ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»
Часть 1. Мотивационная
Посмотрите, пожалуйста, видео, о чем оно нам рассказывает?
Интерактивное задание №1 (1 часть).
Потешка «Доброе утро, глазки!»
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
Доброе утро, носик!
Ты проснулся?
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ротик!
Ты проснулся?
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Доброе утро, животик!
Ты проснулся?
Доброе утро, детки!
Все проснулись?!
К солнышку потянулись!
Зачем родители играют со своими детьми? А в вашей семье какие есть любимые игры? Помните ли вы свое раннее детство: мамины колыбельные песни, папины подвижные игры, чтение сказок с родными? Расскажите.
Посмотрим еще одно видео и подумаем: зачем придуманы потешки?
Интерактивное задание №1 (2 часть).
Потешка «Водичка-водичка»
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.
С давних времен, уже с самыми маленькими детьми в семье играли в разные игры. Так дети знакомились с окружающим миром, познавали необходимые правила поведения. И первыми воспитателями, учителями ребенка были его родители. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Часть 2. Основная часть
Рассмотрите фотографии, ответьте на вопрос: «Чему учится ребенок?»
Кто же является первыми воспитателями и учителями любого ребенка?
С самого раннего возраста члены семьи – мама и папа, бабушка и дедушка, а может быть, старшие сестры и братья знакомят малыша с окружающим миром. Чтение книг, различные игры расширяют знания маленьких детей о том, что нужно делать, чтобы расти здоровыми, умными, трудолюбивыми. Мама, папа, другие члены семьи являются первыми учителями (наставниками) малышей.
А кто из вас посещал детский сад? Кто там был вашим наставником – чему он учил вас?
Все занятия в детском саду организует воспитатель (педагог). Он читает детям интересные книги, рассказывает сказки; готовит ребятишек к школе: учит читать, писать первые буквы. Педагог показывает, как рисовать красками, как лепить из глины и пластилина. Вместе с детьми разыгрывает спектакли кукольного театра и организует концерты для родителей. А теперь я предлагаю представить ситуацию, когда у детей по каким-то причинам что-то случилось. Разыграем их.
История первая: девочка плачет.
Воспитатель: ___________
Девочка: _____________
Воспитатель: ____________
История вторая: мальчик обижен.
Воспитатель: _________________
Мальчик: ____________________
Воспитатель: ___________________
Воспитатель обязательно придет на помощь любому ребенку: поможет ему, успокоит и поддержит.
Очень многие взрослые всю жизнь помнят своего первого учителя начальных классов, который встречал первого сентября своих воспитанников – первоклассников. Учитель становился для детей близким человеком. Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда учителя работали в особых условиях. Рассмотрим фотографии тех лет.
Безусловно, война нанесла свой отпечаток на образовательный процесс. Учителей не хватало, многие из них уходили на фронт. Их место занимали бывшие выпускники, только недавно окончившие 7 класс. К учителю предъявлялись очень высокие требования. Всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. В учебные планы также были внесены изменения. Так, к примеру, в преподавании математики, физики, химии, биологии и географии больше внимания уделялось вопросам взаимосвязи науки с военным делом. На уроках химии изучались средства противохимической защиты. На уроках русского языка к классическим темам сочинений добавились такие как «Чем я помог фронту». С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства .
Постоянно ощущался недостаток письменных принадлежностей: тетрадей (вместо них в ход шли газеты), карандашей, перьев, мела. Чернил не хватало, поэтому дети писали углем или свекольным соком. Но предпочтение все равно отдавали саже. Ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова. Учебников было мало. Если несколько человек жили рядом, им выдавали один учебник, и они вместе собирались у кого-то дома и читали, готовили домашние задания.
Несмотря на все тяготы жизни в войну, в школах поддерживался порядок, по некоторым данным, даже удалось повысить успеваемость детей. Это настоящий подвиг учеников и педагогов, пример слаженной работы. Учителя активно вовлекали школьников в общественно-полезную деятельность, старались поддержать детей в тяжелое военное время, организуя дополнительное питание, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др. Своим примером учителя показывали, как нужно выглядеть, говорить, какие поступки совершать. В них горела великая сила патриотизма и нерушимая ответственность за будущие поколения.
Все мы помним подвиги солдат, разведчиков, генералов, так нужно знать и подвиги других «героев». Так или иначе, учителя – это те самые люди, кто воспитывает настоящих Людей с большой буквы.
Какое впечатление произвела на вас жизнь ваших сверстников в годы войны? Кем был для школьников тех лет учитель? Как он наставлял своих воспитанников, помогал им жить в те трудные годы?
Конечно, очень важно для учителя – дать детям знания, развивать их речь, умения решать различные математические задачи и многое-многое другое. Предлагаю вспомнить, какие уроки ждут вас каждый день в школе. А для этого выполним задание.
Интерактивное задание №2. «Чему учат в школе?»
литературное чтение
Математика
Русский язык
Окружающий мир
Физическая культура
Изобразительное искусство
Технология
Звучит песня «Чему учат в школе»
Первый звонок и первый урок… Эти и многие другие школьные события мы вспоминаем с теплотой, а с годами эти воспоминания нас поддерживают и согревают. Помню свои школьные годы и я.
Часть 3. Заключительная
Говорят, что жизнь напоминает длинную дорогу, уходящую вдаль. И по ней начинает идти ребенок. Как вы думаете, трудно ему придется одному идти по этой дороге?
А если рядом будут родители, учителя, наставники, которые будут помогать и поддерживать? Станет ли дорога жизни легче?
Демонстрация видео (дикторский текст).
Если б не было учителя…
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
(Вероника Тушнова)
Сегодня мы говорили о родителях, воспитателях и наставниках, которые передают свой опыт и знания, направляют и вдохновляют. Давайте за это им скажем спасибо!
Демонстрация видео (дикторский текст).