СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды бессоюзных сложных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о видах БСП.      

Задачи: показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения; развитие умения логически излагать свои мысли

Просмотр содержимого документа
«Виды бессоюзных сложных предложений»

Виды бессоюзных сложных предложений

Класс: 9

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о видах БСП.

Задачи: показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

 Личностные:   

 формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и   познанию; осознание своей    этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры.

Предметные:      

   -отличать БСП от других видов предложений, определять характер  смысловых  отношений между предложениями     в  бессоюзном     сложном  предложении, выражать   их  с  помощью интонации,  сопоставлять БСП с синонимичными    ССП и СПП;

 - совершенствовать пунктуационные    навыки и умение проводить синтаксический анализ предложении.   

Метапредметные :

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для   себя новые задачи, организовывать  учебное   сотрудничество и совместную деятельность с   учителем и сверстниками,     работать индивидуально        и  в   группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно  использовать речевые средства в соответствии с    задачей  коммуникации для выражения   чувств, мыслей и потребностей.



Содержание урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

1. Устный фронтальный опрос

 Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП) устная работа

- Как отличить ССП и СПП?

- В чем отличие от них БСП?

2. Комплексный анализ текста

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)

Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.

1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта

2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:

— Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение — сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

— Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке,

-Какие задачи поставим перед собой?


IV. Усвоение новых знаний:

Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

Ознакомьтесь с таблицей типов БСП по смысловой интонации.

Ученикам предлагается задание ознакомиться с таблицей о правилах постановки знаков препинания в БСП.

Структура предложения

Пример

1

А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)

Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

2

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

3

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

4

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

5

А) [условие] – [ ]. (если)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

6

[] – [следствие].

Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

7

[] – [ ]. (противопоставление (а, но)

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

8

[] – [ ]. (сравнение (будто, как)

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)



V. Первичная проверка усвоения знаний:



1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.

2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)


4. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко

уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением,

выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя

порядок в предложении? (Нет)

- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством,

выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя

заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте.

- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное,

бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)


!!! Обратите внимание: есть возможность передать одно и то же содержание

разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях

русского синтаксиса.

- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном

предложении? Почему?

- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.



5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические

основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (Слайд 22)

1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро

неслась дальше.

4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули

миллионы разных цветов.

6 Я понял, что долго не смогу притворяться.

7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

Ответ: 2(,) 3(;) 8(,)



VI. Рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании:

Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками

препинания и записать в тетрадях. Читать теорию параграф 216, пункты I, II.







Структура предложения

Пример

А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)

Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

А) [условие] – [ ]. (если)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

[] – [следствие].

Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

[] – [ ]. (противопоставление (а, но)

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

[] – [ ]. (сравнение (будто, как)

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)




Структура предложения

Пример

А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)

Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

А) [условие] – [ ]. (если)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

[] – [следствие].

Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

[] – [ ]. (противопоставление (а, но)

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

[] – [ ]. (сравнение (будто, как)

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)







5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические

основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро

неслась дальше.

4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули

миллионы разных цветов.

6 Я понял, что долго не смогу притворяться.

7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.



5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические

основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро

неслась дальше.

4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули

миллионы разных цветов.

6 Я понял, что долго не смогу притворяться.

7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.



5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические

основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро

неслась дальше.

4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули

миллионы разных цветов.

6 Я понял, что долго не смогу притворяться.

7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.


5. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические

основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро

неслась дальше.

4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули

миллионы разных цветов.

6 Я понял, что долго не смогу притворяться.

7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.










Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.


Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.


Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.


Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.



1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.


1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.


Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.


Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.



Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.



Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.



Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.



Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.



Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!