СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние компьютера и сотового телефона на здоровье человека. Часть 1

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Тема исследования

Влияние компьютера и сотового телефона на здоровье человека

Актуальность исследования:

Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость.

Область  исследования:  Информатики и медицина

Объект исследования:  Здоровье сберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ

Цель  исследования: Выяснить, насколько современные технологии, в данном случае персональный компьютер,  влияет на жизненно важные системы  организма и определить меры профилактики развития у пользователей ЭВМ «компьютерных симптомов».

Задачи:

  1. Изучить материал по заданному вопросу
  2. Провести анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера
  3. Сопоставить рост количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье
  4. Сделать вывод
  5. Распространить памятку с правильной работой за компьютером и гимнастикой для органов глаз

Методы исследования: 

Анализ  негативных последствий, при неправильном использовании компьютера.

 Гипотеза исследования: если учащиеся будут знать последствия не выполнения правил ТБ, то они будут их выполнять.

Научная новизна исследования заключается в том, что с каждым днем человек  обрабатывает все больше информации за ПК, и угроза здоровью человека все больше.

Теоретическая значимость работы заключается в актуальности изучения  влияния компьютера на человека

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выполнять правила работы за компьютером.

В своей работе я рассказываю о влиянии компьютера на здоровье человека, о заболеваниях, возникающих при длительной работе за компьютером и о том, как обезопасить себя, когда приходиться иметь дело с компьютером или электромагнитными полями.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся от компьютера, влияние компьютера на здоровье человека и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Просмотр содержимого документа
«Влияние компьютера и сотового телефона на здоровье человека. Часть 1»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»









Влияние компьютера и сотового телефона

на здоровье человека













Автор: Масленников Александр,

Ученик 10 «А» класса

МБОУ «Барсовская СОШ №1»

Руководитель:

Васильева Елена Анатольевна,

учитель информатики и ИКТ





п.г. Барсово

2016 год

Аннотация

Тема исследования

Влияние компьютера и сотового телефона на здоровье человека

Актуальность исследования:

Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость.

Область исследования: Информатики и медицина

Объект исследования: Здоровье сберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ

Цель исследования: Выяснить, насколько современные технологии, в данном случае персональный компьютер, влияет на жизненно важные системы организма и определить меры профилактики развития у пользователей ЭВМ «компьютерных симптомов».

Задачи:

  1. Изучить материал по заданному вопросу

  2. Провести анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера

  3. Сопоставить рост количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье

  4. Сделать вывод

  5. Распространить памятку с правильной работой за компьютером и гимнастикой для органов глаз

Методы исследования:

Анализ негативных последствий, при неправильном использовании компьютера.

Гипотеза исследования: если учащиеся будут знать последствия не выполнения правил ТБ, то они будут их выполнять.

Научная новизна исследования заключается в том, что с каждым днем человек обрабатывает все больше информации за ПК, и угроза здоровью человека все больше.

Теоретическая значимость работы заключается в актуальности изучения влияния компьютера на человека

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выполнять правила работы за компьютером.

В своей работе я рассказываю о влиянии компьютера на здоровье человека, о заболеваниях, возникающих при длительной работе за компьютером и о том, как обезопасить себя, когда приходиться иметь дело с компьютером или электромагнитными полями.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся от компьютера, влияние компьютера на здоровье человека и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Глава 1. Влияние компьютера на здоровье человека

По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.

  1. Основные аспекты длительной работы за компьютером:

  1. Нарушение зрения

  2. Заболевания прямой кишки

  3. Заболевания кистей рук

  4. Заболевания опорно-двигательного аппарата

  5. Заболевания нервной системы

хроническая головная боль 60%

депрессивные состояния 26%

  1. стенокардия 5%

  2. Зависимость

  1. Нарушение зрения.

Длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение. В последнее время появилось несколько новых терминов определяющих заболевания глаз, вызванные долгой работой на компьютером.

Например:

• Дисплейная болезнь – характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела.

• Синдром сухого глаза – собирательное название заболевания вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью.

Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома.

  1. Заболевания прямой кишки.

Среди заболеваний прямой кишки геморрой является самым распространенным. Высокая заболеваемость этим типом болезни среди лиц, проводящих много времени за компьютером объясняется отнюдь не вредным влиянием последнего на организм человека, а тем, что оператор компьютера долгое время занимает сидячее положение.

  1. Заболевания кистей рук.

Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.

  1. Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально). У взрослых людей может возникнуть образование грыжи межпозвоночного диска, что приводит к сдавливанию нервных корешков и возникновению радикулита. Основной причиной развития заболеваний позвоночного столба является неправильная позиция на рабочем месте. Как правило, работающий человек приспосабливается и через некоторое время перестает чувствовать то, что сидит неправильно, при этом болезнь продолжает прогрессировать.

  1. Заболевания нервной системы.

Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг.

Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Известно несколько типов головных болей, которые могут быть спровоцированы работой за компьютером. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение, важное значение имеет и постоянное напряжение черепных мышц и мышц лица.

Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. При возникновении этих симптомов нужно обратиться за советом к врачу и временно прервать работу за компьютером.

Помимо описанных выше заболеваний длительное пребывание за компьютером может быть причиной возникновения гастритов, язвы желудка, простатита.

  1. Зависимость.

Все чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства.







Глава 2. Практическая часть

  1. Влияние компьютера на психические процессы: внимание, память

Анкетирование

Анкетирование проводилось среди учащихся с 7- 9 класс.



В ходе исследования выяснилось, что 85% учащихся имеют собственный компьютер, и 15 % пользуются компьютером друзей или ходят в интернет-кафе и т.д.





Во втором вопросе выяснилось, что 79% сидят за компьютером каждый день, и 14% 2-3 раза в неделю.





В будний день половина учащихся проводит время за компьютером 2 часа, и больше половины учащихся в выходной день проводят время за компьютером более 3 часов.





Так же выяснилось, что 70% учеников сидят в интернете, и лишь 13% занимаются за компьютером.





Большая часть опрошенных учеников знают правила работы с компьютером. 67% иногда соблюдают эти правила, и 18% их не соблюдают вообще.







Из участников опроса лишь 30% осознают, что их здоровье ухудшается при длительной работе (игре) за компьютером.





После игр за компьютером учащиеся чувствуют неудобства, боль и т.д. Чаще всего это головная боль, болят или хуже видят глаза и болят или немеют руки.

Методика оценки распределения и устойчивости внимания

с помощью 25-значных цифровых таблиц



Исследование проводится в три этапа:

1 этап – контрольный.

2 этап – после одного часа работы за компьютером.

3 этап – после трех часов работы за компьютером.

Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых 25-значных таблиц, представленных на рис. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры – от 1 до 25.





Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу и находит, указывая в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребенка. Для того, чтобы по этой же методике оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Эта методика проводилась среди 20 человек, выяснилось, что у половины из них недостаточная устойчивость внимания. У другой половины наоборот результаты улучшены, а это означает, что эта половина соблюдает правила работы с компьютером и его влияние почти не действует на учащихся.



  1. Компьютерные игры

Анкетирование

Анкетирование проводилось среди учащихся возрастом от 12-16 лет.



В этом вопросе играть любят больше юноши, чем девушки.



Больше всего девушкам нравятся гонки, бродилки-стрелялки и стратегии. А юношам нравится спортивные, стратегии, гонки и т.д.





Больше половины, что девушки, что и юноши, считают, что влияет на психику человека в отрицательном направлении.



Оказывается, девушки злятся больше, чем юноши, когда компьютер не работает.





Больше половины опрошенных способны ударить компьютер, если он выполняет какую-то работу не так.





Как девушки, так и парни могут ответить на телефонный звонок грубо.



В этом опросе выяснилось, что 50% девушек могут играть в on-line игры всю ночь. И лишь 36% парни.

Выводы

Исследуя материал по вопросу влияния компьютера на здоровье человека, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:

  1. 74% учеников сидя, за компьютером играют в игры или сидят в интернете, и только 26% учащихся садятся за компьютер в учебных целях

  2. Все учащихся имеют компьютер (сотовый телефон)

  3. 8% учеников не знают правила работы с компьютером и 38% пренебрегают ими

  4. Около 60% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов

  5. 75% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры

  6. 35% учеников любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики

В школе уделяется огромное внимание здоровье сберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.

Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

Проводя исследования, я выяснил, что у 64 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают.

Рекомендации по соблюдению правил работы на компьютере:

Приведем несколько советов, они содержат сведения о том, как обезопасить себя, когда приходится иметь дело с компьютерами или электромагнитными полями:

  1. Не используйте мониторы с электронно лучевой трубкой!!! Выбирайте хорошие мониторы. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением. Если вы или дети собираетесь сидеть у компьютера долго, то вам необходимо иметь дисплей с высокой четкостью.



  1. Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется, выключите его. Это может быть не очень удобно (и может даже оказать некоторое влияние на срок службы компьютера), но все же это не слишком большая плата за защиту от потенциальной опасности электромагнитного поля.

  2. Следите за тем, чтобы ваши дети сидели по возможности дальше от экрана компьютера, но не в ущерб удобству.

  3. Дети и беременные женщины должны проводить за компьютером не больше 2 часов в день.

  4. Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые минут занятий. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или даже поход со взрослыми в магазин.

  5. Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах.

  6. Неплохо также разнообразить характер занятий ребенка за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты.

  7. Наконец, важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы состоят в выключении верхнего освещения, задергивании штор на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, и повороте монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света.

  8. Если, несмотря на эти меры предосторожности, ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его офтальмологу. Не забудьте при этом сообщить, что у вас дома есть компьютер, и расскажите, сколько времени за ним проводит ребенок. Врач может назначить специальные упражнения для глаз или подобрать ребенку очки, предназначенные именно для работы на среднем расстоянии, характерном для компьютера.

Я сделал брошюрку - памятку и раздал ее детям и вам.











Список использованных источников

  • Гохберг Г.С. Информационные технологии, М., Академия, 2006.

  • Демирчоглян Г. Компьютер и глаза. Физкультура и спорт, 2000, №4.

  • Зубов И.И. И не друг, и не враг, а так. Здоровье, 2001, №1.

  • Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Макарова Н.В., М., Питер, 2008.

  • Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Макарова Н.В., М., Питер, 2008.

  • Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г., М., Бином, 2007.

  • Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д., М., Бином, 2007.

  • Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000.

  • Литвак И. Эргономика – заботливая наука/ http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm.

  • Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.- М.: Академия, 2007.

  • Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2007.

  • Островский М.М. Компьютер, зрение и безопасность. Наука и жизнь, 2005, №3.

  • Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека.- М.: Медицина, 2002.

  • Пивоваров Ю.П. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье и профилактика его вредного воздействия. Медицинская помощь, 2002, №4.

  • Сомов А.А. Компьютер и здоровье. Компьютер и современные технологии, 2006, №1.

  • Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. Народное образование, 2003, №2.

  • Хоперская О. Осторожно, компьютер. Свет, 2000, №8.





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!