СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие. Занимательная грамматика 4 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом мероприятии  учащиеся могут проявить себя. Учитель может выявить насколько ученики усвоили материал 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. Занимательная грамматика 4 кл.»


Занимательная грамматика для учеников 3-4 классов

Цели:

 Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.

Формировать позитивное отношение к предмету. Расширять и углублять знания; повышать активность. Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас. Расширять кругозор учащихся.

Представление команд.

Представление жюри.

Правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

4. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Первый конкурс

Школа, класс______________________________________________________________

ФИО учителя_______________________________________________________________

Муниципальная олимпиада по русскому языку4 класс

Дорогой друг! Ты – участник олимпиады и можешь показать успешно все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Организаторы олимпиады желают тебе успехов. Будь внимателен, терпелив и настойчив!

Критерии оценки.  За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.

Задания, оцениваемые в 1 балл

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.  А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. 1 балл за каждое правильное слово.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.
 В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.


4. Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое?

А) роща

Б) лыжи

В) рукав

Г) трава

Д) частый

Задания, оцениваемые в 2 балла

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? За каждое слово 2 балла.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. За каждое слово 2 балла.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? ________________________

б) Витя, не надо краба ртом трогать. ______________________________________

7. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. За каждое слово 2 балла.

8. Посмотри на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и реши, кто лишний. Объясни почему.

Собака, кошка, волк, телёнок, курица.

9. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы. За каждое слово 2 балла. Всего 6 баллов.


лик + пена = __________________________

иск + том = ___________________________

кожа + ворон = ________________________


Задания, оцениваемые в 3 балла

10. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 3 балла за каждое слово.
Известн… кафе, 
старин… рояль, 
прозрачн… тюль, 
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.

11. Укажи, в форме какого падежа слово дорожка не употребляется в тексте стихотворения. 1,5 балла за 1 правильный ответ.

Дорожка домой мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой красивее нет!

И если б зашёл я не знаю куда,

Дорожку домой отыскал бы всегда.

На этой дорожке и в трудные дни

Я пел бы без устали песни свои.

а) И.п. в) Д.п. д) Т.п.

б) Р.п. г) В.п. е) П.п.

Задания, оцениваемые в 4 балла










Задания, оцениваемые в 6 баллов

13. Спиши и распредели слова по типу орфограмм в три столбика. За каждое правильное слово 0,5 балла.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, ре…ька, овра…ки, запл…сались, бесе…ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.




Задания, оцениваемые в 5 баллов

14. Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу. 5 баллов - 1 балл за 1 слово.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате(________________) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату45(_______________). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (______________древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (________________) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (_____________) в школе.

Задания, оцениваемые в 8 баллов

15. Прочитай, найди, подчеркни «крылатые выражения» и объясни их значение:(максимально 8 баллов: 1 балл за то, что нашел фразеологизм, 1 балл за объяснение)

Глеб у доски повесил нос,_____________________________________________________

Краснеет до корней волос,____________________________________________________

Он в этот час, как говорится, ________________________________________________

Готов сквозь землю провалиться,____________________________________________

О чем же думал он вчера,__________________________________________________

Когда баклуши бил с утра?___________________________________________________

















ФИО учителя_______________________________________________________________

Ответы и критерии оценки.  За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.

Задания, оцениваемые в 1 балл

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

Ответ. Б

2. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.  А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. 1 балл за каждое правильное слово.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ. Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица. 


3.
 В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.


Ответ. Г

4. Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое? 


А) роща

Б) лыжи

В) рукав

Г) трава

Д) частый

Ответ. Трава


Задания, оцениваемые в 2 балла

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? За каждое слово 2 балла.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ответ. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.


6. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. За каждое слово 2 балла.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? ________________________

б) Витя, не надо краба ртом трогать. ______________________________________

Ответ. а) Маршак б) Барто

7. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. За каждое слово 2 балла.

Ответ. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.


8. Посмотри на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и реши, кто лишний. Объясни почему.

Собака, кошка, волк, телёнок, курица.

Ответ. КошкаЕсть выражения собачий холод, куриные мозги, телячьи нежности, волчий аппетит, а со словом кошка нет.

9. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы. За каждое слово 2 балла. Всего 6 баллов.



лик + пена = __________________________

иск + том = ___________________________

кожа + ворон = ________________________

Ответ: пеликан, мостик (москит), жаворонок


Задания, оцениваемые в 3 балла

10. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 3 балла за каждое слово.
Известн… кафе, 
старин… рояль, 
прозрачн… тюль, 
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.


Ответ. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая.

11. Укажи, в форме какого падежа слово дорожка не употребляется в тексте стихотворения. 1,5 балла за 1 правильный ответ.

Дорожка домой мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой красивее нет!

И если б зашёл я не знаю куда,

Дорожку домой отыскал бы всегда.

На этой дорожке и в трудные дни

Я пел бы без устали песни свои.

а) И.п. в) Д.п. д) Т.п.

б) Р.п. г) В.п. е) П.п.

Ответа. Д.п., Т.п.

Задания, оцениваемые в 4 балла



Задания, оцениваемые в 6 баллов

13. Спиши и распредели слова по типу орфограмм в три столбика. За каждое правильное слово 0,5 балла.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, ре…ька, овра…ки, запл…сались, бесе…ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.



Ответ.

Следит

Утащили

Затрещали

Заплясались Звонок

Загадки

редька

овражки

беседка


Прелестный известный

чувство


Задания, оцениваемые в 5 баллов

14. Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу. 5 баллов - 1 балл за 1 слово.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате(________________) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились вкомнату 45(_______________). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате(______________древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната(________________) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (_____________) в школе.

Ответ. Купе, номер, зал, палуба, класс

Задания, оцениваемые в 8 баллов

15. Прочитай, найди, подчеркни «крылатые выражения» и объясни их значение:(максимально 8 баллов: 1 балл за то, что нашел фразеологизм, 1 балл за объяснение)

Глеб у доски повесил нос,_____________________________________________________

Краснеет до корней волос,____________________________________________________

Он в этот час, как говорится, ________________________________________________

Готов сквозь землю провалиться,____________________________________________

О чем же думал он вчера,__________________________________________________

Когда баклуши бил с утра?___________________________________________________

Ответ. Повесить нос - загрустить, расстроиться

Краснеть до корней волос – стыдиться

Провалиться сквозь землю – неловко, стыдно

Бил баклуши – бездельничал.




Русский язык 4 класс «Проверочная работа»

Ф.И.___________________________________

1. Какие слова получатся, если произнести звуки данных слов в обратном порядке:

                      Шей                            ай                                  люк

                      код                                   лей

2. Запиши слово, в котором употреблены только твердые согласные звуки:

         Парит, сможешь, грядка, холодец  ______________________

3. Составь транскрипцию (запись звуками) слова, взяв четвертый звук от слова КРЫЛЬЯ, четвертый звук от слова ЯЩИК, третий звук от слова ВИЗГ и ударный гласный от слова СТОЛЯР. Какое слово получилось?  Запиши его буквами.____________

4. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:

           Молоко, бельё, моюсь, ядрышко, появление, степь __________________________________________________________________________

5. Укажите части речи выделенных слов

Из-за холодных утренних рос, хлеб медленно рос.

Простой комбайна произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.

6.Разбери предложения по членам предложения:

Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами.

В школьном саду зацветут красивые вишни.

7. Составь слово, если в нем              
Корень – из слова моряк 
Окончание – из слова зимний 
Приставка – из слова прилететь 
Суффикс – из слова русский. __________

8. Поставьте слова в множественное число:
Человек -___________________ Лист (бумаги) - ______________________
Лист (дерева) - ________________ Зуб (волка) - ___________ Зуб (пилы) -_____________

9. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; 
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.







(Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)

1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать)



3. Словесный портрет. 


В этой игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и его характер. 

4. Станция «Лингвистическая». 


• Из названий каких двух букв можно приготовить еду? 
• Название каких двух букв составляют эпоху? 
• Назовите слова, в которых пишутся три Е.
• В каком глаголе сто отрицаний? 
• Какая змея бывает наречием.
• На какой вопрос нельзя ответить ДА. 
• На какой ответ нельзя ответить НЕТ. 
• Найди способ прочитать написанное: 


К й г а и 
Ы и о н б 
З ч м е ю 
Я у ш т л 




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!