Тема урока. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных предложениях.
Цель: понять особенности бессоюзного сложного предложения; научить понимать и выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений; познакомить обучающихся с основными признаками этих конструкций и знаками препинаниями в них.
Задачи:
образовательные:
обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о бессоюзном сложном предложении; научить передавать с помощью нужной интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации.
развивающие:
развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умения аргументировать, доказывать;
воспитательные:
воспитывать интерес к изучению предмета; активизировать познавательную деятельность
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с смайлами, таблица «З - Х - У», тестовые задания.
Учебник: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2014.
Тип урока: урок открытия нового знания.
В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Продемонстрируйте смайликами ваше настроение.
Актуализация
Фронтальный опрос по теме «Виды сложных предложений»
- Какие предложения называются сложными?
- Какие виды СП вы знаете?
-Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?
- Какие средства связи в ССП и СПП?
«Цифровой диктант» (Слайд1)
Учитель: Запишите номера предложений в 2 столбика: сложносочинённые и сложноподчиненные.
Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.
Такая вокруг тишина и покой, что слышны сердец перестуки.
За тёмной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода.
В льдистом, необыкновенно синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
Поезд ушёл, его огни исчезли.
Ключ: 1)1,4; 2)2,3.(Слайд 2)
Учитель: Какое предложение вы не записали? (5)
Учитель: Почему?
Учитель: Вы, конечно, поняли, что разговор у нас пойдёт о бессоюзном сложном предложении.
Учитель: Сформулируйте и запишите тему урока (Слайд 3)
Какие предложения называются бессоюзными?
Учитель: Перед вами таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал». (Слайд 4)
Заполните графу «З»
Выполнение пробного действия.
Учитель: Прочитайте предложения
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А.С.Пушкин).
Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.
Я выглянул в окно : над лесом занимался рассвет.
Тише едешь — дальше будешь.(Слайд 5)
Учитель: Какими по строению являются эти предложения?
(Бессоюзные сложные предложения)
Учитель: С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?
(В бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов).
Учитель: Какие знаки препинания стоят между частями бессоюзных сложных предложений? Объясните их постановку.
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. ).
3. Постановка проблемы
Учитель: Почему вы не смогли объяснить постановку знаков препинания в предложениях?
( Трудно объяснить постановку знаков препинания, так как ещё не изучали это правило)
Учитель: Следовательно, в чем заключается ваша задача на сегодняшнем уроке? Сформулируйте важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с …
2)Учиться … (Слайд 6)
Учащиеся формулируют цели урока.
Сообщение целей урока учителем (Слайд 7)
Учитель: Заполните графу «Х» в таблице «З-Х-У»
4. Проект выхода из затруднений
Учитель: Проанализируйте материал на с. 121, прочитав выразительно отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
В каком предложении нарисована общая картина напряжённого боя?
Каким по строению является это предложение? Сколько в нём простых предложений?
Какой единой задачей объединены простые предложения в сложном?
С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?
Сделайте вывод.
( В бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов)).
Учитель: прочитайте теоретический материал на с. 122— 123
Познакомьтесь с происхождением слова контекст, с его лексическим значением на с. 125. Сделайте вывод из прочитанного.
(Вывод: вне контекста смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения допускают различное толкование.)
Физкультминутка (видео)
5. Реализация проекта
Работа в парах по вариантам.
( Обучающиеся читают выразительно предложения с интонацией перечисления. Особенности интонации: учащиеся повышают голос в конце каждой части предложения, снижают голос лишь в конце сложного предложения)
,| , . ||
Учитель: Что нового вы узанли, выполнив упражнение? Где широко употребляются бессоюзные сложные предложения, передающие одновременность событий, явлений, фактов? Какова их роль? Какие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения?
( Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи).
(Обучающиеся читают выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая — понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.)
.
Учитель: Что вы узнали, выполнив упражнение? Где широко используются БСП со значением сопоставления? Какие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения и ?
(Обучающиеся читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.)
: || .
Учитель: Расскажите, что вы узнали, выполнив упражнение. Где широко используются БСП со значением причины, пояснения? Какие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения?
(В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения)
6. Первичное закрепление
Конструирование (Слайд 8)
На доске записаны три простых предложения:
Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.
Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.
Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.
Учитель. Подведём итог. Какие предложения называются бессоюзными?Каковы их основные признаки?
Коллективная работа над составлением таблицы (запись на доске и в тетрадях)
Основные признаки бессоюзных сложных предложений |
Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов. Имеют характерную интонацию. Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире |
Самостоятельная работа. Включение в систему знаний
Тестовые задния (с последующей взаимопроверкой)
1.Бессоюзное предложение – это
а) сложное предложение, где простые предложения связаны друг с другом интонацией и союзными словами;
б) простое предложение;
в) сложное предложение;
г) сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов.
2.Чем определяется в письменной речи выбор знака препинания в БСП?
а) паузой;
б) логическим ударением;
в) смыслом предложения (интонацией)
3. Какой знак препинания ставится и в ССП, и в СПП, и в БСП?
а) запятая;
б) двоеточие;
в) тире;
г) точка с запятой.
4. Для понимания смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложениями
а) важны части речи слов, входящих в предложение;
б) важен стиль, в котором написано предложение ;
в) важен контекст;
г) важно количество использованных в предложении заимствованных и устаревших слов.
5.Укажите бессоюзное сложное предложение.
а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.
б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.
6. Какое предложение не является бессоюзным сложным?
1) Повсюду горели фонари, тихо шевелились пальмы, белоснежные здания источали назойливую музыку. (Булгаков М.)
2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. ( А.Ф.Иванов)
3) На размякшую землю густо лил дождь, пенил лужи, потоками сползал к Дону. (Шолохов М.)
4) Наступил вечер, шёл дождь, с севера порывисто дул ветер.
7. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их. (3) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Она убежала в свою комнату, где прошла её жизнь. (6) Вокруг тихо. (7) Приветствую тебя, пустынный уголок! (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал.
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
г | в | а | в | в,г | 3 | 4 |
(Слайд 9)
А теперь проведем взаимопроверку. На доске - ключ к тестам. Поставьте оценку:
0 ошибок – «5»
1 – 2 ошибки – «4»
3 – 4 ошибки – «3»
5 – 8 ошибок – «2»
Рефлексия.
Учитель: Пришло время заполнит последнюю графу «У» в таблице «З-Х-У»
Вспомните всё, что вы знаете теперь о БСП и напишите особое пятистишие — синквейн(Слайд 10)
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, характерные для данного предмета или явления.
Четвёртая строка – законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к теме. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим автором синквейна.
Пятая строка – резюме, вывод, выражающий личное отношение автора
Чтение синквейнов.
Чему научились сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
Какое задание показалось трудным и почему?
Чему вы учились, работая в паре?
Вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли вы их?
Продемонстрируйте смайлами ваше настроение.
Домашнее задание дифференцированного характера:
1) учить теоретический материал § 31, 32 (обязательно для всех);
2)«3»: прочитать правило в учебнике, выполнить упр. 189, 190 (устно);
«4»:выписать из учебника литературы 7 бессоюзных сложных предложений с разными значениями.
«5»: составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».(Слайд 11)