СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по физике "В мире занимательной физике" 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) формирование сплоченности классных коллективов при решении общих вопросов, помогающих коллективу выиграть соревнование;

            2) развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету, расширение кругозора.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике "В мире занимательной физике" 10 класс»

Журавлева Юлия Ивановна

Учитель физики МБОУ Трудиловская СШ

Внеклассное мероприятие по физике «Занимательная физика»

Участники: учащиеся 7-11х классов.


Цели: 1) формирование сплоченности классных коллективов при решении общих вопросов, помогающих коллективу выиграть соревнование;

2) развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету, расширение кругозора.


Вступительные слова:


Вглядитесь пристальней вокруг

И вам понятней станет вдруг,

Что физика – царица мать!

Ее для жизни надо знать!

Но без физики не объяснить

И кран подъемный, и гвоздь как забить,

И почему самолеты летают,

И корабли в моря уплывают,

Как у нас лампочки светят в квартире,

Как мы программу смотрим в эфире,

Как в космос летаем, машины водим,

И почему по Земле так просто мы ходим.



Сегодня мы с вами совершим путешествие по разным необычным городам. Вы будете не просто путешествовать, а соревноваться.


1. Город неразгаданных тайн.


1) Командам необходимо разгадать кроссворд. Максимум – 5 баллов (1 балл – за каждое верно отгаданное слово).



1




А


2





А


3






А


4







А


5








А



  1. Физическая величина, которая является мерой действия одного тела на другое.

  2. Единица массы, содержащая 1000 кг.

  3. Наука о природе.

  4. Прибор для измерения длины (например, длины земельного участка).

  5. Прибор для измерения объема тела.


ОТВЕТЫ

1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка.


2) Объясни пословицу с физической точки зрения:

1. Не подмажешь, не поедешь.

2. Правда – что масло, всегда наверх всплывает.

Максимум – 3 балла, допускают ошибки – баллы снижаются.


2. Остров смекалистых или три подсказки.


Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы запомнили физические величины. За каждый правильный ответ – 2 балла, если используется подсказка – 1 балл.


  • для его измерения используется повторяющийся физический процесс

  • основная единица измерения — секунда;

  • делу это — потехе час. (Время).


  • действует на дно и стенки сосуда

  • увеличивается с глубиной:

  • нужно,  чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (Давление).


  • Мера инертности тела

  • основная единица измерения — килограмм;

  • у бегемота больше, чем у осла (Масса).


  • бывает спиртовой и ртутный;

  • Прибор для определения температуры

  • то же, что и градусник. (Термометр)


  • Их основная часть — стержень — коромысло

  • бывают лабораторные, технические, медицинские;

  • помощник продавца (Весы).

  • Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.

  • Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.

  • У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. (Скорость)


  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше.

Ее совсем мало у больных.

  • Она не вещь и не сохраняется.

  • «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много. (Сила)

  • У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.

  • У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.

  • Эта величина скалярная. (Плотность)

  • Оно изменяется с изменением погоды.

  • Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.

  • Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики. (Атмосферное давление)

  • Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких.

  • Но у всех она направлена в одну точку.

  • Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли. (Сила тяжести)

  • Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.

  • У всех здоровых людей она почти одинакова.

  • Единица ее измерения - градус (Температура)

  • Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.

  • Его часто ругают. Но часто и благодарят.

  • Без него мы даже сдвинуться с места не можем. (Трение)

  • Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

  • Ее весь день определяют продавцы.

  • Эта величина скалярная, а не векторная. (Масса)




3. Город артистов и художников.


Максимум – 3 балла.

Участвуют по два человека от каждой команды: артист и художник. Артисту дают карточку, на которой написано, какой опыт необходимо показать с помощью мимики и жестов, не произнося никаких слов. Артист показывает, а художник изображает опыт на доске. Команда должна угадать название опыта.

  1. Измерение температуры воды в стакане.

  2. Измерение массы тела на рычажных весах.

  3. Измерение объема тела с помощью мензурки с водой






4. Город магов и чародеев.


 Опыт1 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Максимум – 3 балла.

ОПЫТ 2: Как ты думаешь, удастся ли тебе разделить перемешанные перец и соль?

Если освоишь этот эксперимент, то точно справишься с этой трудной задачей!

Реквизит

  • Бумажный лист

  • соль

  • молотый перец

  • Воздушный шарик

  • Шерстяная ткань

Подготовка

  1. Расстели на столе лист бумаги

  2. Насыпь на него соль и перец и перемешайте их.

Начинаем научное волшебство!

  1. Предложи кому-нибудь из зрителей стать твоим ассистентом. Попросите отделить соль от перца.

  2. Когда твой помощник отчается их разделить, предложи ему посмотреть.

  3. Надуй шарик, натираем о шерстяную ткань.

  4. Поднеси шарик поближе к смеси соли и перца.

Результат

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Почему так происходит?

Объяснение

Это ещё один пример действия статического электричества. Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместится как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.



ОПЫТ 3 :Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.




  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.

  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.

  3. Зажечь фитиль.

Когда свеча перестанет гореть?

(Объяснение опыта: свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт. И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.)

ОПЫТ 4: Волшебный стакан

Наливаем в стакан воду, закрываем листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переворачиваем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от листа бумаги, вода из стакана не выльется. Бумага становится как бы приклеенной к стакану. (Ответ: давление)



5. «Чёрный ящик».

 

Каждой команде задаётся вопрос (наводящий) о предмете, который находится в «чёрном ящике». Все вопросы сопровождаются показом предметов после ответа.

1.         Существует предание, что именно этот предмет помог великому физику в 17 веке открыть свой знаменитый закон. (яблоко - Исаак Ньютон).

2.         При помощи этого предмета можно провести самый настоящий опыт по

            демонстрации реактивного движения.     (воздушный   шар     надуть и

продемонстрировать явление).

3.         На этом предмете можно получить известным способом положительный заряд. (стеклянная палочка).

4.         В этом механизме, который имеется у каждого в доме, сосредоточены удивительно простые правила рычагов. (ножницы).

5.         В этом сложном физическом приборе применено свойство изменять объём жидкости от воздействия на неё температуры. (термометр).

6.         Демонстрация «парящий орёл». Почему эта игрушка удерживает странное равновесие, опираясь всего на одну точку? Объясните! (смещённый центр тяжести).


6. «Найди правильную дорогу».

На доске для каждой команды расписаны в одну колонку физические величины в другой единицы измерения, в третьей название величины. Необходимо правильно соединить стрелками величину с её единицей измерения и обозначением.

За каждый правильный ответ 1 балл.


S с Давление


ʋ м  Время


h м/с Скорость


P Па Путь


t м Высота


7. «Загони в сарай овец».

Команды получают по 3 листа с терминами. Надо найти «лишних овец».

Физические величины

Объём Скорость Площадь

Длина

Время

Газ

Вес

Путь

(ответ: газ)

Физические приборы

Весы Линейка

Барометр Спидометр Термометр

Мензурка Жидкость Часы

(ответ: жидкость)

Физические явления

Молния Инерция Радуга

Падение тела Движение Молекула

Диффузия Нагревание


(ответ: молекула)

За каждый правильный ответ 1 балл.


Заключение.

Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.

Как сказал Пьер Лаплас (французкий астроном, математик, физик): „То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно! ” Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.





Литература:

  1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 класс. - М.: «Вако»,  2009.

  2. Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

  3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2002.







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!