СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Знаки препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по русскому языку для закрепления раздела "Пунктуация" для обучающихся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знаки препинания"»

Игра «О чем нам скажут знаки препинания?» для учащихся 5-7 классов. Русский язык

1-й ведущий: Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием? (Участники игры произносят эти слова с разной интонацией.)

2-й ведущий: Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что так легко произнести?

Третий ведущий записывает на доске слово “Школа”, произнесенное с разной интонацией: Школа. Школа? Школа!? Школа! Школа… Школа- Школа: Школа!!! (Участники игры вместе с ведущим произносят слова.)

1-й ведущий: При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным: решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!

2-й ведущий: Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.

Ученик читает стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской, в котором вместо слов, называющих знаки препинания, делает паузы. Все участники мероприятия вместе с ним заканчивают строчки.

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки:
В одной запятые, в другой были скобки.
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в ( ),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится ?
В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит – ,
Порою “ ”, порой:


Ведущий предлагает учащимся попробовать изобрести новые знаки препинания.

С этого момента зал можно разделить на две команды, предложить командам придумать название и выбрать капитанов.

1-й ведущий: Подумайте, каково “географическое положение” пунктуационных знаков? Подсказываю: у них есть три самых любимых места обитания.

Учащиеся, принимая за основу сложное предложение, изображают его в виде рисунка какой-либо местности и показывают место знаков препинания.

(В конце предложения: . ! ? …;
между простыми в составе сложного: , ; : – ;
внутри простого предложения: , : ,, ( ) …)

2-й ведущий: Теперь, когда мы вспомнили все знаки препинания, знаем их место в предложении, подумаем над тем, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания.

Учащимся предложено составить текст телеграмм или записок с использованием только знаков препинания.

Примеры получившихся записок: 1) “ !? – …”; 2) “ . – ?”; 3) “ ! – ?” ; 4) “– !” ; 5) “  – ?” ; 6) “ – !” и другие.

Одна команда демонстрирует записки, другая – расшифровывает.

3-й ведущий: Да, одна из команд повторила замечательный опыт самой короткой переписки в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был напечатан роман “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. И получил ответ: “!”. Так он узнал, что его книга очень заинтересовала читателей.

1-й ведущий: А был ли в истории еще какой-нибудь удивительный случай, связанный со знаками препинания?

Учащиеся вспоминают, что русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь”. Человек был спасен. (Участники игры могут приводить разные примеры и из собственного опыта.)

2 ведущий предлагает командам тексты и предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания. Знаки препинания расставляют

Точка, запятая:

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.

Восклицательный знак:

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак:

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие:

Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками…

Двоеточие:

Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему…

Тире:

Ляжет палочкой
На строчку:
– Проходите
По мосточку.

Кавычки:

Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…

Запятая:

Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку.

Скобки:

Словам раскрывают объятья:
– Ждем в гости вас, милые братья!

Точка:

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

( Если позволяет время, можно после каждой загадки сочинять предложение с данным знаком препинания на какую-нибудь интересную тему.)

2-й ведущий: Одним из самых любимых знаков препинания у детей является, конечно же, вопросительный. Нас постоянно что-то интересует. Всегда ли мы получаем на свои вопросы ответы? К сожалению, не всегда. Как называются такие вопросы? (Риторические.) Приведите примеры таких вопросов из своего опыта.

А знаете ли вы, что такие вопросы встречаются часто в художественных текстах?Попробуйте определить, какие настроения и чувства эти вопросы помогают выразить А.С. Пушкину в стихотворении “Певец”. (От каждой команды приглашается по одному участнику для выразительного чтения стихотворения.)

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

1-й ведущий: Бесконечен мир человеческих чувств: радость, счастье, восторг, гнев, отчаяние, страх, печаль… Показать их в письменной речи нам помогают разные знаки препинания. Мы смогли в этом убедиться, прочитав стихотворение А.С.Пушкина. И помог нам вопросительный знак. А можно ли при помощи восклицательного знака показать эти чувства?

Прочитайте данные отрывки выразительно. Определите, какие из чувств выражены в прочитанных отрывках. (Можно предложить придумать рисунки-ассоциации.) Попробуйте угадать произведение.

Надо мною
небо.
Синий шелк!
Никогда
не было
так хорошо! (В. Маяковский)

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит. (А.С.Пушкин)

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А.С.Пушкин)

Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло. (А.С.Пушкин)

И вслед раздался голос шумный:
“Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад; я не шучу!
Как раз нахала проглочу!” (А.С.Пушкин)

Осада! приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой. (А.С.Пушкин)

Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.Чуковский)

Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!..
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас. (С.Михалков)

Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы. (А.С.Пушкин)

Друзья мои, прекрасен наш союз!
(А.С.Пушкин)

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”– говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”
“Хлеб да соль!”…
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
“В счастливый час!” (А.Яшин)

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
(А.С.Пушкин)

3-й ведущий: И всем участникам нашей “полезнозабавной” игры мы желаем: “В счастливый час!” Игра позволила нам убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. Мы желаем вам не бояться знаков препинания, проникать в их секреты, хорошо учить правила, и тогда вам будет очень легко говорить, читать и писать “ с чувством, с толком, с расстановкой”!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!