Виды бессоюзных сложных предложений
Класс: 9
Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о видах БСП.
Задачи: показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры.
Предметные:
-отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП;
- совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический анализ предложении.
Метапредметные :
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения чувств, мыслей и потребностей.
Содержание урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний:
1. Устный фронтальный опрос
Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП) устная работа
- Как отличить ССП и СПП?
- В чем отличие от них БСП?
2. Комплексный анализ текста
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.
1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта
2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).
Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.
Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:
— Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение — сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)
— Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке,
-Какие задачи поставим перед собой?
IV. Усвоение новых знаний:
Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
Ознакомьтесь с таблицей типов БСП по смысловой интонации.
Ученикам предлагается задание ознакомиться с таблицей о правилах постановки знаков препинания в БСП.
№ | Структура предложения | Пример |
1 | А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности) | Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) |
Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) | Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) |
2 | [ ]: [причина]. | Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) |
3 | [ ]: [пояснение]. (а именно) | Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) |
4 | [ ]: [дополнение]. (что?) | Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) |
5 | А) [условие] – [ ]. (если) | Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) |
Б) [время] – [ ]. (когда) | Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) |
6 | [] – [следствие]. | Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) |
7 | [] – [ ]. (противопоставление (а, но) | Лето припасает – зима поедает. (Пословица) |
8 | [] – [ ]. (сравнение (будто, как) | Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) |
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.
3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко
уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением,
выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя
порядок в предложении? (Нет)
- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя
заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте.
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное,
бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
!!! Обратите внимание: есть возможность передать одно и то же содержание
разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях
русского синтаксиса.
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном
предложении? Почему?
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (Слайд 22)
1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро
неслась дальше.
4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов.
6 Я понял, что долго не смогу притворяться.
7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
Ответ: 2(,) 3(;) 8(,)
VI. Рефлексия.
VI. Информация о домашнем задании:
Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками
препинания и записать в тетрадях. Читать теорию параграф 216, пункты I, II.
Структура предложения | Пример |
А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности) | Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) |
Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) | Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) |
[ ]: [причина]. | Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) |
[ ]: [пояснение]. (а именно) | Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) |
[ ]: [дополнение]. (что?) | Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) |
А) [условие] – [ ]. (если) | Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) |
Б) [время] – [ ]. (когда) | Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) |
[] – [следствие]. | Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) |
[] – [ ]. (противопоставление (а, но) | Лето припасает – зима поедает. (Пословица) |
[] – [ ]. (сравнение (будто, как) | Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) |
Структура предложения | Пример |
А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности) | Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) |
Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) | Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) |
[ ]: [причина]. | Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) |
[ ]: [пояснение]. (а именно) | Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) |
[ ]: [дополнение]. (что?) | Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) |
А) [условие] – [ ]. (если) | Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) |
Б) [время] – [ ]. (когда) | Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) |
[] – [следствие]. | Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) |
[] – [ ]. (противопоставление (а, но) | Лето припасает – зима поедает. (Пословица) |
[] – [ ]. (сравнение (будто, как) | Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) |
5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро
неслась дальше.
4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов.
6 Я понял, что долго не смогу притворяться.
7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро
неслась дальше.
4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов.
6 Я понял, что долго не смогу притворяться.
7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро
неслась дальше.
4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов.
6 Я понял, что долго не смогу притворяться.
7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро
неслась дальше.
4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов.
6 Я понял, что долго не смогу притворяться.
7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.