Открытый урок по русскому языку в 1 классе.
Тема: «Вежливые слова»
Цель: формировать умения употреблять в речи «вежливые» слова.
Задачи:
- формировать навыки вежливого обращения;
- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
- учить детей выражать чувства добрыми словами;
- воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Планируемые результаты
предметные:
- научатся употреблять вежливые слова в речи;
- овладеют речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения
метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- выполнять правила поведения ученика на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» - 1 класс В. П. Канакина,
рабочая тетрадь к учебнику, модели островов, конверты с «вежливыми» словами, бутылочки с конфетти.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие гостей.
– Уважаемые гости! Я и мой класс рады приветствовать вас на нашем уроке.
Девочка:
Мы рады приветствовать вас в нашем классе!
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Мотивация познавательной деятельности
- Сегодня мы отправляемся в путешествие на самолете. Я – командир корабля.
Мы отправляемся в страну «Этикет». Кто-нибудь слышал это слово? Что оно означает?
(Этикет – это нормы и правила поведения людей в обществе.)
- В наш словарный запас входит новое слово. Запомните, как оно пишется и что обозначает. ( на доску вывешиваю слово-плакат ЭТИКЕТ ).
- На борт не допускаю невежд и невеж. Есть ли среди вас невежи и невежды?
- Давайте обратимся за справкой в толковый словарь учебника.
с. 139 Невежа – грубый, неучтивый (невоспитанный человек).
с.140 Невежда – малообразованный человек.
- Вы еще маленькие, знаете мало, но вы учитесь, стремитесь к знаниям. Значит вы – вежды. А если стремитесь быть культурными, воспитанными – вежи. Хотя такие слова не употребляются в речи.
- Какое слово нам важнее для страны «Этикет»?
- К слову грубый подберите слово с противоположным значением (вежливый, ласковый)
- Какого человека называют вежливым?
- Вежливый – это деликатный человек, который знает много вежливых слов и не стесняется употреблять их в речи (на доске – слово ВЕЖЛИВЫЙ).
Постановка целей и задач урока
- Сегодня мы будем учиться писать, употреблять в речи вежливые слова, различать их, обогащать свой словарный запас.
- В полет мы возьмем с собой багаж. Посмотрите в конверты, которые лежат у вас на партах. Что мы с собой берем в багаже? (слова)
- Как их много! В русском языке обнаружились безымянные острова, которым очень не хватает вежливых слов. Наш самолет держит курс к этим островам. Летим.
Дыхательная гимнастика.
Поможем нашему самолету набрать высоту.
- Вдох через нос, выдох через рот ( 3 раза)
( Предварительно заготовлены бутылочки, в крышке проделаны отверстия, вставлены трубочки, четвертая часть бутылочек заполнена конфетти.)
Актуализация знаний
- Пока летим, немного поработаем. Прочитайте с доски слова (этикет, вежливый)
- Назовите буквы гласных звуков. Запишите их ( э и е е и ы ).
- Назвать и записать буквы для мягких глухих согласных (т к ).
- Назвать и записать буквы для звонких твердых согласных звуков (ж в ).
- Какие слова можно составить из этих букв? (кит, жив, киви, ветки, ты, эти, тик, веки).
- Спасибо, благодарю, я вам очень признательна.
- А наш самолет тем временем подлетел к первому безымянному острову. Совершим здесь посадку. Давайте заселим этот остров вежливыми словами. Выйдите из самолета те дети, у которых есть карточки с этими словами. Поселим эти слова на острове.
- В каких случаях употребляют эти слова?
- Как назовем остров? (о. БЛАГОДАРНОСТЬ )
- Произнесем это слово орфографически правильно, по слогам, с ударением.
- Как вы понимаете значение слова благодарю? (Это слово древнее, образовалось от старославянского слова БЛАГО, что означало «добро, польза». Произнося слово БЛАГОДАРЮ, люди желали кому-либо блага, добра.)
- Какие слова благодарности королевский уровень вежливости, а какие – дружеский?
- Запишите слова дружеского уровня с комментированием.Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Полетели дальше.
Гимнастика для глаз.
Ребята, посмотрите все на меня. Давайте потренируем наши глазки.
Глазки крепко закрываем
Дружно вместе открываем
Снова крепко закрываем
И опять их открываем
Смело можем показать
Как умеем мы моргать
Головой не вертите,вправо –влево посмотрите
Глазки вверх, глазки вниз
Поработай не ленись
Прямо, ровно посидите и немного отдохните.
- Будьте добры, пристегните ремни. Мы прилетаем на остров, у которого пока нет названия. Наш самолет совершил посадку на безымянном острове. Кто запомнил вежливое слово, произнесенное мной?
- Пусть выйдет из самолета тот, у кого есть это слово в багаже. Заселяй остров.
- Подберите слово, близкое по значению этому слову (пожалуйста).
- У кого в багаже это слово? Выходите из самолета. Заселяем остров словами.
- В каких случаях употребляют эти слова?
- Какие еще вежливые слова употребляют, когда обращаются с просьбой? Поищите в своих конвертах. Нашли – покажите. Заселяем остров.
- Давайте проверим, какие слова поселились на острове? Читаем хором.
- Как можно назвать остров? ( о. ПРОСЬБА).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, раз, два
Вспомним добрые слова
«Здравствуйте», « Простите», « Спасибо», « Извините»
Будем все их говорить, чтобы вежливыми быть.
( Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем на ударные слоги.)
- Какое вежливое слово просьбы мы с вами чаще употребляем в речи? (пожалуйста)
- Проговорим это слово по слогам.
- Найдите в Упр.14 это слово, посмотрите, как оно пишется. Запишите самостоятельно в тетрадь.
- Поставьте ударение. Подчеркните буквы гласных звуков.
Игра «Вежливый – невежливый поступок».
- Мы долго путешествовали и немного устали. Я предлагаю нам восстановиться. Встали все около своих кресел.
Если так поступать вежливо – наклоняемся 2 раза, невежливо – 1 раз приседаем.
Поздороваться при встрече
Не вставать, когда отвечаешь учителю
Толкнуть и не извиниться
Помочь поднять упавшие вещи
Не уступить место в транспорте.
- Извините, простите, прошу срочно пристегнуть ремни. Идем на посадку.
- Догадались, на какой остров мы прилетели? ( о. ИЗВИНЕНИЯ )
- Заселим остров словами. Выходите из самолета те дети, у кого есть слова-извинения.
- Проверим, что получилось.
- Какое слово чаще других мы употребляем в речи, когда хотим, чтобы обида быстрее забылась? (извините)
- Прочитаем это слово орфографически правильно,
орфоэпически правильно,
по слогам,
с ударением,
шепотом.
- Запишите это слово по памяти (переворачиваю карточку со словом на доске обратной стороной).
- Проверим, как вы написали (переворачиваю карточку со словом на доске).
- У кого остались карточки со словами в конвертах?
- Распределите их по островам: о ПРИВЕТСТВИЯ и о. ПРОЩАНИЯ.
- Проверим, что у нас получилось. Читаем хором.
- Какие слова можно употреблять для приветствия и взрослых, и детей, а какие только для приветствия сверстников?
- Почему?
- Вот сколько вежливых слов мы сегодня вспомнили.
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо-слова!
- Пора возвращаться домой. Только приветствовали друг друга и уже прощаемся. Но с этикетом мы не расстаемся никогда: и в школе, и дома, и на улице он с нами.
Рефлексия
- А сейчас мы узнаем, как вы усвоили вежливые слова. Попробуем применить наши знания в конкретных ситуациях.
Работа в парах. – Придумать диалог с использованием вежливых слов.
1 ряд – просите маму отпустить вас на прогулку;
2 ряд – случайно на перемене толкнули одноклассника;
3 ряд – вы забыли дома ручку.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось (дети по очереди разыгрывают ситуации, награда им – аплодисменты).
- Для чего в речи надо употреблять вежливые слова?
- Какие вежливые слова вы бы хотели сказать в конце урока одноклассникам? гостям?
- Кого бы вы поблагодарили за сотрудничество на уроке?
- И закончить наш урок хочется такими словами:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, будь только вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто,
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
- Благодарю за урок. Думаю, что он пойдет вам на пользу.
Приложение
На доске 5 островов (5 групп вежливых слов появляются в течение урока):
о. Благодарность | о. Просьба | о. Извинения | о. Приветствия | о. Прощания |
спасибо | будьте добры | извините | здравствуйте | до свидания |
благодарю | будьте любезны | простите | доброе утро | до встречи |
очень признателен | пожалуйста | виноват | добрый день | доброй ночи |
| разрешите | не сердитесь | добрый вечер | прощайте |
| позвольте | прошу прощения | привет | всего доброго |
| | | | пока |
| | | | счастливо |