СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Планета знаний»

Тема урока: «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»

Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции и  театрализации.

Цель:

-Выяснить особенности разных видов искусств;

- Учиться  обозначать разные виды искусств словом, видеть и чувствовать прекрасное;

-Эстетическое развитие обучающихся, расширение их эмоционально-чувственной сферы через создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусств.

 

Задачи:

   

  1. Научить сопоставлять особенности изображения весны в различных  художественных произведениях для создания обучающимися целостного образа весны посредством «погружения», глубокого сопереживания и эстетического созерцания.
  2. Развивать умение пользоваться библиотекой, находить необходимые книги, пользоваться оглавлением; анализировать главную мысль произведения.
  3. Воспитывать любовь к творческому наследию русских поэтов, писателей и композиторов; предоставить возможность обучающимся осознать мир своих чувств и определять свои чувства через слово.

Оборудование: выставка книг великих русских писателей и поэтов; презентация с иллюстрациями картин И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода.», А.Саврасова «Грачи прилетели», музыка П.И.Чайковского «Времена года» (Март, Апрель, Май), рисунки обучающихся на тему «Весна», карточки для обучающихся.

 

Просмотр содержимого документа
««Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Матвеево-Курганского района Ростовской области







Урок литературного чтения в 3 классе

(УМК «Планета знаний»)

«Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»


Учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна






с. Алексеевка


Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Планета знаний»

Тема урока: «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»

Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции и театрализации.

Цель:

-Выяснить особенности разных видов искусств;

- Учиться обозначать разные виды искусств словом, видеть и чувствовать прекрасное;

-Эстетическое развитие обучающихся, расширение их эмоционально-чувственной сферы через создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусств.


Задачи:

  1. Научить сопоставлять особенности изображения весны в различных художественных произведениях для создания обучающимися целостного образа весны посредством «погружения», глубокого сопереживания и эстетического созерцания.

  2. Развивать умение пользоваться библиотекой, находить необходимые книги, пользоваться оглавлением; анализировать главную мысль произведения.

  3. Воспитывать любовь к творческому наследию русских поэтов, писателей и композиторов; предоставить возможность обучающимся осознать мир своих чувств и определять свои чувства через слово.

Оборудование: выставка книг великих русских писателей и поэтов; презентация с иллюстрациями картин И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода.», А.Саврасова «Грачи прилетели», музыка П.И.Чайковского «Времена года» (Март, Апрель, Май), рисунки обучающихся на тему «Весна», карточки для обучающихся.


Прогнозирование: обучающиеся должны не только прийти к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции; отчет о своем понимании произведений искусств: выразительное чтение стихов, мини-сочинение-рассуждение.


Структура урока.


1. Вводно-мотивационный этап.

2.Постановка проблемы.

3. Этап исследования – непосредственное слушание музыки, рассматривание картин природы, чтение литературных произведений.

4. Контрольно-оценочный этап - выразительное чтение, чтение наизусть, цитирование.

5. Рефлексия.

6. Итог урока.

7.Домашнее задание.


Сценарий урока.


  1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие учащихся. Рассаживание по группам (учащиеся разделены по группам предварительно).

Учитель :

- Ребята, если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете, кто к нам придёт в гости и о чём мы будем говорить на уроке.

5

3

4

2

1












  1. Под ногами мурава, под названием … . (ТРАВА)

  2. Без рук, без топора построена изба. (ГНЕЗДО)

  3. Красное колесо по небу ходит. (СОЛНЦЕ)

  4. Синенькая шубёнка покрыла весь мир. (НЕБО)

  5. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.(ВЕТЕР)

2. Постановка проблемы.

Учитель:

-Какое слово вы прочитали в выделенных клетках? (ВЕСНА)

- Ребята, прочтите слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. (См. слайд 2)


«Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет»

(А. Толстой)


– Какие чувства вызывают эти строки?

– Какое настроение, что вам сейчас хочется?

Учитель уточняет тему и вместе с детьми определяют цель урока: Выяснить особенности разных видов искусств, учиться обозначать их словом, видеть и чувствовать прекрасное, сравнивать произведения.


Учитель:

- Сегодня у нас на уроке – гостья. Пусть она представится сама.

(Входит Весна (девочка в красивом платье с цветами в руках).

Весна:

- Я раскрываю почки


В зеленые листочки.


Деревья одеваю,


Посевы поливаю.


Движения полна,


Зовут меня ... (Весна). (См. слайд 3)

- Я хочу вам преподнести подарки. Пусть эти цветы принесут вам радость, хорошее настроение и успех на уроке. (каждой группе кладёт на стол цветок, связанный детьми, посещающими кружок креативного рукоделия)

3. Этап исследования – непосредственное слушание музыки, рассматривание картин природы, чтение литературных произведений.

  1. Чтение литературных произведений.

Учитель: Мы приглашаем вас отправиться в страну, имя которой искусство. (См. слайд 4) Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и воспевают настоящую истинную красоту нашей красавицы весны. . В природе бывает три весны: весна света - март, весна воды - апрель, весна зеленой травы – май.

Весна:

- Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц?

Кто узнает? (март)

- Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Месяц к нам пришел …(апрель)

- Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай!

Что за месяц это?..(май)


Учитель:

- Давайте послушаем ребят, которые читали произведения о ранней весне.

(В. Бианки «Синичкин календарь», Б. Пастернак «Март», Е. Баратынский «Весна, весна!..» и др.)

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась(протирает глазки), потянулась, улыбнулась.

Раз! – росой она умылась,(имитировать умывание)

Два!- изящно покружилась,(кружиться)

Три! – нагнулась и присела,(выполнить эти движения)

А четыре! – полетела.(имитировать полёт)

  1. Рассматривание репродукций к картинам А.К. Саврасова, И.И. Левитана. (См. слайды 5,6,7 )

И.И. Левитан «Март».

И.И. Левитан «Весна. Большая вода».

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».

– Что объединяет эти художественные произведения? А в чем различие?

(Художники отразили в своих произведениях весну во всем ее многообразии. Здесь и приближение весны, когда еще лежит снег, деревья стоят голые, но дыхание весны чувствуется во всем: в солнечном освещении, набухших почках, темнеющем и оседающем снеге; в гомоне грачей; в разливе рек. Увидели три картины ранней весны, разные ее моменты, почувствовали и разные оттенки радостного и грустного настроений.)

  1. Слушание музыки.

Музыка, которая сейчас прозвучит, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно. Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, Чайковский написал пьесы для фортепьяно.В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». (См. Слайд 8)

- «Времена года. МАРТ».

– Что я чувствую, представляю, слушая эту мелодию? (Настроение меняется. Хочется радоваться, охватывает чувство свежести, поэтичности, любви, трепета, нетерпеливого ожидания, беспокойства и надежды.)

– Какой была музыка? (Одна часть мелодии лирическая, а вторая – с большими взлетами эмоций и широким дыханием позволяет наблюдать смену настроений, оттенков одного и того же чувства. Некоторые элементы напоминают трели весенней песни жаворонка.)

Физминутка для глаз (с использованием лазерного фонарика)


Сообщения детей.

А) Музыка первого месяца весны называется « Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.

Б) У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

-«Времена года. Апрель».

В) Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

«Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда, что это весна?».

«Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.



Мини-итог


– Что же подействовало на мои чувства? (Звуки музыки подействовали на настроение, вызвали чувства восхищения, поэтичности, чувства ожидания, нежной грусти, радости обновления…)


4. Контрольно-оценочный этап

– Выразительное чтение стихов.

– Кому удалось передать настроение лирического героя при выразительном чтении стихотворения?

Оценивание работы учащихся.

5. Рефлексия.


– Что сегодня узнали нового?

– Что было трудным?(Сложнее всего обосновать свое мнение при вычитывании стихов, находить доказательства в тексте; особенно трудно сравнивать произведения…)

6. Итог урока.

– К какому выводу мы пришли, рассмотрев произведения разных видов искусства? (См. слайд 9 )


(Оказывается, что об одном и том же явлении можно рассказывать по-разному. Композитор передает свои чувства, настроение музыкой. Художник передает свежесть, великолепие, таинство природы, настроение, свои переживания цветом, игрой света и тени. А поэт пользуется языковым богатством русской речи. В своих произведениях авторы открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к своей Родине, природе России, к прекрасному времени года – весне, отразили весну во всем своем многообразии, показали разные ее моменты.)

7.Домашнее задание.

- Написать мини-сочинения-рассуждения о двух наиболее понравившихся стихотворениях, оформить работу на альбомном листе.

- Заполнить карточку

1. Знаю…

2. Узнал…

3 Хочу узнать…


Учитель:

-Молодцы ребята. Порадовали мы весну, порадует и она нас теплом, зеленью и цветами. Надеемся, что вы получили огромное удовольствие от увиденного. Желаем вам всем успеха во всем! До свидания, до новых встреч!" (См. Слайды 10,11)

Фотоматериалы















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!