В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
9 КЛАСС
АННОТАЦИЯ
Данное пособие разработано для использования на уроках текстоведения в 9 классе. Содержит задания для комплексного анализа текста. Способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Может применяться во время подготовки к олимпиаде по русскому языку, контрольной работе по теме «Анализ текста», как текст контрольной работы, для организации индивидуальной работы с учащимися.
Ключевые слова: текстоведение, текст, 9 класс, комплексный анализ текста, ответы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Текстоцентрический подход к изучению русского языка – один из ведущих в современном образовании ввиду его универсальности в формировании основных компетентностей. Именно он позволяет одновременно работать над развитием языковой, речевой и правописной компетенции, способствует формированию культуры речи.
Основными видами деятельности на уроках русского языка, предполагающими использование текста, являются аудирование, говорение, письмо и чтение. Уместно использование текста не только на уроках развития речи, а также при изучении языковых тем и выполнении контрольных видов деятельности.
Данное пособие разработано с целью обеспечения текстоцетрического подхода к изучению русского языка, формирования коммуникативной и поликультурной компетенции учащихся, а также для облегчения работы учителя. Объём текстов, использованных в пособии, соответствует стандартам текстов для контрольных диктантов, а потому они могут использоваться при выполнении данного вида работ.
К каждому тексту, предложенному в пособии, предполагается наличие 10 заданий, которые могут касаться вопросов изученных разделов языкознания, а также ответов к ним.
Тематика текстов соответствует возрастным психологическим особенностям детей, способствует формированию речевой и читательской культуры обучающихся, формированию поликультурной компетентности.
Тексты имеют универсальный характер.
Текст №1
УЛЫБАТЬСЯ
Судьба слова в развитом литературном языке резко отлична от судьбы слова в узком, ограниченном диалекте. Широта связей, разнообразие взаимодействий литературного языка, его интенсивный смысловой рост способствуют непрекращающемуся движению и перемещению разных звеньев его семантической системы. Процессы притяжения к литературному слову разнообразных и разносторонних значений особенно выпукло и резко дают себя знать в семантической истории глагола «улыбаться-улыбнуться».
Слово «улыбаться — улыбнуться» в своем основном значении «мимикой лица, губ или глаз, показывающей расположение к смеху или выражающей удовольствие, благосклонность, привет либо иронию, издёвку, насмешку, проявлять свое отношение к кому-либо или чему-либо» вошло в литературный язык из народных диалектов.
Народное значение, чаще всего соединявшееся с представлением об игре лица ребенка, о ясной улыбке младенца, еще очень рельефно обнаруживается в употреблении слова улыбаться в русском литературном языке XVIII в.
Гораздо позднее, чем «улыбаться—улыбнуться» укореняется в русском литературном языке народное, тоже собственно русское слово «ухмыляться—ухмыльнуться».
Этот глагол и до сих пор носит на себе отпечаток разговорности и имеет экспрессивную окраску фамильярного пренебрежения. Он, в сущности, является далеко не синонимичным глаголу «улыбаться», так как с ним связан оттенок «усмехаться, иронически, слегка пренебрежительно, как бы себе на уме улыбаться».
(180 слов) По В.В. Виноградову
Задания для комплексного анализа текста:
Объясните целесообразность использования данного заголовка к тексту.
Словарная работа. Дайте определение слова «диалект». Сравните с определением, поданном в словаре.
Выполните сравнительный морфологический разбор слов «улыбаться-улыбнуться», «усмехаться-усмехнуться».
Напишите сообщение об авторе текста (50 слов).
Выпишите из текста термины. Определите сферу их использования. Как она связана с тематикой текста?
Выпишите из текста слова, образованные постфиксальным способом.
Определите, к какой лексической группе слов относятся пары «улыбаться-улыбнуться», «усмехаться-усмехнуться». Дополните ряд 5 примерами.
Дайте определение понятия «русский литературный язык».
Подберите из словаря синонимов русские соответствия к слову «процесс».
Докажите, что данный текст – словарная статья.
Текст №2
А.П. ЧЕХОВ
В юности пошлость кажется только забавной и ничтожной, понемногу она окружает человека своим серым туманом, пропитывает мозг и кровь его, как яд и угар, и человек становится похож на старую вывеску, изъеденную ржавчиной: как будто что-то изображено на ней, а что? - не разберешь.
Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически-мрачные шутки: стоит только внимательно прочитать его "юмористические" рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.
Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы... порядочнее!» - тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, а за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрека их внутренний смысл.
Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрашным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где, с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже - с блеском...
(185 слов) Максим Горький
Задания для комплексного анализа текста
Подберите свой заголовок к тексту.
Определите жанр текста.
Письменно объясните использование знаков препинания в первом предложении.
Объясните написание слова «юмористические» в тексте.
Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных между собой понятий в тексте. Можно ли говорить о том, что в данном тексте имеет место параллелизм?
О чём свидетельствует использование троеточия в прямой речи? Какой оттенок приобретает данное выражение с данным знаком препинания?
Составьте простой план к тексту.
Назовите синтаксические средства выразительности в тексте.
Проиллюстрируйте правописание приставок на –з (-с) примерами из текста.
По информации, содержащейся в тексте, составьте хайку «А.П. Чехов».
Текст №3
ВОТ ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА!
Ах, вот оно что! Теперь понятно,
где собака зарыта.
Существует рассказ о том, что австрийский воин Сигизмунд Алътенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. Однажды во время путешествия собака даже спасла от гибели своего хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий - до начала XIX века.
Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».
Но есть более древний источник дошедшей до нас поговорки. Рассказывают, что собака, принадлежавшая Ксантиппу, отцу Перикла, не пожелала расстаться со своим хозяином, прыгнула в море и вплавь, вслед за судном, добралась до острова Саламин. Изнемогшая, она тут же издохла.
По свидетельству историка древности Плутарха, этой собаке поставили на берегу моря киносему - собачий памятник.
Некоторые немецкие лингвисты полагают, что это выражение создано кладоискателями, которые из страха перед нечистой силой, якобы сторожащей каждый клад, условно стали говорить о черной собаке, подразумевая под этим чёрта и клад.
Согласно этой версии, выражение «вот где собака зарыта» означало: «вот где клад зарыт».
179 слов Из Интернет
Задания для комплексного анализа текста
Определите жанр.
Определите тип речи.
Проанализируйте эпиграф к тексту. Согласны ли вы с таким оформлением? Докажите правильность своих мыслей.
Подберите однокоренные слова к слову «киносема».
Трансформируйте предложения, содержащие имена собственные, таким образом, чтобы последние в них не употреблялись. Изменился ли смысл предложений?
Дайте определение понятия «поговорка». Докажите, что в тексте речь идёт именно о ней.
Выпишите из текста слова, образованные путём сложения.
Выпишите предложения, осложнённые вводными конструкциями.
Составьте сложный план к тексту.
Составьте сенкан к тексту с первой строкой «Вот где собака зарыта».
Текст №4
ДВА РУЧЕЙКА
На вершине горы, в снегах поднебесья, родился ручеёк. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная тайна: напоить мир. Ручеёк с лепетом младенца устремился вниз. На пути споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо, другая — налево.
Та, которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они облагородили её и превратили в целебный источник. Люди с благоговением приникали к нему, пили, исцелялись и благословляли его. Ручеёк был рад и счастлив. Его счастье длится до сих пор.
Та часть ручейка, которая потекла налево, прошла через другие породы минералов и тоже слизнула их. Они отравили и озлобили её, сделали её источником смерти и болезней. Люди, поняв, что источник несёт отраву, проклинали его, избегали и предупреждали других не прикасаться к нему. Так сокровенная тайна его превратилась в смертельный яд, и жизнь источника наполнилась злорадством.
И так — до сегодняшнего дня.
Источник, что направо, и источник, что налево, не знают, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы.
(163сл.)
Ш. Амонашвили
Задания для комплексного анализа текста
Определите тип речи.
Определите тему текста.
Определите идею текста.
Докажите, что жанр данного текста – притча.
Проанализируйте синтаксические средства выразительности в тексте.
Определите характер связи предложений в тексте.
Проиллюстрируйте примерами из текста понятие «приставочно-суффиксальный способ словообразования».
Проанализируйте лексические средства выразительности в данном тексте.
Выполните фонетический разбор слова «поднебесье».
Составьте диаманду к данному тексту
Текст №5
"…ОДНА ЛЮБОВЬ ДУШИ МОЕЙ"
Ах, как он молод был – Пушкин – во время своей первой южной ссылки, как пылок, честолюбив, встревожен, но и горд своей судьбой! Как он был застенчив и горестно одинок! Хорошо ещё, что вместе с ним ехал "дядька", Никита Козлов, преданно его любивший, и потому, скорее, близкий друг, чем слуга.
Юного поэта томила неясность, обида родных, собственная неопытность в делах житейских и эта внезапная оторванность от привычной среды, от прежних друзей, от всего того, чем он так искренне дорожил.
А был ему в ту пору 21 год, но он уже имел достаточную известность в литературных кругах и обществе – своими вольнолюбивыми стихами, своей поэмой-сказкой "Руслан и Людмила", посланиями к друзьям и эпиграммами. Он уже понимал, что просто обречён быть поэтом.
Он уже знаменит среди друзей, в том числе и военных. Одой "Вольность", стихами "Деревня", "К Чаадаеву", где были удивительно смелые, будоражащие строки: "Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна!"
И вот в мае 1820 года он направлен из Петербурга в Екатеринослав к генералу Инзову под предлогом перевода по службе. Но все понимали, что это ссылка…(179сл.) По Г. Григоренко
Задания для комплексного анализа текста
Определите тип речи.
Определите жанр текста.
Проанализируйте заголовок к тексту.
Определите способ словообразования слова поэма-сказка».
Дайте определение понятия «эпиграмма».
Объясните использование тире в первом предложении.
Выпишите из текста топонимы, подберите к ним синонимы.
Определите характер связи предложений в тексте.
Прочитайте первый абзац. Каким образом автор передаёт атмосферу времени, когда происходят описанные события, эмоциональное состояние Пушкина?
Составьте сообщение о ссылке А.С. Пушкина, о которой идёт речь в данном тексте.