СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: понять особенности бессоюзного сложного предложения; научить понимать и выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений; познакомить обучающихся с основными признаками этих констркуций и знаками препинаниями в них.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях"»


Тема урока. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных предложениях.

Цель: понять особенности бессоюзного сложного предложения; научить понимать и выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений; познакомить обучающихся с основными признаками этих конструкций и знаками препинаниями в них.

Задачи:

образовательные:

обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о бессоюзном сложном предложении; научить передавать с помощью нужной интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации.

развивающие:

развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умения аргументировать, доказывать;

воспитательные:

воспитывать интерес к изучению предмета; активизировать познавательную деятельность



Оборудование: компьютерная презентация, карточки с смайлами, таблица «З - Х - У», тестовые задания.

Учебник: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2014.

Тип урока: урок открытия нового знания.


В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.













ХОД УРОКА

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок.

Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Продемонстрируйте смайликами ваше настроение.


  1. Актуализация

Фронтальный опрос по теме «Виды сложных предложений»

- Какие предложения называются сложными?

- Какие виды СП вы знаете?

-Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

- Какие средства связи в ССП и СПП?


«Цифровой диктант» (Слайд1)

Учитель: Запишите номера предложений в 2 столбика: сложносочинённые и сложноподчиненные.

  1. Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.

  2. Такая вокруг тишина и покой, что слышны сердец перестуки.

  3. За тёмной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода.

  4. В льдистом, необыкновенно синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.

  5. Поезд ушёл, его огни исчезли.

Ключ: 1)1,4; 2)2,3.(Слайд 2)

Учитель: Какое предложение вы не записали? (5)

Учитель: Почему?

Учитель: Вы, конечно, поняли, что разговор у нас пойдёт о бессоюзном сложном предложении.

Учитель: Сформулируйте и запишите тему урока (Слайд 3)

Какие предложения называются бессоюзными?

Учитель: Перед вами таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал». (Слайд 4)

Заполните графу «З»

Выполнение пробного действия.

Учитель: Прочитайте предложения

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А.С.Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

Я выглянул в окно : над лесом занимался рассвет.

Тише едешь — дальше будешь.(Слайд 5)

Учитель: Какими по строению являются эти предложения?

(Бессоюзные сложные предложения)

Учитель: С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?

(В бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов).

Учитель: Какие знаки препинания стоят между частями бессоюзных сложных предложений? Объясните их постановку.

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. ).


3. Постановка проблемы

Учитель: Почему вы не смогли объяснить постановку знаков препинания в предложениях?

( Трудно объяснить постановку знаков препинания, так как ещё не изучали это правило)


Учитель: Следовательно, в чем заключается ваша задача на сегодняшнем уроке? Сформулируйте важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться … (Слайд 6)

Учащиеся формулируют цели урока.

Сообщение целей урока учителем (Слайд 7)

Учитель: Заполните графу «Х» в таблице «З-Х-У»

4. Проект выхода из затруднений

Учитель: Проанализируйте материал на с. 121, прочитав выразительно отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».


  • В каком предложении нарисована общая картина напряжённого боя?

  • Каким по строению является это предложение? Сколько в нём простых предложений?

  • Какой единой задачей объединены простые предложения в сложном?

  • С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?

  • Сделайте вывод.

( В бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов)).


Учитель: прочитайте теоретический материал на с. 122— 123

Познакомьтесь с происхождением слова контекст, с его лексическим значением на с. 125. Сделайте вывод из прочитанного.

(Вывод: вне контекста смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения допускают различное толкование.)

Физкультминутка (видео)

5. Реализация проекта

Работа в парах по вариантам.

  • Первый вариант выполняет упр.186

( Обучающиеся читают выразительно предложения с интонацией перечисления. Особенности интонации: учащиеся повышают голос в конце каждой части предложения, снижают голос лишь в конце сложного предложения)


,| , . ||


Учитель: Что нового вы узанли, выполнив упражнение? Где широко употребляются бессоюзные сложные предложения, передающие одновременность событий, явлений, фактов? Какова их роль? Какие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения?

( Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи).


  • Второй вариант выполняет упр.187

(Обучающиеся читают выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая — понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.)




.


Учитель: Что вы узнали, выполнив упражнение? Где широко используются БСП со значением сопоставления? Какие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения и ?


  • Третий вариант выполняет упр.188

(Обучающиеся читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.)


: || .


Учитель: Расскажите, что вы узнали, выполнив упражнение. Где широко используются БСП со значением причины, пояснения? Какие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения?

(В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения)


6. Первичное закрепление

Конструирование (Слайд 8)

На доске записаны три простых предложения:

Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.

Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.

Учитель. Подведём итог. Какие предложения называются бессоюзными?Каковы их основные признаки?

Коллективная работа над составлением таблицы (запись на доске и в тетрадях)

Основные признаки бессоюзных сложных предложений

Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.

Имеют характерную интонацию.

Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире


  1. Самостоятельная работа. Включение в систему знаний


Тестовые задния (с последующей взаимопроверкой)

1.Бессоюзное предложение – это

а) сложное предложение, где простые предложения связаны друг с другом интонацией и союзными словами;

б) простое предложение;

в) сложное предложение;

г) сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов.


2.Чем определяется в письменной речи выбор знака препинания в БСП?

а) паузой;

б) логическим ударением;

в) смыслом предложения (интонацией)


3. Какой знак препинания ставится и в ССП, и в СПП, и в БСП?

а) запятая;

б) двоеточие;

в) тире;

г) точка с запятой.


4. Для понимания смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложениями

а) важны части речи слов, входящих в предложение;

б) важен стиль, в котором написано предложение ;

в) важен контекст;

г) важно количество использованных в предложении заимствованных и устаревших слов.


5.Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.


6. Какое предложение не является бессоюзным сложным?

1) Повсюду горели фонари, тихо шевелились пальмы, белоснежные здания источали назойливую музыку. (Булгаков М.)
2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. ( А.Ф.Иванов)
3) На размякшую землю густо лил дождь, пенил лужи, потоками сползал к Дону. (Шолохов М.)
4) Наступил вечер, шёл дождь, с севера порывисто дул ветер.


7. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их. (3) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Она убежала в свою комнату, где прошла её жизнь. (6) Вокруг тихо. (7) Приветствую тебя, пустынный уголок! (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал.


Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

г

в

а

в

в,г

3

4

(Слайд 9)

А теперь проведем взаимопроверку. На доске - ключ к тестам. Поставьте оценку:

0 ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 4 ошибки – «3»

5 – 8 ошибок – «2»


  1. Рефлексия.


Учитель: Пришло время заполнит последнюю графу «У» в таблице «З-Х-У»

Вспомните всё, что вы знаете теперь о БСП и напишите особое пятистишие — синквейн(Слайд 10)

  • Первая строка – существительное, тема синквейна.

  • Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

  • Третья строка – три глагола, описывающих действия, характерные для данного предмета или явления.

  • Четвёртая строка – законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к теме. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим автором синквейна.

  • Пятая строка – резюме, вывод, выражающий личное отношение автора

Чтение синквейнов.


  • Чему научились сегодня на уроке?

  • Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

  • Какое задание показалось трудным и почему?

  • Чему вы учились, работая в паре?

  • Вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

  • Достигли ли вы их?

Продемонстрируйте смайлами ваше настроение.

Домашнее задание дифференцированного характера:

1) учить теоретический материал § 31, 32 (обязательно для всех);

2)«3»: прочитать правило в учебнике, выполнить упр. 189, 190 (устно);

«4»:выписать из учебника литературы 7 бессоюзных сложных предложений с разными значениями.

«5»: составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».(Слайд 11)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!