СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с определением бессоюзного сложного предложения; уяснить, что смысловые отношения между его частями в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме – при помощи знаков препинания.

2. Повторить виды сложных предложений, отработать с учащимися ведущий прием изучения бессоюзных сложных предложений – прием сравнения их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

4. Формировать навык нахождения предложений данной структуры в текстах.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе «Понятие о бессоюзном сложном предложении»»












Урок русского языка

в 9 классе

«Понятие о бессоюзном

сложном предложении»




























Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении


Цели урока:


  1. Познакомить учащихся с определением бессоюзного сложного предложения; уяснить, что смысловые отношения между его частями в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме – при помощи знаков препинания.


  1. Повторить виды сложных предложений, отработать с учащимися ведущий прием изучения бессоюзных сложных предложений – прием сравнения их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.


  1. Формировать навык нахождения предложений данной структуры в текстах.


  1. Совершенствовать пунктуационные навыки.


Ι. Организационный момент.


ΙΙ. Объявление темы урока.


Оформление работ.


  • Ребята, для того чтобы назвать тему урока, вам нужно выполнить одно задание. Перед вами карточки с тремя предложениями, знаки препинания не расставлены. Вам нужно выписать эти предложения в тетрадь, вставить пропущенные знаки препинания и сравнить между собой эти предложения.


  • Самостоятельная работа учащихся.


  • Проверка задания: прочитать предложения со знаками, объяснить их постановку.


Ответы: перед нами 3 сложных предложения: 1 – с/с; 2 – с/п; 3 – бессоюзное.



  • Какие предложения мы изучили? (с/с, с/п)


  • Поэтому мы приступаем к изучению бессоюзных сложных предложений.

Тема нашего урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

(запись темы в тетрадь)


ΙΙΙ. Целеполагание.


  • Сформулируйте цели нашего урока


Да, сегодня на уроке мы должны узнать, какое предложение называется бессоюзным, учиться находить эти предложения в различных текстах и отличать их от изученных с/с и с/п.


На уроке каждый из вас будет оценивать свою работу и выставлять оценки за выполненные задания на приготовленных листочках. Поэтому сейчас оцените первое задание.

ΙV. Объяснение нового материала.


  1. Давайте вначале отметим, что нам известно про сложные предложения.

  • сложные предложения делятся на три группы (с/с, с/п, бессоюзное)


  • сложные предложения состоят из нескольких простых


  • с с/с и с/п простые предложении соединены при помощи союзов и союзных слов


  • название «бессоюзное» говорит о том, что в них нет союзов.


  1. А что такое бессоюзное сложное предложение.

Прочитаем в учебнике на стр. 122.


  • Чтение правила (учителем, потом учениками)


  • Что узнали из правила?


Правильно, бессоюзное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. Поэтому нам нужно обратить внимание на знаки препинания в БСП. Для этого вы выполните 2 задания: из предложений выписать бессоюзное сложное предложение и обратить внимание на знак препинания между частями сложного предложения. Знаки поставлены. Номер предложения обязательно указываем.


  • Самостоятельная работа.

Не забывайте выделять основы.


  • Проверка:

(Слайд) если проверить по нумерации предложений,

то получится такая цифра: 2367


  • Какие знаки стоят между частями БСП.


(ответы) Покажем на схемах


(Слайд) [ ] , [ ] . [ ] ; [ ] . [ ] : [ ] . [ ][ ] .


  • Ребята, на следующих уроках мы будем изучать условия постановки этих знаков препинания, а также будем определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации. Когда мы научимся чувствовать верную интонацию в устной речи, то на письме нетрудно будет расставлять знаки препинания.


  • Оцените себя за это задание.

  1. Многие писатели и поэты используют в своих произведениях БСП. Поэтому Анжеле и Вике были даны задания – проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и ответить на поставленные вопросы.


  • Презентации девочек и ответы.

Вика и Анжела: - Мы должны были выяснить, использовал ли А.С.Пушкин в своих произведениях БСП.


  • А также обратить внимание на то, какими знаками чаще пользовался А.С.Пушкин – запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.


  • В произведениях А.С.Пушкина можно встретить БСП как в стихотворениях, так и в прозаических произведениях.


Например, в произведении «Капитанская дочка» (глава 11)


«В Белогорскую крепость!» - сказал Пугачев. Сердце моё сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.


Но так как БСП особую выразительность придают стихотворной речи, то в стихотворениях А.С.Пушкина БСП встречаются чаще.

Например: «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.


«Зимнее утро»

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

  • Прочитав ряд произведений А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что автор чаще всего использовал запятую и точку с запятой, реже двоеточие, совсем редко – тире.


Например: «Осень»


И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон , чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн - таков мой организм.


В этом отрывке: ; - 4 раза

, - 3 раза

: - нет

– - 2 раза


  1. У нас в учебнике тоже дан отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (стр. 121). Найдите этот отрывок и сосчитайте, сколько раз встретился каждый знак и запишите в тетрадь.


; - 8 раз , - 2 раза - нет : - нет


  • Оцените себя (проверив задание на слайде).


V. Запишите домашнее задание: выписать БСП из произведений художественной литературы.


VΙ. Закрепление.


  • Мы с вами сегодня увидели много примеров БСП. Поэтому сейчас вам нужно написать сочинение-миниатюру, в котором нужно употребить несколько БСП на тему «Зимний день».


Индивидуальное задание для Ромы: (если сложно сочинение)

Дописать БСП 1. Ветер усиливался, …

2. Солнце садилось, …


  • Проверка сочинений учителем.


  • Проверка теста на слайде, его оценивание.


- Дополнительно: работа с поэтическим текстом (вставить пропущенные буквы и знаки препинания)


VΙ. Итог урока.

  • Ребята, сделаем выводы, в которых отметим, что узнали.

  • В БСП простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

  • В БСП знаки препинания , ; : -

  • БСП придаются особую выразительность стихотворной речи.

VΙΙΙ. Рефлексия.

  • Посмотрите на свои оценки. Если у вас преобладают 5, то поднимите

красную руку, 4 – зеленую, 3 – синюю. Оценки.


Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!