Викторина: «Умники и умницы в 5 классе »
Цели:
Задачи – способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся, развивать стремление к знаниям.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Эпиграф : "Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов
План мероприятия:
І. Организационный момент
ІІ. Вступительное слово учителя.
ІІІ. Представление участников.
ІV. Знакомство с правилами игры.
V. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим внеурочное занятие –знакомство перед 5 классом. И я, как учитель русского языка, хочу испытать ваши силы, оценить ваши знания по этому предмету.
Наше занятие имеет необычное название - "ВИКТОРИНА".
Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
(Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них).
Ведущий.
Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.
Вы будете соревноваться, отвечая на вопросы по русскому языку и чтению.
Для этого мы сформировали 2 команды: «Знатоки», и «Грамотеи».
Капитаны команд: _________________________________________________
Оценивать вашу работу будут члены жюри……………………………
Внимательно слушайте условия заданий и условия их выполнения.
Ход игры:
ПРАВИЛА: - Интеллектуально – познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники отвечают на вопрос, за правильный ответ получают баллы.
. Битва эрудитов
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
1ТУР - «Жорга»
Объявляется 1 тур. В этом туре я буду задавать вопросы.За каждый правильный ответ 1 балл
1 участник
1. Южная столица Казахстана (Алматы)
2. Какой язык в Казахстане называют языком межнационального общения (Русский)
3. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
4. Пять, шесть, двое, третий – это... (имена числительные)
5. Общая часть родственных слов? (корень
6. Какие буквы обозначают два звука? (е, ё, ю, я)
7. Слова противоположные по значению (Антонимы)
8. Сколько звуков в русском языке? (42)
9. Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)
10. Изменяемая часть слова? ( Окончание)
2 участник
1. Назовите символы РК (герб, флаг, гимн)
2. Самый хитрый и изворотливый герой казахских сказок? (Алдар косе)
3. Сколько гласных букв в русском языке? (10)
4. Когда в нашей стране отмечают День Знаний? (1 сентября)
5. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)
6. Сколько месяцев в году? (12)
7. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению. (Омонимы)
9. Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
10.Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение (омонимы)
2 ТУР - «ПОЛИГЛОТ»
Задание на третий тур.
Все участники получают одно и то же задание: нужно угадать слово и перевести его на казахский и на английский язык. За полный ответ на трех языках - 30 баллов, за два - 20, за один - 10 баллов.
1. Свидетеля знаний каждое утро беру с собой в школу. (Дневник, күнделік, Diary )
2. Не спеши языком, торопись… (делом, жумыс, business)
3. Они познаются в беде. (Друзья, дос(тар), friend)
4. «Под лежачий камень и... не течёт.» (Вода, су, water)
5. « Без труда не вынешь..... из пруда» (Рыбку, балық, fish)
6. Ученье - …, а неученье – тьма.(свет, жарык, light)
7. Птицу узнают в полете, а человека в … (работе, жумыс, work)
8. Усы есть, да бороды нет; шуба есть, да халата нет; незачем ему ходить в поле — все дома найдет. (Кот. Cat. Мысық.)
9. «Будет зима - будет и...» (Лето, жаз, summer)
10. Любимое время года Пушкина? (осень - күз - autumn)
3 Тур . «Путаница»
- Восстановите пословицы. Объясните их смысл.
Пословицы: “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
“Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.
(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)
4 Тур. «Змейка».
Составьте цепочку слов так, чтобы каждое новое слово
начиналось на последнюю букву предыдущего слова.
Минимум – 10 слов. За каждое слово – 1 балл.
А начинается всё со слова «ЗИМА»
Время – 3 минуты
Ведущий: Капитаны, сдайте результаты работы в жюри.
5 Тур «Отгадай загадку». Кто быстрее отгадает?
1.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)
2.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга)
3.
Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь)
4.
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)
5.
Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
6.
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)
Ведущий:
- Интересно ли прошла наша викторина?
- Чем она полезна?
- Что нового вы узнали?
Ведущий:
Вот таким занимательным и интересным может быть наш русский язык.
Жюри объявляет итоги.