СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие в филологию"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, активизрующее мыслительную деятельность обучающихся. Призвана вызвать интерес к предмету,

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие в филологию"»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну Филологию».

6 классы.























Учитель русского языка и литературы

Хабарова Татьяна Петровна











«Путешествие в страну Филологию».

Цель игры

Обучающая: закрепление знаний обучающихся по русскому языку и литературе;

Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, развитие мышления , воображения, памяти, способности высказывать свое мнение, умения коллективно решать проблемы.

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к родному слову, интереса к глубокому изучению предмета.



Наглядность: На доске с помощью магнитных фиксаторов размещаются высказывания писателей о русском языке.

«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок»

(Н.В. Гоголь).

«... Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей»

(М. Горький).

«С русским языком можно творить чудеса» (К. Г. Паустовский).

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок: мы отправляемся в увлекательное путешествие по необъятным просторам страны «Филологии», в ходе которого постараемся расширить свои знания в области русского языка и литературы. (Учитель сообщает цели урока).

  1. Конкурс. «Приветствие команд».

  2. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Угадайте слово по шутливой характеристике.

Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это...

(Уши)

Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы не­честные люди. Что это?

(Вода)

Он в голове у несерьезного человека, его совету­ют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это...

(Ветер)

Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вме­шиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одура­чить. Что это?

(Нос)

Его проглатывают, за него тянут или дергают, на­стойчиво заставляя высказываться. Что это?

(Язык)

Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?

(Слово)

3.Объясните значение наличия «металла» в людях.

Стальные нервы

Железные мускулы

Золотое сердце

Свинцовые слезы

Серебряный голос

Оловянные глаза

Бронзовая кожа

Медный лоб

Луженая глотка



4.Конкурс «В стране Грамматике»

Впишите буквы вместо точек, получая новые слова.

Б.Р В.С Б.Т В.З В.Р В.Л Т.З Б.Р Б.С Б.Т В.З В. Р В. Л Т.З Б.Р.

5. Напишите десять существительных из трех букв с «Ы» в середине

(Дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын...)

6 .Прочтите ребус.

Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно выЗ клеенку.

7.Образуйте уменьшительно-ласкательные форме женского имени Елена.

(Еленка, Еля, Аленка, Аленушка, Ленушка, Лен} Лена, Ленка, Ленок, Лёля, Ляля, Леся)

8.К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые.

Вол Рак

Приз Рак

Вино Рис

Сено Окно

Сад Град

Кипа Вал



9.Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

- Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

- Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах

- Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

- Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы

- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

- Вернувшись домой, пошел дождь.

- Подъезжая к дому, залаяли собаки.

10. «Блиц-турнир»

Первая команда

1.Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М. Лермонтов в юности?    (Живописью, лепкой, музыкой)

2.Какой русский ученый впервые в отечественном языкознании назвал гласные О и Е беглыми в случаях типа СОН-СНА, ДЕНЬ-ДНЯ? (Ломоносов)

3. Как звали правнука Абрама Петровича Ганнибала? (Александр Пушкин)

4.Как в церковнославянском языке звучали слова ПАЛЕЦ, ГРУДЬ, ПРАВАЯ РУКА, ЛЕВАЯ РУКА, ЖИЗНЬ? ( перст, перси, правая рука – десница, левая рука – шуйца, живот)

5. Синоним  преувеличения. (Гипербола)

6. Назовите 7 слов, оканчивающихся на -ДРОМ. Что означает часть –ДРОМ  и каково ее происхождение? (аэродром, танкодром, велодром, автодром, ракетодром, космодром, ипподром. Часть –ДРОМ (от греч. dromos – место для бега; бег) - место для испытаний, состязаний, соревнований)

7. Автор стихотворения «Тучи». (М.Ю. Лермонтов)

8.Назовите персидское слово, ставшее общеупотребительным в русском языке, которое имеет буквальное значение «ШАХ УМЕР» (ШАХМАТЫ).

 

Вторая команда

1.Город, в котором родился Пушкин. (Москва)

2.Как в церковнославянском языке звучали слова ЛОБ, ГЛАЗ, ЗЕМЛЯ, ЩЕКИ, ШЕЯ? (чело, око, персть, ланиты, выя)

3.Образное определение. (Эпитет)

4.Автор стихотворения «Узник». (А.С. Пушкин)

5.Перечислите Бременских музыкантов.( Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)

6.Как погибли А. С Пушкин и М. Ю Лермонтов? (На дуэли)

7.Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсентьевна.

8.Как звали няню А.С.Пушкина ?

 

11. Продолжите афоризм.

Для команды №1 Люди перестают мыслить, когда… (… перестают читать. (Дидро)) Ты навсегда в ответе за всех… (…кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери))

Для команды №2 Лучше оправдать десять виновных, нежели… (…обвинить одного невиновного. (Екатерина II)) Никогда не беспокой другого тем… (…что можешь сделать сам. (Л.Н. Толстой))

 12. Конкурс для болельщиков

1. «О чем идет речь?»

Двое остановились у забора, за которым виднелись какие- то кусты. Один спрашивает:

-Это черная?

-Нет, это красная!

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

2. «Отгадай загадки».

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)

Какой год продолжается всего один день? (Новый)

Сколько отверстий в голове? (Семь)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

Один льет, второй пьет; третий зеленеет да растет. Дождь, земля, рожь)

Шесть ног, две головы, один хвост – что это? (Всадник на лошади)

Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет- будут три ночи)

Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели в году, дни)

Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)

Без рук, без ног, а везде бывает. (Письмо)

Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (Имя)

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

Точка с хвостиком. (Запятая)

Ложь с намеком. (Сказка)



Жюри подводит итоги конкурса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!