СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие для обучающихся 10–11 классов по теме «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие для обучающихся 10–11 классов по теме «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 10–11 классов по теме

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»





Цели занятия: • актуализация знаний об Основном законе страны; • формирование представлений о важности Конституции в жизни гражданина; • воспитание чувства гражданского долга и ответственности.

Основные смыслы: Конституция – это главный закон, в котором закреплены основные принципы организации нашего общества, базовые ценности народов Российской Федерации. В ней говорится о правах и обязанностях каждого, о справедливости и безопасности, о любви к семье и уважении к человеку труда. Конституция является основой единства и целостности государства и залогом дальнейшего развития России и самореализации её граждан. И задача всех граждан России – чтить основной закон нашей страны и соблюдать его правила.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, жизнь, достоинство, права и свободы человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: решение кейсов, занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов: − сценарий, − методические рекомендации, − видеоролик, − интерактивные задания, − презентационные материалы.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Наш разговор сегодня проходит в преддверии праздника, Дня Конституции, поэтому уже традиционно мы говорим о главном законе нашей страны. Конституции Российской Федерации в 2023 году исполняется 30 лет. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вспомните, о чём шёл разговор на занятии, посвящённом Дню Конституции в прошлом году? Что означает само слово «конституция»? Почему это главный закон страны? Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Верно, ребята, в переводе с латинского слово «constitutio» означает установление, устройство. То есть конституция — это закон, документ, определяющий, как устроено государство, его основные принципы. Именно поэтому Конституция — это основной закон страны, и чем лучше жители знают этот закон, тем более осознанными гражданами они являются.

Учитель. Давайте вспомним, какие основные положения, регулирующие жизнь людей и общества, в ней закреплены. Ответьте на несколько вопросов.

Интерактивное задание «Главный закон страны»

1. Конституция — нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Как вы объясните это положение? • Никакие законы не должны противоречить Конституции • Конституция создана в первую очередь для юристов • Конституция — это документ, в котором содержатся все законы страны

2. Что, согласно Конституции, является высшей ценностью нашего государства? • Разные виды собственности • Человек, его права и свободы • Полномочия органов публичной власти

3. В Конституции говорится, что Российская Федерация — социальное государство. Что это значит? • идеология нашей страны — социализм • власть в стране принадлежит социуму, то есть обществу

• все члены общества имеют право на достойную жизнь

4. В Конституции Президент назван «гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина». Что в данном случае означает слово «гарант»? • Президент отвечает за соблюдение Конституции, прав и свобод граждан • Президент гарантирует, что в Конституцию не будут вноситься изменения • Если кто-то нарушает Конституцию, граждане должны обращаться к Президенту • Президент имеет право принимать законы

5. Кто является источником власти в Российской Федерации? • Многонациональный народ Российской Федерации или народ России • Президент Российской Федерации • Депутаты Государственной думы РФ

6. Кому принадлежит идея создания единого свода законов Древнерусского государства «Русская правда», который заложил основы правовых норм российского государства? • Ярослав Мудрый • Владимир Святой • Ольга Святая • Рюрик

Учитель акцентирует внимание обучающихся, что основные принципы, которые были заложены в «Русской правде» Ярослава Мудрого, – это справедливость, милосердие и забота о людях. Они же отражены во многих статьях Конституции РФ, что свидетельствует о глубоких исторических корнях текста главного закона страны.

Часть 2. Основная.

Учитель. Положения Конституции имеют самое прямое отношение к нашей повседневной жизни, и в первую очередь, это глава 2. «Права и свободы человека и гражданина». Сегодня о ней поговорим подробнее. Ребята, напомните, какие права и свободы человека закрепляет Конституция? Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, каждый имеет права, но так ли хорошо мы понимаем их суть? Давайте разберём на примерах.

Панельная дискуссия «Права и обязанности: ответственность в принятии решений»

КЕЙС 1. Проблемный вопрос: согласно социологическому опросу, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 60% людей полагают, что не знают полный список своих прав; однако более 80% тех же опрошенных людей считают, что они выполняют свои гражданские обязанности.

Учитель. Как вы думаете, с чем связана двойственность, выраженная в ответе: «своих прав не знаю, но обязанности соблюдаю»? Могут ли обязанности существовать без прав и наоборот? Ответы обучающихся, обсуждение.

Методический комментарий: в ходе обсуждения важно прийти к выводу, что возникновение прав и свобод неизбежно ведёт к возникновению обязанностей, друг без друга они не могут существовать, соответственно, данные опроса свидетельствуют о том, что опрашиваемые не знают в полной мере ни своих прав, ни своих обязанностей.

Учитель. Посмотрите ещё на одни результаты опроса. Как они связаны с предыдущими данными опроса?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Теперь поработаем по группам. Методический комментарий: учитель делит класс на 3–4 группы, раздаёт распечатанную Главу 2 Конституции Российской Федерации. Обучающиеся, получив задание кейса, обсуждают его и представляют ответ, педагог подводит итоги. КЕЙС 2. Петя – ученик 7 класса, заявил родителям, что в школу ему ходить необязательно. Аргументирует свою позицию п.1 статьи 43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование». Петя считает, что право не является тем же самым, что и обязанность, «могу пользоваться – могу нет». Прав ли Петя?

Ответы представителей групп, общее обсуждение. Учитель демонстрирует слайд презентации со ст.43 Конституции Российской Федерации.



Учитель, подводя итоги. Обратите внимание на п.4 Статьи 43. Основное общее образование обязательно – для всех граждан нашей страны. И у родителей есть обязанность – обеспечить получение образования своим детям. Но Петя привёл в качестве аргумента п.1 той же статьи. Почему только один пункт статьи Конституции нельзя использовать вне контекста всей статьи? Ответы обучающихся.

Учитель. Да, последовательность статей и пунктов в них имеет продуманную логику. Изменение слов или последовательности может привести к нарушению жизни всей страны! Подумайте, что будет, если исключить из Конституции п.4 ст.43? Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Каждому гарантировано право на бесплатное образование, но при этом возникают различные обязанности. Например, у родителей, у самого государства – в обеспечении получения образования. У детей – соответственно, его получать!

КЕЙС 3. Маша пригласила участников своей музыкальной группы к себе в квартиру на репетицию в воскресенье, в 6 утра. Сегодня концерт, надо как следует подготовиться, а времени на неделе не было, все ребята учились, вечера были заняты. Репетиция в самом разгаре.



Пришла соседка с претензией, что шумно, а весь дом ещё спит, между ними состоялся диалог: Маша: Имеем право! Конституция Российской Федерации в ст.44 (п.1) гарантирует свободу творчества! Соседка: Конституция Российской Федерации в ст.37 (п.5) гарантирует право на отдых! Кто из них прав?

Ответы представителей групп, общее обсуждение. Учитель демонстрирует слайд презентации со ст.37 и 44 Конституции Российской Федерации.



Учитель, подводя итоги. И Маша, и соседка неверно интерпретируют положения статей Конституции. В Конституции действительно есть статья – каждый имеет право на отдых (Статья 37. п.5.), но она имеет продолжение: «Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск», соответственно, относится к социальноэкономическим правам и поэтому в данной ситуации применяться не может, в то же время нарушение покоя граждан в определённые дни и часы запрещается административным кодексом. Право на свободу творчества не может нарушать права и свободы других граждан, установленных как в Конституции, так и в других законодательных актах. Методический комментарий: важно прийти с обучающимися к выводу, что безграничной свободы не может гарантировать ни одно государство, так как это приведёт к столкновению разнонаправленных интересов людей и многочисленным конфликтам. В свою очередь, гарантированность государством прав и свобод налагает на человека определённые обязанности, которые также закреплены в Основном законе страны.

Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, подводя итоги нашего разговора, хочу спросить: что вы для себя узнали нового? Какие выводы сделали из нашего обсуждения? Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы теперь ответите на вопрос – почему нужно изучать Конституцию? Зачем человеку знать свои права и обязанности? Ответы обучающихся.

Учитель. Как соотносятся между собой права и обязанности? Ответы обучающихся.

Выводы, к которым должны прийти обучающиеся: у человека и гражданина не может быть только круг прав, должны быть и обязанности – это отражено в Конституции; при возникновении прав всегда возникают обязанности; реализуя свои права, мы не должны нарушать права и свободы других людей.



Учитель, подводя итоги обсуждения. Важно понимать, что Конституция устанавливает основные принципы государственного строя Российской Федерации, положения о правах, свободах и ответственности граждан. А для регулирования правовых отношений, возникающих в более узких сферах, принимаются особые законодательные акты, например, кодексы, которые регулируют эти сферы на основе конституционных принципов. Назовите их, пожалуйста! Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, ребята! Правовые отношения, возникающие между работником и работодателем, регулируются Кодексом законов о труде. Вопросы защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак – Семейным кодексом. Вопросы, касающиеся уплаты налогов – Налоговым кодексом.

Учитель. Ребята, возвращаясь к теме сегодняшнего занятия – мы сегодня с вами убедились в том, что изучать, понимать и следовать Конституции очень важно. Вообще, знание Основного закона страны и других законов позволяет правильно выстраивать отношения с людьми во всех сферах жизни. Помните, что согласно ей права и свободы принадлежат вам от рождения, все граждане равны перед законом. Знайте свои права, но при этом не забывайте и помните о своих обязанностях.

Демонстрация презентации. Учитель. Глава нашего государства указал на то, что для России, как для государства-цивилизации, имеющего многовековую историю, Конституция имеет особое значение. «Это основной закон государства, акт прямого действия, обладающий высшим юридическим статусом и обеспечивающий базовые условия жизни граждан. В нём воплощены сила и потенциал государства и права, их ценностные основы», – напомнил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Как вы понимаете эти слова? Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги занятия. Конституция, создавая условия для защиты прав и свобод каждого человека, а также гарантируя справедливость и равенство перед законом, является фундаментом развития нашего общества. Кроме того, Конституция может служить основой для разработки других законов и нормативных актов, которые направлены на улучшение жизни людей и развитие общества в целом.

Конституция – это не просто книга с правилами и не схема устройства государства, а настоящее соглашение, договорённости между народом и государством, определяющее уникальность и неповторимость России. Тот, кто понимает и принимает основные принципы организации нашего общества, получает в нём гораздо больше возможностей раскрыть свой потенциал, стать востребованным, состояться в жизни.

ПОСТРАЗГОВОР • Участие школьников во Всероссийском онлайн-конкурсе «30 лет Конституции России – проверь себя!», https://constitution.er.ru/auth; • Участие в VIII Всероссийском тесте на знание Конституции РФ , https://гражданин.дети; • Создание передачи школьного телевидения, посвящённой Конституции Российской Федерации.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Обществознание: изучение положений Конституции на уроках обществознания в 6–11 классах. История: изучение истории становления основного закона российского государства на уроках истории в 6–11 классах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

• Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution; • Сайт «Конституция РФ» // Режим доступа: https://constitucia.ru; • Интересные факты о Конституции РФ. Справка. РИА Новости. Электронный ресурс. // Режим доступа: https://ria.ru/20091212/198770464.html.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ Ценность прав и свобод человека и гражданина, уважение семейных традиций, взаимопомощь и взаимоуважение.

БЛАГОДАРНОСТЬ Мы благодарны разработчикам Конституции, многонациональному народу Российской Федерации, который принял Основной закон страны в ходе референдума 1993 года, за стабильность и демократическое развитие страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!