнастике. Ирина Александровна, она… Под каждую

гимнастку у нее свой подход. Она воспитывает характер в процессе

8

тренировок. Она рассказывает очень много, она своей энергетикой может

где-то подтолкнуть, дает свои силы, свои эмоции детям. Она помогает в

любой ситуации, и ей можно позвонить, обратиться, она всегда

откликнется, всегда поможет. Мне она помогла спасти моего родного

человека. Поэтому я на всю жизнь ей благодарна и очень счастлива, что есть

у меня такой человек.

Маргарита Мамун, олимпийская чемпионка 2016 года по

художественной гимнастике. Ирина Александровна на тренировках и Ирина

Александровна в жизни – это два разных человека. Ее на самом деле мало кто

видит вот такой доброй, спокойной, смеющейся, рассказывающей какие-то

интересные жизненные истории. Она может спросить, куда ты поедешь

отдыхать, где ты проводишь выходные. Просто такая заботливая мама,

которая привезет тебе творожок на базу.

Татьяна Николаевна Покровская

главный тренер сборной России по синхронному плаванию,

заслуженный тренер России

Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор телеканала

«Матч ТВ». Покровская как тренер вообще не стоит на месте. Она каждый

раз развивается... Она не знает устали. Она тренер-диктатор временами, а

временами, наоборот, такая заботливая мама. Вот это тоже очень здорово.

Как ее любят, кстати говоря, ее подшефные, потому что вот той любви к

тренерам я, пожалуй, не встречал ни у кого из представителей самых разных

видов спорта. Все наши девчонки, они просто благоговеют перед Покровской

и вот это, знаете, абсолютно уважительная история…

Светлана Колесниченко, трехкратная олимпийская чемпионка по

синхронному плаванию. Энергии в ней на тренировке очень много, прям вот

кипит, знаете… Иногда приходишь на тренировку, ты такой грустный,

вялый, никакой. Она приходит, энергией своей заряжает, подстегивает на

работу. Может быть, в этом еще успех, в ее энергии, в ее заряде в команду

прям. Татьяну Николаевну вижу намного чаще, чем свою маму. И правда, она

же всю душу отдает спорту. Мы живем на одной базе, она с нами вместе

живет, она по 10–12 часов так же работает вместе с нами в бассейне. Она

сама не видит своих родных и близких, и мы для нее вторые дети. Я вот с

уверенностью могу сказать, что она скажет так же. И для нас она, правда,

как вторая мама.

9

Евгений Яковлевич Гомельский

заслуженный тренер СССР, тренер женских баскетбольных команд

Ирина Сумникова, олимпийская чемпионка 1992 года по баскетболу.

Он с каждой из нас в отдельности разговаривает, но мы не знаем, когда он

это делает. А потом выясняется, что он всем говорит, что мы самые

лучшие, «ты хозяйка на площадке», «только ты можешь забить», «только

ты можешь выиграть», но говорит же он каждой из двенадцати человек,

каждой из нас по отдельности, но мы-то думаем, что он говорит только мне.

Вот успех победы.

Евгений Гомельский о женской сборной.

Девчонки меня больше учили, чем я их… И до сих пор мы встречаемся. До

сих пор отмечаем праздники – Новый год и так далее. И кроме доброты и

теплоты от них ничего не получаю.

Вопросы для обсуждения с обучающимися2

:

− Какие качества объединяют Ирину Винер, Татьяну Покровскую, Евгения

Гомельского? Что именно подчеркивают спортсмены, рассказывая о

своем тренере?

− Ограничивается ли роль тренера только спортивной площадкой?

− Почему так получается, что тренер занимает почти такое же место в

жизни спортсмена, как его мама и папа?

− Можно ли сказать, что И. Винер, Т. Покровская, Е. Гомельский не просто

тренеры, а наставники для своих воспитанников? Почему?

− Знаете ли вы еще имена спортивных тренеров, которые не просто

тренировали, а «проживали жизнь» рядом со спортсменом, становясь для

него настоящим Учителем, Наставником (с большой буквы)? Может

быть, вы видели фильмы, в которых показаны такие взаимоотношения

тренера и его подопечных?

(«Лед», «Белый снег», «Движение вверх», «Легенда 17» и т. д. – учитель

может также порекомендовать посмотреть данные фильмы).

Часть 3. Заключение.

Учитель. У каждого человека – свои Учителя, свои наставники. Их роль

невозможно переоценить. Они как маяк, который освещает путь, помогает нам

2 Учитель может выбрать вопросы в зависимости от интереса и уровня подготовки обучающихся.

10

двигаться вперед и всегда поддерживает. Несмотря ни на что, вопреки всему.

Благодаря им мы те, кто мы есть сейчас, и кем станем в будущем. Наш

успех – высшая награда и благодарность для них.

Учитель. Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение

благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с

нами трудные и счастливые моменты.

Именно об этом совсем недавно говорил в своем Послании Федеральному

Собранию и Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.

Демонстрация видеоролика.

Нынешний год объявлен в России Годом педагога и наставника. Учитель,

преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны, и важно

повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители

больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя – об

уважении и любви к родителям. Давайте помнить об этом всегда.

Учитель. Ребята, а помните ли вы вашу первую учительницу в школе? За

что вы можете сказать ей «спасибо»? За что и какие слова благодарности вы

хотели бы сказать другим учителям?

За что вы особо хотели бы поблагодарить педагогов театральной студии,

художественной школы, спортивной секции?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Учитель может рассказать свою

историю, кому из своих учителей и за что он благодарен – за выбор

профессии, за помощь в самом начале своего профессионального пути… Такой

личный рассказ может быть очень значим для обучающихся, поможет

создать необходимую ситуацию доверия.

Учитель. Владимир Владимирович в своей речи упомянул и

благодарность родителям. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, наши родители тоже являются для нас

учителями и наставниками – свои первые знания о мире мы получаем от них,

они подают нам пример в жизни, поддерживают, защищают и учат быть

благодарными нашим учителям.

Учитель. Ребята, в завершение занятия предлагаю вспомнить, за что мы

благодарны своим родителям, учителям, наставникам.

11

Демонстрация заключительного видеоролика

Мы благодарны:

за жизнь, за любовь, красоту, защиту, терпение, щедрость,

возможности, поддержку, заботу, прощение, принятие, милосердие,

справедливость, настойчивость, знания, истинность, честность, доброту,

самопожертвование, преданность, верность, исполнение желаний и мечты,

открытия, дружбу, за участие в судьбе, за доверие.

Учитель. Ребята, можете продолжить этот список? (за доброту, улыбки,

уют и тепло, за любовь к стране, Родине, за мудрость и т. п.) Какие из этих

слов вам захотелось сказать своим родителям?

Ответы обучающихся.

Учитель. Благодарность – понятие многогранное. Это и эмоции, и

способность ценить все хорошее, что есть в жизни, и ответ на добрые дела или

поступки другого человека, выраженный словами, действиями.

Главное, о чем нужно помнить, – это то, что ваша благодарность приносит

большое счастье вам и людям, которым вы благодарны. И пусть этого счастья

будет как можно больше.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!